ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Промисловий маркетинг

Необходимость, сущность, принципы, задачи и содержание маркетингового планирования на предприятии
Признание роли потребителя в качестве главной основы деятельности
рыночно-ориентированного предприятия в области маркетинга, предполага-
ет, что руководство этого ориентированного на рынок предприятия умеет
давать утвердительные ответы на следующие вопросы.
Участвует ли ваш руководитель по маркетингу в принятии перспективных
управленческих решений, включая решение относительно проектов разви-
тия, требующих значительных капитальных вложений?
Основаны ли планы развития (расширения) предприятия на прогнозах
рынков сбыта или они зарождаются в производственном отделе?
Учитывается ли в планах расширения капиталовложений тот факт, что
выпускающиеся в настоящее время виды продукции будут производиться в
течение срока их окупаемости?
Уделяют ли руководители по маркетингу и их подчиненные планирова-
нию удовлетворения будущего спроса столько же времени, сколько руково-
дству текущими операциями?
Проверяются ли идеи о новых видах продукции службой маркетинга, пе-
ред тем как вложить капиталы в научно-технические исследования, в техни-
ку и технологию производства?
Обеспечиваются ли научно-исследовательский и инженерно-технический
отделы спецификациями по новым и модифицированным видам продукции,
основанными на изучении потребительского спроса?
Включают ли в себя эти спецификации необходимость в затратах на экс-
плуатацию и обеспечивают ли они легкость эксплуатации и ремонта про-
дукции для потребителя или для ремонтных работников?
Правильно ли соотношение персонала, занятого рыночными исследова-
ниями, и работников, занятых техническими исследованиями и инженерны-
ми разработками?
Располагает ли ваш отдел по техническому обслуживанию потребителя ;
точными данными о поставках?
Имеют ли эти отделы право решать вопросы, связанные с обслуживани-
ем потребителя, если это необходимо?
Уделяет ли ваша организация маркетинга время изучению изменения
условий использования ваших изделий, чтобы предусмотреть появление
новых запросов и потребностей потребителя?
202 ..j
Часто ли подвергаются изучению каналы сбыта продукции вашего
предприятия, чтобы определить наиболее эффективные пути достижения и
обслуживания ваших потребителей?
Основаны ли ваши рекламные публикации на фактических исследовани-
ях мотивов покупок потребителя?
Этот перечень вопросов можно было бы легко продолжить, но этого дос-
таточно для выводов. Сколько предприятий, рассмотрев эти вопросы, без
предубеждений обнаружат, что: а) они все еще пытаются продать потреби-
телю товары, которые они могут произвести, вместо того, чтобы выяснить
желание потребителя и удовлетворить эти нужды, или б) вместо гармонич-
ных взаимосвязей между функциональными отделами управлении и отде-
лом маркетинга, как в пределах самой функции маркетинга, наблюдаются
ожесточенные распри?
В какой-то мере эти проблемы может решить хорошо разработанный
сценарий перспективного развития предприятия или план развития пред-
приятия, основанный на маркетинговых исследований рынка, изучения ок-
ружающей среды и возможностей самого предприятия. В рыночных
условиях внутрифирменное планирование (ВФП) не может не быть марке-
тинговым, поскольку решает следующие задачи: выявление перспектив из-
менения внешнего окружения предприятия в целях уменьшения
неопределенности, сопутствующей принятию управленческих решений' в
плановом периоде, формирования целей и стратегии развития, определения
первоочередных задач, действий для их решения, необходимых ресурсов,
соотношение затрат и результатов, проектирование изменения состояния
предприятия, согласование работ всех его подразделений, создание базы
для организации мониторинга и контроля выполнения намеченных меро-
приятий.
Планирование в области маркетинга является ключевым среди обшир-
ного круга вопросов планирования деятельности предприятия, а успех дея-
тельности предприятия, как правило, означает успех его маркетинговой
деятельности.
Планирование маркетинга, естественно связано с практикой маркетинго-
вой деятельности. Чтобы последовательно и концептуально описать и дать
анализ самого процесса планирования маркетинговой деятельности или его
структуры, важно уточнить, в чем же заключается важнейшая функция мар-
кетинга. Среди массы определений маркетинга остановимся на нескольких.
"Маркетинг является видом деловой деятельности, с помощью которой
поток товаров и услуг направляется от производителя к потребителю или к
использованию". "Те виды деловой деятельности и организации в отличие
от первичного производства материалов и их обработки, с помощью которых
все эти товарно-материальные ценности и вещи превращены в продукт по-
требления, известны всем как маркетинг". "Маркетинг есть осуществление
деловой деятельности, которая направляет поток товаров и услуг от произ-
водителя к потребителю или другому производителю с тем, чтобы удовле-
творить потребителей и дать возможность предприятию выполнить его
задачи".
