ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ИХ АНАЛИЗ: СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
В США существует множество неправительственных организа ций, постоянно связанных с вопросами товарных знаков, таких, как, например, Ассоциация американских адвокатов, Национальная ассо циация промышленников, Американская ассоциация патентного пра ва, Ассоциация товарных знаков США, Федеральная ассоциация адвокатов и Американская группа Международной ассоциации па тентов и товарных знаков. Среди них Ассоциация товарных знаков США занимает особое место в качестве организации, стимулирую щей всякого рода деятельность по созданию и развитию товарных знаков как на международном, так и на национальном уровнях. Для этого она организует встречи и конференции, а в мае — июне 1973 г. в Вене Ассоциация товарных знаков США участвовала в подписании международного Договора о регистрации товарных знаков. Помимо этого, ассоциация ведет обширную издательскую деятельность, выпус кает в свет книги, исследования и журналы. Наибольшей известно стью пользуется журнал Трейдмарк репортер, на страницах которо го регулярно обсуждаются различные аспекты товарных знаков, включая национальные и международные правовые вопросы в этой области. Как раз правовым проблемам посвящается большинство ста тей в журнале. Впрочем, там можно встретить информацию и по другим интересным проблемам, более соответствующим профплю на стоящей книги. В одной из статей Роберта Л. Эраски 1 рассматривается вопрос «корпоративной индивидуальности». «Корпоративная индивидуаль ность, — утверждает Л. Эраски, — может создаваться сознательно и планомерно или возникать сама собой». Затем он описывает, как тщательно, шаг за шагом создавался корпоративный образ фирмы «Меморекс», основанный на идее «системы», выдвинутой организаци ей «Унимарк интернэшнл», утверждавшей, что «компания может со хранять единый тип и стиль во всем мире». Конечно, корпоративная индивидуальность не сводится к одним 1 См.: R o b e r t L. H e r h u s k y . "Corporate Identity—by Design, not Defa ult". — Trademark Reporter, vol. 60, January—February 1970. 318 товарным знакам, но методы ее достижения тем не менее для нас представляют большой интерес, поскольку во многом они сходны с теми, которые мы рассматривали здесь применительно к созданию товарных знаков. В том же журнале Бенжамин Дж. Пастер опубликовал любопыт ную статью по истории маркировки товара'. При ее подготовке он использовал сведения по древнейшему периоду: о клеймах на кир пичах Ниневии, древнегреческой керамике и римских водопровод ных трубах. Не менее интересна работа Артура А. Марча «Товарные знаки и компьютеры» 2 . Основываясь на данных, полученных от сотрудников Ассоциации товарных знаков США, А. Марч анализирует опыт ис пользования компьютеров и потребности в них при руководстве служ бой товарных знаков. Из 187 полученных им ответов следовало, что- примерно в 20 юридических фирмах и корпорациях компьютеры либо постоянно использовались регулярно, либо при необходимости, доступ к ним был открыт. В своей работе Марч ссылается на исследования по предвари тельной оценке стоимости создания банка данных по товарным зна кам, которым могла бы пользоваться «группа юридических фирм или мелких корпораций». «Планировалось наладить эту службу с таким; расчетом, — пишет он, — чтобы она могла обслужить многие фирмы, а также многих клиентов в рамках каждой фирмы». В целом же этот проект очень близок к тому, который выдвигается автором в послед ней главе данной работы (см. с. 455). В наше время, когда все более необходимым становится между народное сотрудничество в области компьютеризации товарных зна ков, не исключается возможность создания централизованного банка данных, содержащего информацию по товарным знакам нескольких стран. Само собой разумеется, эти вопросы требуют самого тщатель ного изучения и проведения тщательной подготовительной работы. Поэтому не приходится ожидать появления такого рода банка дан ных в ближайшее время, причем даже при том условии, что фирмы, уже обладающие системой компьютерной службы, проявят готов ность к сотрудничеству. Тем не менее исследования, подобные тем,, на которые ссылается в своей работе А. Марч, свидетельствуют о том,, что заинтересованность в создании централизованного банка данных по товарпым знакам для компьютерного использования возрастает. Еще одну интересную статью опубликовал в журнале Макс Ле- кюс 3 . В ней дискутируются сложности языкового восприятия товар ных знаков, которые могут встретиться при экспорте товара на отда ленные рынки. М. Лекгос ссылается на обычную практику создания новых товарных знаков: проведение «мозговой атаки» специалистов. 