ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Промисловий маркетинг

Необходимость, сущность, принципы, задачи и содержание маркетингового планирования на предприятии
Признание роли потребителя в качестве главной основы деятельности
рыночно-ориентированного предприятия в области маркетинга, предполага-
ет, что руководство этого ориентированного на рынок предприятия умеет
давать утвердительные ответы на следующие вопросы.
Участвует ли ваш руководитель по маркетингу в принятии перспективных
управленческих решений, включая решение относительно проектов разви-
тия, требующих значительных капитальных вложений?
Основаны ли планы развития (расширения) предприятия на прогнозах
рынков сбыта или они зарождаются в производственном отделе?
Учитывается ли в планах расширения капиталовложений тот факт, что
выпускающиеся в настоящее время виды продукции будут производиться в
течение срока их окупаемости?
Уделяют ли руководители по маркетингу и их подчиненные планирова-
нию удовлетворения будущего спроса столько же времени, сколько руково-
дству текущими операциями?
Проверяются ли идеи о новых видах продукции службой маркетинга, пе-
ред тем как вложить капиталы в научно-технические исследования, в техни-
ку и технологию производства?
Обеспечиваются ли научно-исследовательский и инженерно-технический
отделы спецификациями по новым и модифицированным видам продукции,
основанными на изучении потребительского спроса?
Включают ли в себя эти спецификации необходимость в затратах на экс-
плуатацию и обеспечивают ли они легкость эксплуатации и ремонта про-
дукции для потребителя или для ремонтных работников?
Правильно ли соотношение персонала, занятого рыночными исследова-
ниями, и работников, занятых техническими исследованиями и инженерны-
ми разработками?
Располагает ли ваш отдел по техническому обслуживанию потребителя ;
точными данными о поставках?
Имеют ли эти отделы право решать вопросы, связанные с обслуживани-
ем потребителя, если это необходимо?
Уделяет ли ваша организация маркетинга время изучению изменения
условий использования ваших изделий, чтобы предусмотреть появление
новых запросов и потребностей потребителя?
202 ..j
Часто ли подвергаются изучению каналы сбыта продукции вашего
предприятия, чтобы определить наиболее эффективные пути достижения и
обслуживания ваших потребителей?
Основаны ли ваши рекламные публикации на фактических исследовани-
ях мотивов покупок потребителя?
Этот перечень вопросов можно было бы легко продолжить, но этого дос-
таточно для выводов. Сколько предприятий, рассмотрев эти вопросы, без
предубеждений обнаружат, что: а) они все еще пытаются продать потреби-
телю товары, которые они могут произвести, вместо того, чтобы выяснить
желание потребителя и удовлетворить эти нужды, или б) вместо гармонич-
ных взаимосвязей между функциональными отделами управлении и отде-
лом маркетинга, как в пределах самой функции маркетинга, наблюдаются
ожесточенные распри?
В какой-то мере эти проблемы может решить хорошо разработанный
сценарий перспективного развития предприятия или план развития пред-
приятия, основанный на маркетинговых исследований рынка, изучения ок-
ружающей среды и возможностей самого предприятия. В рыночных
условиях внутрифирменное планирование (ВФП) не может не быть марке-
тинговым, поскольку решает следующие задачи: выявление перспектив из-
менения внешнего окружения предприятия в целях уменьшения
неопределенности, сопутствующей принятию управленческих решений' в
плановом периоде, формирования целей и стратегии развития, определения
первоочередных задач, действий для их решения, необходимых ресурсов,
соотношение затрат и результатов, проектирование изменения состояния
предприятия, согласование работ всех его подразделений, создание базы
для организации мониторинга и контроля выполнения намеченных меро-
приятий.
Планирование в области маркетинга является ключевым среди обшир-
ного круга вопросов планирования деятельности предприятия, а успех дея-
тельности предприятия, как правило, означает успех его маркетинговой
деятельности.
Планирование маркетинга, естественно связано с практикой маркетинго-
вой деятельности. Чтобы последовательно и концептуально описать и дать
анализ самого процесса планирования маркетинговой деятельности или его
структуры, важно уточнить, в чем же заключается важнейшая функция мар-
кетинга. Среди массы определений маркетинга остановимся на нескольких.
"Маркетинг является видом деловой деятельности, с помощью которой
поток товаров и услуг направляется от производителя к потребителю или к
использованию". "Те виды деловой деятельности и организации в отличие
от первичного производства материалов и их обработки, с помощью которых
все эти товарно-материальные ценности и вещи превращены в продукт по-
требления, известны всем как маркетинг". "Маркетинг есть осуществление
деловой деятельности, которая направляет поток товаров и услуг от произ-
водителя к потребителю или другому производителю с тем, чтобы удовле-
творить потребителей и дать возможность предприятию выполнить его
задачи".
203 .В данных определениях уловлено коренное отличие между маркетингом
и другими управленческими функциями предприятия. Оно заключается в
том, что маркетинг нацелен на обмен между предприятием-производителем
и его потребителями. Это можно рассматривать как ту деятельность, кото-
рая необходима для отношений обмена и свойственна им.
Функция маркетинга - это функция предпринимательства, связанная с
процессом управления обменом произведенными предприятием товара-
ми и услугами, за которые покупатель уплачивает определенную стоимость
по оговоренной цене.
П. Друкер отмечает: "Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненуж-
ными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар и услуга
будут точно подходить последнему и продавать себя сами".
По мнению Эльдерсона, сущность функции маркетинга как раз и состоит
в том, чтобы сделать такой обмен товарами по возможности взаимовыгод-
ным. Он утверждает, что "маркетинг является источником всех используе-
мых конечных полезностей". Основная цель - привести в соответствие
потребности индивида с подходящим для него продуктом, и эту задачу вы-
полняет функция маркетинга.
Поэтому маркетинг охватывает значительную область деловой деятель-
ности. Маркетинг определяет наборы продуктов, используемых отдельными
лицами в конкретных условиях, и дает возможность обратить имеющиеся у
предприятия различные ресурсы на удовлетворение этих потребностей на
пользу обеих сторон.
Другими словами, маркетинг имеет дело с двумя потоками деятельности
и полезностей. Первый из этих потоков создает формы полезности в про-
цессе производства, а затем создает полезность как во времени, так и в
пространстве через процессы распределения. Вторым потоком деятельно-
сти является обратный поток денег и заказов, идущих от потребителей.
Маркетинг регулирует движение этих двух потоков таким образом, чтобы
обеспечить максимум удовлетворения спроса потребителей и прибылей
предприятия. Это означает, что все виды деятельности предприятия по
сбалансированию потребностей и ресурсов, а также по отбору ресурсов для
удовлетворения потребностей являются деятельностью в сфере маркетин-
га.
Исходя из этого не может быть никакого сомнения относительно важно-
сти маркетинга как вида деятельности любого предприятия. Однако следует
сказать и о некоторых других аспектах маркетинга. Значение маркетинга для
общества в возрастающей степени увеличивается по мере разделения ме-
жду потребностями покупателя или спроса, с одной стороны, и источником
ресурсов для покрытия их нужд - с другой. Маркетинг взаимопогашает рас-
хождение между потребностями покупателей и располагаемыми ресурсами
для их удовлетворения.
Значение функции маркетинга заключается в ее способности сбаланси-
рования потребностей и ресурсов. С общественной точки зрения ее цен-
ность состоит в том, что эта задача решается таким образом, что
максимализируется потребительная стоимость и в то же время ресурсы ис-
пользуются так, что достигается наибольшая общественная выгода. С точки
204
зрения отдельного предприятия значение функции маркетинга состоит в
сбалансировании потребностей с возможностями ресурсов таким путем,
чтобы обеспечить получение прибыли и достижение других целей. Эта сба-
лансированность потребностей с возможностями ресурсов предприятия
лучше достигается, когда предприятие разрабатывает сбалансирован-
ные планы своего развития на основе планирования маркетинговой
деятельности.
Изучение потребности в продукции предприятия, учет планируемой доли
рынка данной продукции составляют основу для разработки производствен-
ной программы предприятия, а через нее - всех основных разделов плана:
финансового, инвестиционного, себестоимости продукции, материально-
технического обеспечения и др. Причем планирование экономической дея-
тельности каждого предприятия необходимо для достижения полного объе-
ма производства и занятости имеющихся ресурсов, что в свою очередь
предполагает рациональное использование производственных фондов, ма-
териальных запасов, технологических и организационных методов, денеж-
ных средств, человеческого потенциала и многих других факторов.
Следовательно, сущность внутрифирменного планирования заключа-
ется в обоснованности наивысших экономических целей и задач раз-
вития предприятия, выборе наилучших способов их достижения на
основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объе-
мов и сроков производства промышленных продуктов (товаров), вы-
полнение работ и услуг по их техническому обслуживанию,
распределению и сбыту, при полном использовании производствен-
ных ресурсов.
Возможность приближения к конечным результатам делает процесс пла-
нирования необходимым условием продвижения к поставленным целям
развития предприятия в перспективе. При этом планирование необходимо
рассматривать как важнейшую функцию управления перспективным разви-
тием предприятия. Существует много определений планирования.
Планирование - это процесс проектирования желаемого будущего и
эффективных путей его достижения. Это процесс, по которому пред-
приятие решает что оно хочет достичь, как и за счет каких ресурсов оно
будет это достигать.
Планирование - это процесс определения целей, задач, стратегий
предприятия, а также разработка мероприятий по их достижению, ис-
ходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения
плана за определенный период времени. Результатом этого процесса
являются плановые решения, которые служат основой для последующей
целенаправленной деятельности предприятия и его подразделений.
Планом же называется заранее намеченная система мероприятий
по достижению заданной главной цели предприятия, предусматри-
вающая порядок, последовательность, сроки и ресурсы выполнения
работ или операций.
Планирование деятельности и развития предприятия - одна из общих
функций управления предприятием, взаимодействующая с другими функ-
205циями: организацией, координацией, регулированием, контролем, стимули-
рованием.
Планирование необходимо для каждого предприятия по двум причинам:
1. Внешняя среда предприятия настолько сложна и подвержена столь
многим изменениям, что необходимо, чтобы систематическое принятие ре-
шений принимало в расчет будущее ее развитие.
2. На предприятии различные управленческие решения должны быть
скоординированы и контролируемы, при этом существует единственная
возможность достичь этого, составляя планы, в которых цели и ресурсы их
достижения соответствуют друг другу.
Целью процесса планирования является уменьшение риска деятельно-
сти предприятия за счет снижения степени неопределенности будущих опе-
раций по взаимосвязи с внешней средой и концентрацией ресурсов на
выбранных приоритетных направлениях деятельности предприятия.
Планирование маркетинговой деятельности - это процесс опреде-
ления целей, задач и стратегий маркетинговой деятельности предпри-
ятия и разработка мероприятий в области товарной, ценовой и
сбытовой политики, а также системы ФОССТИС по достижению этих
целей.
План маркетинга - это система мероприятий по совершенствованию
товара, стратегии ценообразования, товародвижения и сбыта, и также
маркетинговых коммуникаций для достижения целей предприятия по
увеличению объема продаж, доли рынка, повышению конкурентоспо-
собности предприятия и реализации его маркетинговых стратегий.
План маркетинга на предприятии включает систему мероприятий в об-
ласти маркетинга - микс, необходимых для достижения рыночных целей,
обеспеченность ресурсами, объемы, методы, последовательность и сроки
выполнения работ по изучению целевого рынка, определению необходимого
количества нужного этому рынку товара, его производству, реализации и об-
служиванию.
Главные вопросы, определяющие сущность и содержание внутрихозяй-
ственного планирования, заключаются в следующем:
1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на пред-
приятии для завоевания своего целевого рынка?
2. Сколько продукции выгодно предприятию производить и какие эконо-
мические ресурсы следует использовать?
3. Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и
как организовать производство?
4. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее
можно продать?
5. Как предприятие может приспособиться к рынку и как оно будет адап-
тироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?
Основываясь на этих фундаментальных вопросах любое предприятие,
исходя из рыночного спроса на товары и услуги, рационального использова-
ния имеющихся экономических ресурсов, получения максимальной прибы-
ли, повышения доходов работников, самостоятельно должно планировать
свою предстоящую производственно-хозяйственную деятельность, опреде-
206
лять перспективы расширения производства продукции и развития предпри-
ятия. В зависимости от выбранной цели, применяемых методов, разрабаты-
ваемых показателей, уровня принимаемых решений и многих иных
факторов, принято различать несколько видов планирования. По времени
действия внутрифирменное планирование бывает краткосрочным или теку-
щим; среднесуточным или годовым; долгосрочным или перспективным. По
типам целей оно может быть оперативным, тактическим, стратегическим.
Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения
задач, которые поставлены, даны или.установлены вышестоящим руково-
дством, а также являются традиционными для предприятия, например, рас-
пределении выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам,
установленным вышестоящим руководством.
Оперативное планирование обычно бывает краткосрочным. Основная
его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выпол-
нения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств,
необходимых для достижения заранее установленных целей. Например,
тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет мо-
жет быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел мар-
кетинга должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва
между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбирают-
ся необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.
Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств,
задач и целей для достижения заданных для предприятия идеалов. В каче-
стве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический
рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое
обоснование выпускаемой продукции, вывод на мировой рынок и т.п. Как
правило стратегическое планирование является долгосрочным.
Различают также: сетевое планирование, бизнес-планирование, финан-
совое планирование, технико-экономическое планирование, социальное
планирование, экономическую оценку системы планов, методику составле-
ния планов и методологию планирования.
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает
обычно несколько этапов, основное назначение которых состоит в следующем:
обоснование целей и задач, которые планирует осуществить предпри-
ятие в предстоящий период, а также стратегий достижения желаемого бу-
дущего состояния предприятия;
формирование состава предстоящих плановых проблем, определение
ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития пред-
приятия;
планирование основных средств достижения поставленных целей и за-
дач, выбор или создание необходимых средств для их реализации в практи-
ку развития;
определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры
необходимых ресурсов и сроков их поступления;
проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их вы-
полнением.
