Второй уровень эффективности касается социально-психологического аспекта, т. е. эмоциональной реакции и влияния воспринимаемого сообщения на отношение к товару или марке. Сам факт восприятия сообщения целевой группой еще не свидетельствует об эффекте изменения отношения. Прекрасно понятое и усвоенное сообщение может быть недейственным, если оно не адаптировано, неубедительно или просто нерелевантно. Вот почему при выборе направления рекламы нужно знать, из чего складывается отношение. По мнению Тведта (Twedt, 1969), содержащееся в рекламе предложение (обещание) должно быть: — желательным, т.е. сообщать что-то привлекательное о товаре; — эксклюзивным: ни одна другая марка или фирма не должны обещать того же; — вызывающим доверие, которое зависит от надежности и компетентности источника информации. Четких рецептов в сфере рекламного творчества не существует, хотя многие рекламисты и предлагают их (см., например: Reeves, 1970; Ogilvy, 1964). В дополнение к уже выдвинутым критериям полезно учитывать и следующие вопросы, также относящиеся к качеству выполнения рекламы. — Соответствует ли рекламное позиционирование той маркетинговой позиции, которой добиваются для рекламируемого товара? — Ясно ли, просто и понятно показана выгода для покупателя? Поддается ли она проверке? — Какова степень эксклюзивности обещания по отношению к конкурирующим маркам? — Обеспечены ли согласованность и последовательность рекламной кампании, означающие наличие общей темы для различных каналов и для различных периодов времени? — Опирается ли сообщение на хорошую рекламную идею, легко усваиваемую целевой группой? — Способна ли реклама захватить внимание читателя или зрителя? — Имеется ли простая и ясная связь между товаром, выгодой, рекламной идеей и ее исполнением? Цель рекламы Увеличить за год на 10% число производителей удобрений, знающих отличительные качества фосфорных кислот. Тема рекламы Выявить превосходство товара, который содержит меньше примесей и имеет приятный зеленый цвет. Рекламный мотив «чистый и зеленый». Результаты исследования эффективности До кампании После кампании — Понимание общей темы 3, 6% 16, 3% — Знание заявленных отличительных качеств 15, 3% 35, 1% — Убежденность в превосходстве товара перед конкурентами 9, 4% 24, 3% Врезка 13.1. Пример измерения влияния рекламы иа отношение. Источнчк: Bryk C.S. and Davis R. (1973). Вообще говоря, слишком оригинальные рекламные идеи опасны: они могут заслонить смысл передаваемого сигнала, так что запомнится реклама, но не рекламируемая марка. В центре внимания должен быть товар, а не рекламное сообщение. Если перечисленные условия выполнены, цель рекламы, касающаяся отношения, достигнута и целевая группа приведена в состояние позитивной восприимчивости к товару или марке. Это состояние будет либо закреплено повторением рекламы, либо изменено под действием сообщений конкурентов. Пример измерения социально-психологической эффективности рекламы имиджа приведен во врезке 13.1. В табл. 13.4 дан аналогичный пример для рекламы организации. Здесь сравниваются оценки двух японских компаний, одна из которых рекламирует себя, а другая нет (de Jaham, 1979). Таблица 13.4. Пример измерения эффекта рекламы организации. Источник: de Jaham M.K. (1979). Индикаторы отношения Тип рекламодателя Не использует рекламу организации Использует рекламу организации · Знание о существовании фирмы 82% 93% · Знакомство с фирмой и ее деятельностью 63% 77% · Позитивное впечатление о фирме в целом 38% 51%
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эффективность на уровне отношения» з дисципліни «Стратегічний маркетинг»