1 См.: Trademark Reporter, vol. 59, 1969. 2 См.: A r t h u r A. M a r c h . "Trademark Computer Survey".—Trade mark Reporter, vol. 59, 1969. 3 См.: M a x L e k u s . "Problems in Coining International Brand Names".— Trademark Reporter, vol. 59, 1969. 319»; просмотр справочников и словарей на самых разных языках, изуче ние реестров товарных знаков и т. д. Поэтому, считает он, «вы бор названия товара, приемлемого на международных рынках, зачастую делается старым методом проб и ошибок. Ведущая- нефтяная компания заявляет, что она доверяет практике „пригла шения экспертов-языковедов и атташе по внешней торговле" для отсеивания нежелательных вариантов. Другие в поисках названий полагаются на „советы иностранцев". Некоторые компании пользу ются ЭВМ. Гласные и согласные выбранного слова закладываются в машину, с тем чтобы получить самый полный набор комбинаций». Особое внимание М. Лекюс уделяет тщательному отбору новых товарных знаков с учетом социолингвистических коннотаций. «Лю бой товарный знак, уже существующий или еще только разрабаты ваемый, может оказаться неподходящим, если его значение ассоции руется с сексом и/или бранными словами, религиозными отношения ми, национальными, расовыми или социально-экономическими группами». М. Лекюс подробно рассматривает вопрос о том, на скольких язы ках говорят на территориях, которые, говоря коммерческим языком, представляют интерес для американской промышленности, а затем излагает основополагающие принципы отбора. Исключаться должны в первую очередь слова, «неприемлемые по самой своей стилистиче ской принадлежности». Сложнее обстоит дело со словами, имеющи ми «скрытый» смысл. Здесь рекомендуется проверить восприятие этого слова на двух или трех местных носителях языка. Лекюс делает различия между так называемыми явными и скры тыми источниками отрицательных ассоциаций. Первые делают в принципе невозможным использование данного слова в качестве товарного знака, поскольку «они (т. е. стоящие за ними образы) неприемлемы в качестве названий для товарных знаков сами по себе». Например, нельзя использовать английское слово «РЕТ» (любимец, баловень) в качестве товарного знака во франкоязычных странах или французской марки «PSCHITT» в англоязычных. Види мо, специалисты-франковеды не предупредили японских промышлен ников (если последние запрашивали их) о том, что использовать корень CON в марке их всемирно известных фотоаппаратов нежела тельно. Слова, использование которых невозможно из-за того, что в них содержится дополнительный неприемлемый смысл, Лекюс назы вает «ловушками». По этому поводу он пишет: «Хотя нетрудно отка заться от слов, использование которых ограничено уже словарем, все же нужно проводить и дополнительный отбор во избежание слэнга и скрытых значений». Роберт У. Принслоу выступил со статьей «Менеджмент и поли тика товарных знаков» '. Эта работа является прекрасной иллюстра цией того, почему иногда компании оказываются вынужденными менять свои товарные знаки, и какие в этой связи возникают про- 1 См.: R o b e r t W. P r i n s l o w . "How Management Implements the Trade mark". — Trademark Reporter, vol. 58, 1968. S20 блемы. Поскольку различные аспекты обновления товарных знаков будут рассматриваться в гл. 13, мы остановимся здесь лишь на глав ных положениях статьи Принслоу. Во-первых, обращает на себя внимание тщательный и системный подход анализируемой им компании, американское отделение которой называется «Америкэн стэндерт инк.» (Нью-Йорк), а европейское — «Айдиал стэндерт инк.». Введя в 1960 г. после тщательной подготов ки новый товарный знак для своей продукции, компания приняла все меры, необходимые для реализации программы по его унифика ции. Одним из главных шагов, осуществленных в этом направлении, было создание комитетов по товарным знакам, во главе которых сто яли специалисты по маркетингу, разработавшие общие правила для всех подразделений группы компаний. Даже после окончательного внедрения нового товарного знака комитеты продолжали