Борьба вокруг платформы Brent Spar на общественной арене
Первые сообщения о готовящемся затоплении платформы в океане появились в печати в марте 1995 г. Германская группа Гринпис (Greenpeace) не сидела сложа руки и уже 10 апреля члены этой организации на своем собрании в Гамбурге наметили план активных действий. 27 апреля, когда платформу буксировали к месту затопления в Северо-Восточной Атлантике, активисты Гринпис начали свою кампанию. Они привлекли четырех профессиональных промышленных альпинистов. Их дерзкая попытка взобраться на платформу увенчалась успехом. За первыми смельчаками быстро последовали 26 активистов Гринпис со всей Европы, затащивших на платформу в общей сложности около 20 т различного оборудования и снаряжения, в том числе, действующую спутниковую связь. Так Гринпис начала свою кампанию прямых действий стоимостью 750 тыс. ф.ст. по предотвращению затопления платформы Brent Spar. К воскресенью, 30 апреля, компания Shell разработала план, направленный на удаление активистов Гринпис с платформы, но 141
Гринпис вновь опередила Shell и предпринял следующее действие — привести на борт платформы группу журналистов. К тому моменту на платформе уже размещалось журналистское снаряжение и средства связи стоимостью около 350 тыс. ф. ст., в том числе спутниковая телевизионная связь, с помощью которой жители Германии, сидя дома у своих телевизоров, часами могли наблюдать за событиями на платформе. Гринпис также предпринимала активные действия по лоббированию на конференции министров четырех стран Северного моря. Благодаря усилиям компании Shell через некоторое время протестующие покинули борт платформы, однако 16 июня 1995 г. активисты Гринпис вновь предприняли попытку «взять на абордаж» платформу. Канцлер Германии Гельмут Коль осудил премьер-министра Великобритании Джона Мей-джера за поддержку планов компании Shell. В конце мая германское отделение компании Shell посетила делегация представителей Гринпис в Германии. В июне Гринпис заявила о предпринятых ею действиях в отношении 100 автозаправочных станций, продающих бензин компании Shell (UK), на которые были направлены группы протестующих. В результате, по утверждению Гринпис, они отпугнули три четверти клиентов этих автозаправок. Примерно в это же время вопрос о платформе был вынесен на обсуждение Палаты представителей британского парламента, а в Лейпциге (Германия) было оказано давление на официальных лиц, которые в результате отказались подписывать контракт на поставку нефти с Shell. Даже министры Нидерландов заявили о категорическом отказе покупать бензин производства Shell. Более того, лютеранская церковь бойкотировала бензоколонки компании Shell. За время скандала вокруг платформы объем продаж компании Shell в Германии сократился примерно на 30%. Аналогичные бойкоты компании прошли в Дании, Нидерландах, прочих странах бассейна Северного моря, в ряде городов Европы на улицы вышли демонстранты. В июне Commission Oslo & Paris (OSPAR) проголосовала за введение запрета на затопление нефтяных сооружений в Северо-Восточной Атлантике. Правительство Великобритании возражало против этого решения, которое с правовой точки зрения не было обязательным для Великобритании. Тем временем 16 июня два активиста Гринпис все-таки проникли (их сбросили на парашютах с вертолета) на буксируемую к месту намеченного затопления в Северо-Восточной Атлантике 142
платформу. А в Германии массовое распространение приобрел бойкот нефтепродуктов компании Shell, и это движение стало распространяться по всей Европе. 17 и 18 июня были предприняты нападения на две автозаправочные станции Shell в Гамбурге — городе, где расположена штаб-квартира германского отделения компании Shell: одна была уничтожена в результате взрыва бомбы, другая — обстреляна из ручного оружия. Третья автозаправочная станция была атакована петардами. Эти драматические события совпали по времени с объявлением компании Shell (UK) о том, что ее высшие руководители станут уделять больше времени «более полным разъяснениям преимуществ» выбранного ими плана затопления платформы. 20 июня было объявлено прямо противоположное: председателю правления британского отделения Shell из штаб-квартиры материнской компании Royal Dutch Shell в Гааге было передано указание аннулировать решение о затоплении платформы. Однако правление этой компании никогда не возражало против первоначального решения о затоплении платформы, которое изначально было намечено на 22 июня. Министр энергетики Великобритании Тим Эггер заявил в парламенте, что премьер-министр поддерживал план компании Shell. И лишь несколько минут спустя в Лондоне был выпущен пресс-релиз, объявляющий о приостановке операции по затоплению. Компания Shell пересмотрела свое решение и постановила прекратить операцию по затоплению, при этом настаивая, что подобное решение было принято под давлением со стороны правительств европейских стран. По сообщениям, члены правительства Великобритании были взбешены этим сообщением, так как продолжали занимать позицию в поддержку первоначального решения. Так компания Shell не сумела вести диалог в правильном ключе со своим основным и самым ценным единомышленником, британским правительством, даже после получения с его стороны мощной поддержки. В августе 1995 г. платформу Brent Spar можно было наблюдать пришвартованной в одном из норвежских фьордов. Для независимого расследования было привлечено Норвежское общество классификации судов (Den Norske Veritas — DNV). Сентябрь стал месяцем конфузов для телевизионных комментаторов — им пришлось признать, что они, по их утверждению, невольно позволили группе Гринпис манипулировать освещением «саги» о платформе в СМИ. Группа Гринпис была основным 143
источником видеозаписей о разворачивающихся вокруг платформы событий, которые демонстрировались в программах новостей. 4 сентября Гринпис признала, что их оценка количества нефти в танках платформы в 5,5 тыс. т нефти неверна. Исполнительный директор Гринпис лорд Питер Мэлчет встретился с председателем правления и президентом компании Shell (UK) Кристофером Фэем и подтвердил свое отрицательное отношение к проекту глубоководного затопления Brent Spar. Компания Shell уже рассмотрела около 200 вариантов уничтожения на суше или повторного использования платформы. Гринпис со своей стороны подтвердила, что основывала свою кампанию протеста на данных расчетов Shell о наличии в танках платформы 100 т токсичного отстоя и 30 т радиоактивных отходов низкого уровня радиации. Следующая встреча глав Гринпис и Shell (UK) была намечена на октябрь 1995 г. В октябре компания DNV опубликовала результаты своего освидетельствования содержимого танков платформы Brent Spar. Они должны были способствовать планам уничтожения платформы на суше.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Борьба вокруг платформы Brent Spar на общественной арене» з дисципліни «Паблік Рілейшнз: принципи і практика»