203 .В данных определениях уловлено коренное отличие между маркетингом
и другими управленческими функциями предприятия. Оно заключается в
том, что маркетинг нацелен на обмен между предприятием-производителем
и его потребителями. Это можно рассматривать как ту деятельность, кото-
рая необходима для отношений обмена и свойственна им.
Функция маркетинга - это функция предпринимательства, связанная с
процессом управления обменом произведенными предприятием товара-
ми и услугами, за которые покупатель уплачивает определенную стоимость
по оговоренной цене.
П. Друкер отмечает: "Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненуж-
ными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар и услуга
будут точно подходить последнему и продавать себя сами".
По мнению Эльдерсона, сущность функции маркетинга как раз и состоит
в том, чтобы сделать такой обмен товарами по возможности взаимовыгод-
ным. Он утверждает, что "маркетинг является источником всех используе-
мых конечных полезностей". Основная цель - привести в соответствие
потребности индивида с подходящим для него продуктом, и эту задачу вы-
полняет функция маркетинга.
Поэтому маркетинг охватывает значительную область деловой деятель-
ности. Маркетинг определяет наборы продуктов, используемых отдельными
лицами в конкретных условиях, и дает возможность обратить имеющиеся у
предприятия различные ресурсы на удовлетворение этих потребностей на
пользу обеих сторон.
Другими словами, маркетинг имеет дело с двумя потоками деятельности
и полезностей. Первый из этих потоков создает формы полезности в про-
цессе производства, а затем создает полезность как во времени, так и в
пространстве через процессы распределения. Вторым потоком деятельно-
сти является обратный поток денег и заказов, идущих от потребителей.
Маркетинг регулирует движение этих двух потоков таким образом, чтобы
обеспечить максимум удовлетворения спроса потребителей и прибылей
предприятия. Это означает, что все виды деятельности предприятия по
сбалансированию потребностей и ресурсов, а также по отбору ресурсов для
удовлетворения потребностей являются деятельностью в сфере маркетин-
га.
Исходя из этого не может быть никакого сомнения относительно важно-
сти маркетинга как вида деятельности любого предприятия. Однако следует
сказать и о некоторых других аспектах маркетинга. Значение маркетинга для
общества в возрастающей степени увеличивается по мере разделения ме-
жду потребностями покупателя или спроса, с одной стороны, и источником
ресурсов для покрытия их нужд - с другой. Маркетинг взаимопогашает рас-
хождение между потребностями покупателей и располагаемыми ресурсами
для их удовлетворения.
Значение функции маркетинга заключается в ее способности сбаланси-
рования потребностей и ресурсов. С общественной точки зрения ее цен-
ность состоит в том, что эта задача решается таким образом, что
максимализируется потребительная стоимость и в то же время ресурсы ис-
пользуются так, что достигается наибольшая общественная выгода. С точки
204
зрения отдельного предприятия значение функции маркетинга состоит в
сбалансировании потребностей с возможностями ресурсов таким путем,
чтобы обеспечить получение прибыли и достижение других целей. Эта сба-
лансированность потребностей с возможностями ресурсов предприятия
лучше достигается, когда предприятие разрабатывает сбалансирован-
ные планы своего развития на основе планирования маркетинговой
деятельности.
Изучение потребности в продукции предприятия, учет планируемой доли
рынка данной продукции составляют основу для разработки производствен-
ной программы предприятия, а через нее - всех основных разделов плана:
финансового, инвестиционного, себестоимости продукции, материально-
технического обеспечения и др. Причем планирование экономической дея-
тельности каждого предприятия необходимо для достижения полного объе-
ма производства и занятости имеющихся ресурсов, что в свою очередь
предполагает рациональное использование производственных фондов, ма-
териальных запасов, технологических и организационных методов, денеж-
ных средств, человеческого потенциала и многих других факторов.
Следовательно, сущность внутрифирменного планирования заключа-
ется в обоснованности наивысших экономических целей и задач раз-
вития предприятия, выборе наилучших способов их достижения на
основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объе-
мов и сроков производства промышленных продуктов (товаров), вы-
полнение работ и услуг по их техническому обслуживанию,
распределению и сбыту, при полном использовании производствен-
ных ресурсов.
Возможность приближения к конечным результатам делает процесс пла-
нирования необходимым условием продвижения к поставленным целям
развития предприятия в перспективе. При этом планирование необходимо
рассматривать как важнейшую функцию управления перспективным разви-
тием предприятия. Существует много определений планирования.
Планирование - это процесс проектирования желаемого будущего и
эффективных путей его достижения. Это процесс, по которому пред-
приятие решает что оно хочет достичь, как и за счет каких ресурсов оно
будет это достигать.
