С начала коммерческого взрыва, происшедшего в конце XIX в., торговцы считали весьма подходящим местом для размещения рек лам стенки фургонов, развозящих товары. Эта практика сохранилась и с наступлением эры автомобилей. Ныне товарные знаки, помещае мые на бортах грузовиков, часто выдерживаются в стиле, соответ ствующем современному облику этих средств транспорта. Борта гру зовых автомобилей — больших, мощных, быстрых — обиты светлыми планками из блестящего алюминия. Прицепы и полуприцепы имеют теперь такой основательный, а иногда даже элегантный вид, какого прежде никогда не знали. Рис. 3.1 Рис. 3.2 По-видимому, конструкция грузовых автомобилей оказала влия ние на формирование товарных знаков. Современный товарный знак неизбежно должен отражать образ этих впечатляющих гигантов до рог. Художественное чутье дизайнеров не может мириться с оснаще нием красивых новейших средств транспорта старомодными товар ными знаками. 119 Хотя у предпринимателей возникает почти непреодолимое жела ние помещать свои имена на бортах грузовиков, в наши дни встреча ются и такие из них, кто не поддается этому искушению. Некоторые предпочитают помещать на боковых и задних бортах своих грузови ков лишь товарный знак, обычно изобразительный. Изобразительные знаки помещаются на грузовики для того, что бы привлечь внимание автомобилистов, пешеходов и людей из улич ной толпы. Как правило, у автомобилистов нет ни времени, ни терпе ния, чтобы знакомиться с товарными знаками на стационарных рек ламных щитах. Когда им нелегко обогнать движущийся впереди гру зовик, у них появляется время, необходимое для изучения знака, помещенного на заднем борту этого грузовика, даже вопреки своему желанию. Некоторые предприниматели решились даже помещать товарные знаки на передке своих грузовых автомашин в зеркальном изображе нии, с тем чтобы водители и пассажиры легковых автомобилей, дви жущихся впереди грузовиков, могли разглядеть их в зеркалах зад него обзора. Несмотря па то что товарный знак и машина, на кото рой он помещен, образуют гармоничное целое, доставляющее весьма большое эстетическое удовольствие, имеется опасность того, что сама по себе эта гармоничность в состоянии сделать товарный знак менее бросающимся в глаза. Возможно, что высокий уровень узнаваемости монограмм «Дженерал электрик» (как признается в различных пуб ликациях) покоится именно на этом опасном принципе. Столь старо модная монограмма стиля «Арт-пуво» (новое искусство) так и не была заменена и образует контраст со строгим стилем новейших товарных знаков. Поэтому возникает вопрос о целесообразности ис пользования устаревших форм с единственной целью добиться контрастного эффекта. Этого можно добиться и оригинальным реше нием современного дизайна. При проектировании изобразительных знаков для фирм, желаю щих рекламировать свои торговые знаки на средствах автомобильного транспорта, следует считаться со скоростью «медиума». Данное сред ство, т. е. грузовик, обычно движется в поле зрения того, кто его видит, с большой скоростью. Временами товарный знак на движу щемся грузовике воспринимается лишь как нечто расплывчатое, нечеткое, если вообще обстановка на дороге позволяет его разгля деть. Скорость транспортного средства часто находит выражение именно в знаке, поскольку сама скорость зачастую служит образным элементом услуги, оказываемой товаром, который представляет дан ный товарный знак. Поэтому товарные знаки на грузовиках (не просто наименования фирм, а настоящие виньетки и изобразитель ные знаки) зачастую содержат стрелы или стреловидные композиции. Стрелы наглядно показывают общую тенденцию к отображению скорости в двухмерных композициях. Трудность сочетания мотива стрелы со словом заключается в том, что на одном борту стрела показывает направление движения грузовика, тогда как на другом она указывает противоположное направление, если только нельзя помещать стрелу с любой стороны слова. Поэтому рекомендуется 120 использовать товарные знаки более абстрактного характера, т. е. такие, которые можно размещать в перевернутом виде, скажем знак, симметричный по горизонтальной оси.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Товарные знаки на грузовиках» з дисципліни «Товарні знаки: створення, психологія, сприйняття»