следить за его использованием на изделиях, в сфере обслуживания, на бланках и в рекламе. Роберт Т. Раттиган рассматривает практически те же самые про блемы, но пользуется другой терминологией. Его статья посвящена проблемам визуальной к о м м у н и к а ц и и Н а ч а в свою статью в резко наступательном тоне («в большинстве пресс-релизов с описанием новых программ товарных знаков для ведущих компаний содержится одна чепуха»), он быстро переходит к обсуждению главной задачи товарных знаков, а именно быть средством коммуникации. Идеи и мысли, выраженные словами, подчеркивает Р. Раттиган, содержатся в самом слове. «Информация (которую онн, т. е. товарные знаки, передают) носит одновременно и вербальный и визуальный характер, но, по скольку процессы зрительного и слухового восприятия неодинаковы, они требуют и различного подхода». Далее он выступает за «проду манный подход к созданию образа компании, ибо практика, которая существует в настоящее время, не позволяет свести воедино состав ные черты этого образа». Необходимо, чтобы организации и лица, ответственные за общие проблемы визуальной и вербальной комму никации, работали в тесном содружестве. Роберт Т. Раттиган пишет: «В целом, если компания стремится к единой политике товарных знаков, которая будет способствовать упрочению ее позиций на рынках, надо интересоваться не только лицом компании (товарным знаком), но и всеми факторами, влияю щими на восприятие ее образа. Атмосфера, окружающая товарный знак, не меньше, чем сам знак, определяет успех его воздействия». Американские деловые круги вообще проявляют большой интерес к товарным знакам. Статьи о товарных знаках и их роли в торговле регулярно появляются и в других журналах, таких, как Тайм, Биз нес уик, Сайлз менеджмент, Эдвертайзинг эйдж и Принтер'з инк. 20 марта 1963 г. Ассоциация по товарным знакам США провела первую дискуссию по товарным знакам на тему «Товарные знаки на 1 См.: R o b e r t Т. R a t t i g а п. "Trademark: Its Impact on Marketing—Vi sual Communication".— Trademark Reporter, vol. 58, July 1968. 21 Товарные знаки 321 рынке: современные проблемы их создания, совершенствования и использования». Дискуссия показала, насколько остро уже в 1963 г. стояла про блема поиска различными отраслями промышленности средств и путей создания новых товарных знаков, которые бы заметно отлича лись от существующих. Уже тогда было очевидно, что без системной научной методологии подобный интуитивный подход обречен на про вал н что при всем своем энтузиазме его сторонники вряд ли получат результаты, на которые они так рассчитывают. До этого Трейдмарк репортер ташке публиковал интересные статьи, например работу Дуана К. Боуэна о психологических аспек тах товарных знаков '. Он, в частности, пишет: «Большинство про блем, связанных с товарными знаками, по природе своей — психо логические проблемы» п «достойно удивления, что этот факт призна ют немногие». Затем он рассматривает вопрос, способствуют ли товарные знаки реализации товара или, напротив, создают препят ствия на ее пути, и цитирует Эдуарда С. Роджерса 2 : «Психологи до сих пор не смогли сформулировать правило, исходя из которого мож но было бы определить заранее, какие названия и марки привлекут покупателей и понравятся им. Я тем не менее уверен, что рано пли поздно будет выдвинута рабочая гипотеза, а пока следует экспери ментальным путем тщательно проверять все виды воздействия знака до его утверждения, хотя бы для того, чтобы исключить те из них, которые отталкивают покупателя или вызывают отрицательную реакцию. Обязательно должен существовать способ выяснять заранее этн вещи». И это писалось в 1914 г.! «Можно привести сотни приме ров того, как для появляющихся на рынке новых товаров отбирались соответствующие товарные знаки, разрабатывалась упаковка п ярлыки, готовилась реклама и покупалось место для нее, в предприя тие вкладывались тысячи долларов, товары были заведомо высокого качества, — но никто не мог сказать, как они будут восприниматься публикой». Франкфуртер также указывает на подобные свойства товарных знаков, когда он знакомит с решением суда в деле фирмы «Мшнавака раббер энд вулин мэныофэкчурерс К 0 » против «СС Крес те К 0 »: «Тот факт, что право на товарные знаки защищается по зако ну, свидетельствует о признании психологического воздействия сим волов. Наша жизнь основана на символах, и товары мы покупаем, руководствуясь ими. Товарный знак — это уменьшенный образ, ко торый побуждает покупателя выбрать то, что ему нужно, или то, что ему внушили. Владелец знака использует человеческие склонности, максимально подчиняя атмосферу рынка непрочной власти исходного символа. Какими бы средствами он ни пользовался, цель всегда одна: внушить с помощью знака потенциальным покупателям, что они хотят иметь товар, отмеченный этим знаком. Если эта цель дости гается, товарный знак оправдывает себя. 1 См.: D u a n e С. В о we п. "Applied Psychology Trademarks".—Trademark Reporter, vol. 51, January 1961. 2 См.: E d w a r d S. R o g e r s . "Good Will. Trademarks and U n f a i r Competi tion". "A. W. Shaw Company", 1914, p. 131, 62—63, 64. 322 Создание рынка товаров с помощью принятых символов говорит о том, что люди подвержены психологическому воздействию различ ных рекламных средств, что обеспечивает силу товарных знаков» '. Дафния Лндз также отмечает: «В сфере законов о товарных зна ках мы имеем дело не с осязаемыми вещами, которые можно потро гать руками, а с психологическими реакциями и ассоциациями» 2 . Впрочем, и Д. Боуэн обсуждает проблемы приводящего в заме шательство сходства двух товарных знаков н говорит о том, какие психологические тесты порой устраивают конфликтующие стороны в суде или сами судьи. Например, он описывает метод Макмюрри, ис пользованный при поисках товарного знака для смазочного масла, в результате чего возникла марка «SUPERLUB». К сожалению, кроме эмпирических и случайных тестов интуитивной реакции опрошен ных людей, он ничего предложить не может, научная основа для нахояедения товарных знаков по-прежнему отсутствует. При исполь зовании всех этих тестов полученные результаты все же не подни маются до того уровня, который был бы возможен при использова нии методов научного отбора или создания знаков. Вместо того что бы исследовать воздействие посредственных товарных знаков, следу ет направить усилия на выработку новых научных методов отбора п/или создания новых товарных знаков. В этом случае тесты дадут иную картину: товарные знаки либо станут легко восприниматься сознанием покупателя, либо покупатель отвергнет их. Д. Боуэн цитирует также X. П. Лонгстаффа 3 , пришедшего к вер ному выводу о том, что «плохо подобранное название всегда будет помехой, сколько бы средств ни вложили в рекламу» (самое удиви тельное, что с этим до сих пор пытаются спорить) 4 . Но метод X. П. Лонгстаффа предполагает исследование воздействия только самого слова, а не его этимологии и окружения. Сам Д. Боуэн тоже не предлагает путей решения этой проблемы, хотя в заключительном разделе своей работы формулирует ряд частных предложений. Ов предлагает: 1) ввести в психологический лексикон новые понятия нз области •«товарные знаки»; 2) публиковать индексы сходных товарных знаков, характерных товарных знаков, легко запоминающихся, узнаваемых и воспроизво димых знаков, а также индексы их общественного восприятия; 3) создать для товарных знаков специальную технику поиска и широко использовать ее для решения производственных и юридиче ских вопросов. Кроме того, он считает отношение к товарным знакам устаревшим п предлагает повый подход, включающий в себя: 1 F r a n k f u r t e r . — Trademark Reporter, vol. 32, 1942. 2 D a p h n e L e e d s . "Confusion and Consumer Psychology". — Trademark Reporter, vol. 46. January 1956. 3 См.: D u a n e С. В о w e n O p . cit. — Trademark Reporter, vol. 51, January 1961, 18 fn 26; R o b e r t N. M с M u r r v. "How to Pick a Name for a New Pro- •duct".—73 Sales Management, 102, 1954. 4 См.: Journal for Applied Psychology, 1936, № 438 ("Trade Name Hurdles"). 21* 323 а) изучение средств воздействия на публику и относительного сходства различных знаков и возможностей возникновения ошибок; б) дифференцированное использование критериев товарных зна ков, используемых в различных областях в зависимости от количе ства п стиля уже существующих там знаков и специфики продукта; в) учет новых положений, даже законов, уточняющих условия использования товарных знаков в рамках одного города, штата, рай она или на национальном уровне. При этом следует принимать во внимание перенасыщенность рынка всевозможными знаками. Д. Боуэн пытается здесь создать единый критерий, который помо гал бы судьям вынести правильное