Планирование - это процесс определения целей, задач, стратегий
предприятия, а также разработка мероприятий по их достижению, ис-
ходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения
плана за определенный период времени. Результатом этого процесса
являются плановые решения, которые служат основой для последующей
целенаправленной деятельности предприятия и его подразделений.
Планом же называется заранее намеченная система мероприятий
по достижению заданной главной цели предприятия, предусматри-
вающая порядок, последовательность, сроки и ресурсы выполнения
работ или операций.
Планирование деятельности и развития предприятия - одна из общих
функций управления предприятием, взаимодействующая с другими функ-
205циями: организацией, координацией, регулированием, контролем, стимули-
рованием.
Планирование необходимо для каждого предприятия по двум причинам:
1. Внешняя среда предприятия настолько сложна и подвержена столь
многим изменениям, что необходимо, чтобы систематическое принятие ре-
шений принимало в расчет будущее ее развитие.
2. На предприятии различные управленческие решения должны быть
скоординированы и контролируемы, при этом существует единственная
возможность достичь этого, составляя планы, в которых цели и ресурсы их
достижения соответствуют друг другу.
Целью процесса планирования является уменьшение риска деятельно-
сти предприятия за счет снижения степени неопределенности будущих опе-
раций по взаимосвязи с внешней средой и концентрацией ресурсов на
выбранных приоритетных направлениях деятельности предприятия.
Планирование маркетинговой деятельности - это процесс опреде-
ления целей, задач и стратегий маркетинговой деятельности предпри-
ятия и разработка мероприятий в области товарной, ценовой и
сбытовой политики, а также системы ФОССТИС по достижению этих
целей.
План маркетинга - это система мероприятий по совершенствованию
товара, стратегии ценообразования, товародвижения и сбыта, и также
маркетинговых коммуникаций для достижения целей предприятия по
увеличению объема продаж, доли рынка, повышению конкурентоспо-
собности предприятия и реализации его маркетинговых стратегий.
План маркетинга на предприятии включает систему мероприятий в об-
ласти маркетинга - микс, необходимых для достижения рыночных целей,
обеспеченность ресурсами, объемы, методы, последовательность и сроки
выполнения работ по изучению целевого рынка, определению необходимого
количества нужного этому рынку товара, его производству, реализации и об-
служиванию.
Главные вопросы, определяющие сущность и содержание внутрихозяй-
ственного планирования, заключаются в следующем:
1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на пред-
приятии для завоевания своего целевого рынка?
2. Сколько продукции выгодно предприятию производить и какие эконо-
мические ресурсы следует использовать?
3. Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и
как организовать производство?
4. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее
можно продать?
5. Как предприятие может приспособиться к рынку и как оно будет адап-
тироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?
Основываясь на этих фундаментальных вопросах любое предприятие,
исходя из рыночного спроса на товары и услуги, рационального использова-
ния имеющихся экономических ресурсов, получения максимальной прибы-
ли, повышения доходов работников, самостоятельно должно планировать
свою предстоящую производственно-хозяйственную деятельность, опреде-
206
лять перспективы расширения производства продукции и развития предпри-
ятия. В зависимости от выбранной цели, применяемых методов, разрабаты-
ваемых показателей, уровня принимаемых решений и многих иных
факторов, принято различать несколько видов планирования. По времени
действия внутрифирменное планирование бывает краткосрочным или теку-
щим; среднесуточным или годовым; долгосрочным или перспективным. По
типам целей оно может быть оперативным, тактическим, стратегическим.
Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения
задач, которые поставлены, даны или.установлены вышестоящим руково-
дством, а также являются традиционными для предприятия, например, рас-
пределении выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам,
установленным вышестоящим руководством.
Оперативное планирование обычно бывает краткосрочным. Основная
его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выпол-
нения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств,
необходимых для достижения заранее установленных целей. Например,
тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет мо-
жет быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел мар-
кетинга должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва
между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбирают-
ся необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.
Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств,
задач и целей для достижения заданных для предприятия идеалов. В каче-
стве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический
рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое
обоснование выпускаемой продукции, вывод на мировой рынок и т.п. Как
правило стратегическое планирование является долгосрочным.
Различают также: сетевое планирование, бизнес-планирование, финан-
совое планирование, технико-экономическое планирование, социальное
планирование, экономическую оценку системы планов, методику составле-
ния планов и методологию планирования.
