Несмотря на широкое признание и применение, теории Портера не были приняты безоговорочно и не избежали критики. Например, модель пяти сил подверглась некоторой общей критике (например, O'Shaughnessy, 1988; Speed, 1989; McDonald, 1992). В частности, Спид (Speed) отмечает, что коллективная мощь основных пяти конкурентных сил весьма значительно зависит от ситуации, сложившейся в отрасли, а О'Шоннессу (O'Shaughnessy) критикует сам выбор пяти сил, с которыми имеют дело базисные стратегии Портера: Почему выбрано только пять сил? Портер полагает, что остальные силы отражаются в этих пяти базовых. Он даже считает, что давление правительства может проявляться через выбранные им пять сил. Но не может ли этот аргумент использоваться для оправдания выбора еще меньшего числа сил? Некоторые маркетологи уже готовы утверждать, что они принимают в расчет рыночную власть поставщика, когда устанавливают коэффициент прибыльности, в то время как возможное вторжение на рынок заменителей учитывается путем определения потенциала и роста рынка. Он также подвергает сомнению предположение Портера, что следует делать выбор между стремлением к всеобщему лидерству по уровню затрат и дифференциации, поскольку проведение курса на дифференциацию незамедлительно и неизбежно приведет к увеличению уровня затрат (O'Shaughnessy, 1988). Он же утверждает, что существует множество случаев, когда компания обеспечивает себе дифференциацию за счет лидерства в технологическом уровне и при этом достигает лидерства в уровне затрат, снижая их за счет эффекта масштаба и эффекта кривой ожидания. Вероятно, один из наиболее убедительных аспектов критики теорий Портера можно найти у МакДональда (McDonald, 1992), утверждающего, что маркетинговые инструменты и технологии, предложенные Портером, вносят полезный вклад в определение «диагноза», но ни один метод не может сегодня обеспечить решения, которые должны принимать современные менеджеры маркетинга. Он также отметил врожденную опасность полагаться только на одно единственное средство. И хотя модель пяти сил Порте-Ра и его базисные стратегии и сохраняют свой статус как основное современное представление о стратегии, целесообразнее было бы воспринимать их как представляющий несомненную ценность Набор руководящих указаний.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Критика теорий Портера» з дисципліни «Паблік Рілейшнз: принципи і практика»