решение по вопросу: посягает ли данный товарный знак на права другого товарного знака? Вопрос о том, как создать индексы спорных случаев и т. д., край не ваяхен при рассмотрении схожих товарных знаков. Если бы мож но было разработать приемлемые международные стандарты допус тимой степени внешнего и лексического сходства, многие неопреде ленности в правовых вопросах, существующие в наши дни во всех странах, отпали бы сами собой. Сейчас сходство товарных знаков определяется почти исключительно на основании субъективных оце нок, с применением более общих критериев только в таких вопросах, как: — продаются ли продукты в одном магазине или относятся они к одной отрасли торговли? — распространяются ли на продукты оба этих положения одно временно? Правовая неопределенность приводит к тому, что по вопросам сходства товарных знаков судами выносятся самые неожиданные, порой прямо противоположные решения. Вопрос о введении в этой области унифицированных критериев крайне важен, но все же это не основной вопрос. Основная проблема формулируется следующим образом: как соз давать новые товарные знаки, которые не порождали бы подобных конфликтов? .Поэтому нам представляется необходимым дополнить выводы Д. Боуэна следующими предложениями: 1) разработать методы определения а) образа продукта, б) требующегося для него образа товарного знака; 2) разработать методы анализа существующих товарных знаков; 3) разработать методы создания новых знаков, которые, позво ляют избежать схемы, выявленной с помощью анализа, указанного в пункте 2, п соответствуют образу товара и желательному образу зна ка, выявленных с помощью анализа, указанного в пункте 1; 4) разработать методы тестирования восприятия покупателями слов, которые созданы с использованием метода, указанного в пунк те 3; 5) разработать методы выработки стандартных критериев для использования в судах при рассмотрении дел о сходстве слов. 324 Перечисленные вопросы обсуждаются в различных разделах дан ной книги, но в первую очередь в последней главе. В 1952 г. в США была опубликована работа под названием «Семь дизайнеров о дизайне товарных знаков» '. Этими дизайнерами были Герберт Байер, Уилл Бёртин, X. Крестон Донер, Алвин Ластпг, Поль Рэнд, Бернард Рудофски и издатель Эгберт Джекобсон. Во введении они сами себе задают вопрос: «Что такое товарный знак?» И, отвечая на него, приходят к выводу, что «товарный знак — это нечто вроде символа или подписи на товаре или услуге, которые позволяют уста новить их производителя или спонсора и которые удовлетворяют его законную гордость и налагают на него ответственность». На вопрос, что же такое хороший товарный знак, авторы дали такой ответ: «Критерием оценки любого дизайна должно быть на хождение ответа на решаемую проблему: дает ли он желаемый эффект, четок ли он, запоминается ли он, оригинален ли он? Дизай ну надлежит быть простым по замыслу, легким в восприятии, уни кальным по форме и стилю, воспроизводимым в любом масштабе и в любой среде». Здесь перечислены, разумеется, не все критерии создания новых товарных знаков. Стремление сохранить старый дизайн часто остав ляет возмолшости для внесения незначительных изменений, и новый вариант получает все права старого при условии, что он не уступает ему по качеству. Примером может служить старый и обновленный товарный знак «GREEN GIANT* (зеленый гигант). Данный аспект следует также иметь в виду при выборе совер шенно нового дизайна. Более того, обновление знака должно соответ ствовать схеме его восприятия в изменившемся сознании потребите лей. Герберт Байер, один из авторов книги, пишет, что у потребите лей ощущается «буквенный токсикоз» из-за бесконечного потока слов, ежедневно свергающегося на них. Поэтому было бы целесооб разно заменить буквы рисунками. «Хороший товарный знак, — отмечает он, — это зрительное упро щение модели, где оставшаяся часть обладает самостоятельной цен ностью и, заняв однажды свое место в мире символов, легко узна ется». Таким образом, главная заслуга Г. Байера в том, что он указал на роль рисунка, который дополняет бесконечно повторяющиеся сло весные знаки. Поль Рэнд подчеркивает, что при правильном использовании деко ративные элементы товарных знаков могли бы стимулировать инте рес покупателей. Это совершенно новый подход к принципу созда ния товарных знаков. В последние годы он получил широкое распро странение как в Европе, так и в США. Итак, можно выделить две важные функции товарных знаков: 1 "Seven Designers Look at Trademark Design". Chicago, "Paul Theobald Pu blishers", 1952. 3 2 5 а) эффект товарного знака, т. е. функция идентификации, «узна вания» товара; б) декоративный аспект, зачастую предполагающий повторение приема. П. Рэнд замечает по этому поводу: «Существуют два наиболее важных пути превращения товарных знаков в средство, стимулирую щее покупку и разъясняющее достоинства товара: а) менять формы использования товарных знаков; б) изменить сферу их применения. Он относится к числу дизайнеров, верящих в наличие тесных свя зей между трактовкой товарных знаков и современными течениями в искусстве. С 1963 г. товарные знаки, до тех пор лишь пассивно отражавшие прогресс изобразительного .искусства, сами стали играть важную роль в развивавшемся в США художественном направлении, получившем название «поп-арт». И это неудивительно: ни в одной другой стране нет такой тесной зависимости между вкусами потре бителей, товарными знаками и искусством, как в США. Уилл Бёртин дает сравнительный анализ товарных знаков и тор говых наименований товара. Он рассматривает товарные знаки с точки зрения их практического воздействия. Изучая газетные мате риалы и другие печатные издания, У. Бёртин приходит к выводу, что, судя по публикуемой там рекламе, товарные знаки занимают крайне незначительные позиции. Товарные знаки «не могут противоречить основной информации, поэтому свободного места более чем достаточ но». Он считает, что налицо «явный кризис передачи информации» и что следует пересмотреть методы рекламы и использования товарных знаков. «Не вызывает сомнения, что товарные знаки отвечают психоло гическим требованиям современной рекламы: «Лови, внушай, дер жи!» Все мы так часто сталкиваемся с хорошими товарными знака ми, что даже не отдаем себе отчета в том, насколько они обогатили наш словарь и представление о мире». В главе о роли товарных знаков в процессе идентификации товара X. Крестон Донер в качестве примера рассматривает случай с предо хранительными экранами для стекол фирмы «Либбей, Оуэне Форд гласе К 0 » из Толедо. Экран был создан в 1917 г., несколько раз обновлялся, например в 1950 г., когда потребовались «сотни вари антов дизайна и многочисленные заседания круглых столов» для создания новой модели, которая напоминала бы прежнюю и соответ ствовала бы готовящейся на предприятии ком пании по совершенствованию производственно го климата. Эгберт Джекобсон отмечает, что стиль «Бау хауз» оказал слабое влияние на графику США и что Вестерн-стиль шрифта прошлого века до сих пор используется в товарных знаках, ска жем в знаке фирмы «Кнолл питернэшнл» (см. рис. 10.1). «Герман Миллер компани», например, ис- Рис. 10.1 326 пользует бросающийся в глаза символ «М», созданный Джорджем Нельсоном (см. рис. 10.2). Это прекрасный дизайн, но буква «М» в нем угадывается с трудом. В абстрактной форме он превосходно передает идею элегантности и комфорта современной мебели. Стиль «Баухауз» можно, например, обнаружить в логотипе USS (см. рис. 10.3), созданном для фирмы «ЮнайтедСтейтсстил» из Ппттс- бурга, и в знаке «Ш» фирмы «Интернэшнл Харвестер» (см. рис. 10.4). Рис. 10.2 Рис. 10.3 Рис. 10.4 Соотношение между силуэтом и фоном знака определяет его вос приятие потребителем. Это взаимодействие играет существенную роль при помещении знаков на фоне темных кругов и т. д. «Среда» делает взаимодействие рискованным. Джекобсон считает, что фигуры симметричной формы обладают большей законченностью, поскольку в них легче прослеживается основной силуэт. «Но поскольку симметрия предполагает равновесие, иногда воз никает ощущение баланса сил или покоя... Фигура в состоянии по коя привлекает меньше внимания, чем движущаяся фигура. Поэтому при создании элементов товарных знаков лучше избегать симметрии, если только мы не хотим добиться ощущения стабильности в чистом виде». При использовании в товарных знаках фона как значимого эле мента следует искать яркие решения. Простое заключение знака в круг делает его похожим на бесчисленные другие знаки в круге и снижает его оригинальность.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ИХ АНАЛИЗ: СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ» з дисципліни «Товарні знаки: створення, психологія, сприйняття»