Познакомившись с символами солнца, перейдем теперь к рас смотрению проблем символа глаза как одного из основных мотивов в дизайнах товарных знаков, поскольку во многих культурах древ ности солнце считали глазом божества, в который не осмеливался смотреть ни один человеческий глаз. Глаз и взгляд человека явля ются также символами жизни, силы и чувства. Во всех цивилизациях глаз представляет собой средство прида ния властности словам. До сих пор в ходу такие выражения, как «магический глаз» и «дурной глаз». Уоллис Бадж в своей книге «Амулеты и талисманы» 1 уделяет, к примеру, большое внимание роли глаза, «дурному глазу» и тому подобным вещам. Дополнитель ные примеры можно найти в книге С. Зелигмана «Волшебная сила глаза» 2 . Рассмотрение роли глаза в разных культурах с точки зре ния антропологии выходило бы далеко за пределы настоящей рабо ты. Тем не менее следует обратить внимание на египетский глаз «Уза» — особую форму глаза бога Гора, встречающуюся в ряде сов ременных товарных знаков с изображением глаза. При рассмотрении товарных знаков нужно, естественно, прово дить различие между теми, в которых в силу специфики товара глаз оказывается непосредственно вовлеченным в происходящее 1 См.: Е. A. W a l l i s B u d g e . "Amulets and Talismans". New Hyde Park, "N. Y. University Books", 1968. 2 См.: S. S e 1 i g m a n n. "Die Zauberkralt des Auges und das Berufen. Ein Kapitel aus der Geschichte des Aberglaubens". Hamburg, 1922. 404 I (скажем, оптические приборы и телевизоры), и теми, которые пред ставляют изделия, не имеющие никакого прямого отношения к глазам. В первом случае использование мотива глаза в товарном знаке есть не что иное, как форма сообщения информации об изделии. Рис. 12.38 Рис. 12.39 Рис. 12.40 Рпс. 12.41 Рис. 12.42 Рис. 12.43 Рис. 12.44 Рис. 12.45 Во втором — его использование говорит об осознании дизайнером особой роли глаза как символа, возраст которого равен возрасту самого человечества. Вот примеры разнообразных изображепий глаз в товарных знаках: рис. 12.38. Фирма «С. А. де этаблиссеман А. Сопике», Нант; рис. 12.39. Фирма «Коламбиа бродкастинг систем инк.», Нью- Йорк. В одних дизайнах изображение глаза узнают тотчас же: рис. 12.40. Фирма «Мазетти АГ», Мальме; рис. 12.41. Фирма «Продюп Отоне», Воре-сюр-Арзонн, департа мент Верхняя Луара; рис. 12.42. Фирма «А. Готтлиб ГмбХ», Фрейбург в Брайсгау. 405 В других это происходит по прошествии какого-то отрезка вре мени: рис. 12.43. Фирма «Фернзе ГмбХ», Дармштадт; рис. 12.44. Фирма «Ассошиэйтед телевижн лтд.», Лондон; рис. 12.45. Фирма «Фабриксболагет ПП продуктер, Орнрюд ох Эриксон», Гётеборг.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Глаз» з дисципліни «Товарні знаки: створення, психологія, сприйняття»