В связи с тем что изобразительные товарные знаки могут вклю чать в себя не только изображения предметов, но и слова в особой форме, иногда бывает трудно провести четкое разграничение между буквенными или словесными знаками и изобразительными знаками. Поскольку в восприятии произведений искусства и восприятии товарных знаков есть много общего, представляет интерес подход к товарным зпакам с точки зрения психологии, изложенный в авто ритетном труде Р. Арнхайма «Искусство и зрительное восприятие» '. Исследования Арнхайма показали, что видение и зрительное восприятие различных объектов могут быть процессами более слож ными, нежели просто механическая регистрация. «В последнее вре мя, — пишет он, — психологическая мысль поощряет нас именовать зрительное восприятие творческой активностью человеческого разу- 1 См.: R u d o l f A r n h e i m . "Art and Visual Perception: a Psychology of the Creative Eye". Berkeley, "University of California Press", 1954. Все цитаты в гл. 6.3, исключая особо оговоренные в примечаниях, взяты из данной работы. 199 ма. На чувственном уровне восприятие обеспечивает то, что в сфере рассудка известно как понимание». Подход с позиций психологии «творческого глаза» важен и для нас с вами. Ниже будет рассказано о некоторых исследованиях Арнхайма, с тем чтобы выяснить, применимы ли его выводы о зри тельном восприятии искусства к проблеме восприятия изобразитель- пых товарных знаков, в которых искусство не всегда предстает в виде самой существенной характеристики. Будут рассмотрены сле дующие аспекты: 1) сбалансированность, включая элементы веса и направления; 2) форма; 3) простота; 4) перспектива; 5) движение, в том числе мнимое движение.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Изобразительные товарные знаки» з дисципліни «Товарні знаки: створення, психологія, сприйняття»