207При выполнении действий по планированию важно следовать принципам
планирования. Принципы планирования определяют характер и содержание
плановой деятельности предприятия. Правильное соблюдение принципов
планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия
и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. А.
Файоль определил четыре основных принципа планирования: 1) единство;
2) непрерывность; 3) гибкость; 4) точность. И. Ансофф обосновал еще один
ключевой принцип планирования - принцип участия.
Принцип единства предполагает, что планирование на предприятии
должно иметь системный характер. Предприятие необходимо рассматри-
вать как систему, состоящую из совокупности элементов взаимосвязанных
между собой и, имеющих единое направление развития ориентированное на
общие (единые) цели.
Единое направление плановой деятельности, общность целей всех эле-
ментов предприятия становятся возможными в рамках единства подразде-
ления и их интеграции (т.е. единства в рамках организационной структуры:
предприятие в целом -> продуктовое производственное подразделение, вы-
пускающее продукт ~> цех -» участок -» бригада). Это единство достигается
за счет важнейшей функции управления - координации. Координация пла-
новой деятельности отдельных функциональных подразделений выражает-
ся в том, что:
нельзя планировать деятельность одной отдельно взятой части организа-
ции, если такое планирование не связано с плановой деятельностью других
единиц организации;
всякое изменение в планах одного из подразделений должно быть отраже-
но в планах других подразделений. В данном случае единство достигается че-
рез взаимосвязь и одновременность - главные черты координации
планирования на предприятии.
Интеграция плановой деятельности предполагает, что на предприятии
все планы, созданные отдельными подсистемами управления, - это не
только совокупность, набор документов, но и взаимосвязанная система.
Принцип участия тесно связан с принципом единства и означает, что
каждый член организации становится участником плановой деятельности
независимо от должности и выполняемой им функции: разрабатывать пла-
ны должен прежде всего тот, кто затем эти планы будет претворять в
жизнь. Причем, применение принципа участия способствует тому, что ра-
ботники предприятия получают больше информации о его деятельности,
планы предприятия становятся личными планами работников, а участие в
достижении целей предприятия приносит им удовлетворение, способствует
тому, что работники, занимаясь планированием развивают себя как лич-
ность.
При планировании под принципом участия понимается также то, что уро-
вень компетенции в планировании должен соответствовать уровню компе-
тенции в отношении распоряжения ресурсами предприятия.
Принцип непрерывности заключается в том, что:
процесс планирования на предприятиях должен осуществляться посто-
янно в рамках жизненных циклов производимых продуктов;
208
разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг дру-
гу, т.е. необходимы систематические корректировки текущих, находящихся в
процессе реализации, плановых мероприятий;
непрерывность планирования связана с неопределенностью внешней
среды, которая и диктует необходимость постоянной корректировки ожида-
ний предприятия относительно постоянно изменяющихся внешних условий
и внесения соответствующих уточнений в планы;
изменяются также внутренние возможности предприятия, что также не-
обходимо учитывать при планировании;
непрерывный процесс планирования позволяет обеспечить постоянную
вовлеченность работников предприятия в плановую деятельность, что спо-
собствует реализации принципа участия.
Понятие гибкости связано с непрерывностью планирования и прида-
ния планам способности менять свою направленность под воздействием
изменяющихся внешних условий и внутренних возможностей предпри-
ятия. Для осуществления принципа гибкости в планы обычно включают ре-
зервы или т.н. финансовые подушки.
Принцип точности реализуется конкретизацией и детализацией планов
в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельно-
сти предприятия. Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено
ограничиться определением основных целей и самых общих направлений
деятельности потому, что количество достоверной информации о будущем
очень невелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут. В пла-
нах, рассчитанных на короткие периоды времени и для отдельных подраз-
делений предприятия, конкретность и проработка деталей должны стать
обязательными.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Необходимость, сущность, принципы, задачи и содержание маркетингового планирования на предприятии» з дисципліни «Промисловий маркетинг»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: АУДИТОРСЬКА ПЕРЕВІРКА ФІНАНСОВОЇ ЗВІТНОСТІ
Диференціація кредитних операцій за ступенями ризику
СТРУКТУРА ГРОШОВОГО ОБОРОТУ ЗА ЕКОНОМІЧНИМ ЗМІСТОМ ТА ФОРМОЮ ПЛАТ...
Аудит Звіту про фінансові результати
МЕТОДИЧНІ ПІДХОДИ ДО ВИЗНАЧЕННЯ ПОНЯТТЯ «РОБОЧЕ МІСЦЕ»


Категорія: Промисловий маркетинг | Додав: koljan (24.09.2011)
Переглядів: 2125 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП