Относительно быстрое развитие новой сферы профессиональной деятельности привело к потере ясности относительно её предмета и границ. Очевидно, что первоначально политическими консультантами называли специалистов в области избирательных технологий. Но в рамках понимаемой таким образом профессии постепенно стали выделяться более узкие специализации. Кроме того, в некоторых европейских странах прижились иные термины для определения по существу той же самой сферы профессиональной деятельности: политический маркетинг во Франции или спин-докторинг в Великобритании. При этом политический маркетинг и спин-докторинг в других странах обычно рассматриваются в качестве составных частей политического консультирования. Иногда политический консалтинг воспринимается как эквивалент термина «политический PR», в других случаях к сфере политического консультирования относят некоторые области, очевидным образом не имеющие отношения к PR, к примеру, [111] экспертизу политических решений органов власти, проводимую специалистами в области экономики или демографии. Наконец, и специалисты в области политической науки, изучающие политическое консультирование, пока не пришли к согласию относительно границ этой сферы деятельности 43. Поэтому в целях ясности дальнейшего изложения проблемы нам придётся ввести собственное определение сферы политического консультирования. Под политическим консалтингом мы будем понимать сферу оплачиваемых услуг специалистов в области конкурентной политики (преимущественно, хотя и не исключительно, избирательных кампаний). Эти специалисты не могут строить самостоятельную политическую карьеру и преследовать в ходе профессиональной деятельности интересы, отличающиеся от интересов клиента. Политический консультант может переквалифицироваться в политика, например, выставив собственную кандидатуру на выборах. Бывший политик, ушедший с выборных постов, может начать карьеру политического консультанта. Конечно же, могут встречаться и попытки совмещения этих ролей. Но, при прочих равных, более узкая специализация способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, и, к тому же, приоритеты карьерных политиков и политических консультантов не совпадают. Таким образом, идеально типический политический консультант периодически сотрудничает с клиентами, относящимися к разным политическим партиям и отстаивающими противоположные политические ценности. Вместе с тем, данному определению политического консультирования ничуть не противоречит феномен «внутреннего» консультирования, при котором консультант или консалтинговая фирма сотрудничает исключительно или преимущественно с кандидатами одной политической партии (именно таким образом дело обстоит в США).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Определение политического консультирования» з дисципліни «Зв'язки з громадськістю як соціальна інженерія»