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает
обычно несколько этапов, основное назначение которых состоит в следующем:
обоснование целей и задач, которые планирует осуществить предпри-
ятие в предстоящий период, а также стратегий достижения желаемого бу-
дущего состояния предприятия;
формирование состава предстоящих плановых проблем, определение
ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития пред-
приятия;
планирование основных средств достижения поставленных целей и за-
дач, выбор или создание необходимых средств для их реализации в практи-
ку развития;
определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры
необходимых ресурсов и сроков их поступления;
проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их вы-
полнением.
207При выполнении действий по планированию важно следовать принципам
планирования. Принципы планирования определяют характер и содержание
плановой деятельности предприятия. Правильное соблюдение принципов
планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия
и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. А.
Файоль определил четыре основных принципа планирования: 1) единство;
2) непрерывность; 3) гибкость; 4) точность. И. Ансофф обосновал еще один
ключевой принцип планирования - принцип участия.
Принцип единства предполагает, что планирование на предприятии
должно иметь системный характер. Предприятие необходимо рассматри-
вать как систему, состоящую из совокупности элементов взаимосвязанных
между собой и, имеющих единое направление развития ориентированное на
общие (единые) цели.
Единое направление плановой деятельности, общность целей всех эле-
ментов предприятия становятся возможными в рамках единства подразде-
ления и их интеграции (т.е. единства в рамках организационной структуры:
предприятие в целом -> продуктовое производственное подразделение, вы-
пускающее продукт ~> цех -» участок -» бригада). Это единство достигается
за счет важнейшей функции управления - координации. Координация пла-
новой деятельности отдельных функциональных подразделений выражает-
ся в том, что:
нельзя планировать деятельность одной отдельно взятой части организа-
ции, если такое планирование не связано с плановой деятельностью других
единиц организации;
всякое изменение в планах одного из подразделений должно быть отраже-
но в планах других подразделений. В данном случае единство достигается че-
рез взаимосвязь и одновременность - главные черты координации
планирования на предприятии.
Интеграция плановой деятельности предполагает, что на предприятии
все планы, созданные отдельными подсистемами управления, - это не
только совокупность, набор документов, но и взаимосвязанная система.
Принцип участия тесно связан с принципом единства и означает, что
каждый член организации становится участником плановой деятельности
независимо от должности и выполняемой им функции: разрабатывать пла-
ны должен прежде всего тот, кто затем эти планы будет претворять в
жизнь. Причем, применение принципа участия способствует тому, что ра-
ботники предприятия получают больше информации о его деятельности,
планы предприятия становятся личными планами работников, а участие в
достижении целей предприятия приносит им удовлетворение, способствует
тому, что работники, занимаясь планированием развивают себя как лич-
ность.
При планировании под принципом участия понимается также то, что уро-
вень компетенции в планировании должен соответствовать уровню компе-
тенции в отношении распоряжения ресурсами предприятия.
Принцип непрерывности заключается в том, что:
процесс планирования на предприятиях должен осуществляться посто-
янно в рамках жизненных циклов производимых продуктов;
208
разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг дру-
гу, т.е. необходимы систематические корректировки текущих, находящихся в
процессе реализации, плановых мероприятий;
непрерывность планирования связана с неопределенностью внешней
среды, которая и диктует необходимость постоянной корректировки ожида-
ний предприятия относительно постоянно изменяющихся внешних условий
и внесения соответствующих уточнений в планы;
изменяются также внутренние возможности предприятия, что также не-
обходимо учитывать при планировании;
непрерывный процесс планирования позволяет обеспечить постоянную
вовлеченность работников предприятия в плановую деятельность, что спо-
собствует реализации принципа участия.
Понятие гибкости связано с непрерывностью планирования и прида-
ния планам способности менять свою направленность под воздействием
изменяющихся внешних условий и внутренних возможностей предпри-
ятия. Для осуществления принципа гибкости в планы обычно включают ре-
зервы или т.н. финансовые подушки.
Принцип точности реализуется конкретизацией и детализацией планов
в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельно-
сти предприятия. Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено
ограничиться определением основных целей и самых общих направлений
деятельности потому, что количество достоверной информации о будущем
очень невелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут. В пла-
нах, рассчитанных на короткие периоды времени и для отдельных подраз-
делений предприятия, конкретность и проработка деталей должны стать
обязательными.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Необходимость, сущность, принципы, задачи и содержание маркетингового планирования на предприятии» з дисципліни «Промисловий маркетинг»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВИДИ ГРОШОВИХ СИСТЕМ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
Сучасний стан систем телекомунікацій в Україні
Аудит вартості об’єктів і законності витрат, пов’язаних з капітал...
ПОХОДЖЕННЯ ТА РОЗВИТОК КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ
О впливі Гольфстріму на погоду взимку у Москві


Категорія: Промисловий маркетинг | Додав: koljan (24.09.2011)
Переглядів: 2007 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП