ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Промисловий маркетинг

Сущность и общая концепция сегментирования промышленного рынка. Критерии, признаки и уровни сегментирования
Одним из важнейших технологических приемов (постулатов) в маркетин-
ге является сегментирование рынка. Его часто называют еще и важнейшим
инструментом маркетинга или важнейшей стратегией завоевания целевого
рынка. Проблема сегментирования рынка исходит из того, что на любом
рынке с точки зрения маркетинга присутствует несколько покупателей, кото-
рые имеют определенные различия в потребностях. Поэтому бывает очень
сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей.
В этой связи при планировании предприятием производства своей про-
дукции необходимо рассматривать рынок как дифференцированную струк-
туру в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств
товара, так как осуществление успешной коммерческой деятельности в ры-
ночных условиях предполагает обязательный учет индивидуальных пред-
почтений различных категорий покупателей. Эта идея и составляет основу
сегментирования рынка. Понятие "сегментирование рынка" впервые приме-
нил Уэнделл Смит в связи с распространившейся в 50-х годах в США стра-
тегией производителей, стремящихся модифицировать качественные
характеристики своих товаров в соответствии с запросами различных групп
потенциальных потребителей. Этот подход родился как противопоставление
стратегии массового маркетинга, длительное время исповедовавшейся
транснациональными корпорациями.
Использованию предпринимателями в своей практической деятельности
технологии сегментирования в известной мере способствовало открытие за-
кона Парето (закон 80/20), выводы которого основаны на статистических ис-
следованиях и согласно которому 20% потребителей покупают 80% товаров
определенной марки, представляя обобщенную группу целевых потребите-
лей, в силу определенных причин ориентированных на данный товар. Ос-
тальные 80% потребителей приобретают 20% товара данной марки и не
имеют четкого выбора, они, скорее всего, совершают случайные покупки.
Практический вывод из этого закона состоит в том, что предприятия-
производители должны ориентировать свое производство и всю маркетин-
говую деятельность именно на эти 20% своих клиентов. Такая стратегия
маркетинговой деятельности носит название "стрельба по целям", а если
используется стратегия, основанная на стратегии массового (тотального)
маркетинга, т.е. работа на весь рынок в целом, то такая стратегия носит на-
звание "стрельба по площадям". И без пояснений понятно, что первая раз-
новидность стратегии, как правило, оказывается более эффективной.
С помощью сегментирования из общего числа потенциальных потреби-
телей выбираются их определенные типы, т.е. рыночные сегменты, предъ-
являющие более или менее однородные требования к товару. Именно на
255эти сегменты рынка и должно быть ориентировано производство и реализа-
ция товаров. Дадим определение понятию сегмент и сегментирование.
Сегмент рынка - это особым образом выделенная часть рынка (группа
клиентов на рынке или организаций-потребителей продукции), обладающая
сходными характеристиками и одинаково реагирующая на определенные
маркетинговые усилия.
Из этого следует, что внутри каждого рынка существуют группы клиентов,
обладающие определенными общими признаками, которые в разной степени
заинтересованы в ваших товарах или услугах. Эти группы клиентов и называ-
ются сегментами рынка. Для промышленного рынка эта группа предприятий и
организаций, заинтересованных в продукции вашего предприятия.
Сегментирование рынка любого товара или услуги представляет собой
произведенное по самым разным характеристикам деление всех потенциаль-
ных или фактических организаций-потребителей этого рынка на достаточно
большие группы таким образом, что каждая из них предъявляет особые, суще-
ственно отличные от других требования к данному товару или услуге.
Следовательно, сегментирование рынка представляет собой деятель-
ность по классификции потребителей производимых и реализуемых пред-
приятием товаров в соответствии с качественными особенностями их
спроса. Другими словами, осуществляя сегментирование, предприятие де-
лит рынок на отдельные сегменты, ярко выраженные группы потребителей,
для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары, и которые
характеризуются одинаковой реакцией на стимулы маркетинга. Главная
цель сегментирования рынка состоит в том, чтобы выявить наиболее важ-
ные для группы потребителей потребности в товарах, обеспечить адрес-
ность разрабатываемому, производимому и реализуемому товару.
Цель сегментирования рынка - выявить наиболее важные для каждой
группы организаций-потребителей потребности в товарах и сориентировать
свою товарную политику на удовлетворение спроса. Сегмент рынка, сориен-
тированный на определенный вид товара, называется целевым. Так, для
производителей автомобилей целевым является рынок автомобилей, трак-
торов - рынок тракторов определенного класса и т.д.
Посредством сегментирования рынка реализуется основной принцип
маркетинга, суть которого состоит в том, что предприятие строит работу на
сочетании своих интересов с интересами рынка, ориентируется при выра-
ботке решений на потребности рынка, достигает своих целей через
удовлетворение его требований.
С одной стороны, сегментирование является методом нахождения час-
тей рынка и определения объектов, прежде всего потребителей, на которые
должна быть направлена маркетинговая деятельность предприятия. С дру-
гой стороны - это управленческий подход к процессу принятия предприяти-
ем решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов
комплекса маркетинга.
Особо следует отметить, что:
1. Сегментирование рынка применяется исключительно к потребителям
(покупателям) определенного вида товара или услуги. Сегмент - это всегда
какая-то особая группа потребителей потенциальных или фактических. При
этом не имеет значения, идет ли речь о потребителях прокатных станов,
256
имеет значения, идет ли речь о потребителях прокатных станов, станков с про-
граммным управлением или бухгалтерских консультационных услуг.
2. Сегментирование не следует путать с делением рынков и освоением
новых рынков. Отличие видно: рынок характеризуется особым видом товара
(рынок тракторов, автомобилей, башенных кранов или стиральных машин).
Сегмент же предъявляет требования к каким-то особым типам, модифика-
циям товара внутри данного вида, поскольку появляются потребители садо-
во-огородных тракторов, малогабаритных легковых автомобилей,
гидравлических кранов или дорогих автоматических стиральных машин. Со-
ответственно, промышленное предприятие может менять свою товарную
стратегию за счет работы в разных сегментах, но оставаться внутри хорошо
знакомого ей рынка. Другое дело - выход на новый рынок со всеми сопутст-
вующими этому трудностями - от новой технологии до новых систем сбыта.
3. Многомерность, или использование целого ряда различных характе-
ристик для сегментирования, конечно, не является обязательной. Нередко
весь сегмент может базироваться на одном признаке, например, географи-
ческом положении предприятия, добывающего уголь и нуждающегося в
карьерных самосвалах. В то же время практика рынка показывает, что гра-
мотное многомерное сегментирование расширяет перспективные возможно-
сти почти для любого предприятия.
4. Сегментация позволяет предприятию-поставщику сосредоточить свои
усилия на наиболее эффективных направлениях к коммерческому успеху, к
завоеванию своего надежного положения на базовом рынке.
Сегментация потребителей позволяет также концентрировать всю мар-
кетинговую деятельность предприятия на выбранных базовых или целевых
сегментах рынка с тем, чтобы оптимизировать расходы на проведение то-
варной, ценовой и сбытовой политики, рекламных и других мероприятий по
формированию спроса и стимулированию сбыта и продаж. Работа с целе-
выми сегментами потребителей, постоянный контакт с ними дают предпри-
ятию возможность приспосабливать свою производственно-хозяйственную,
маркетинговую и коммерческую деятельность к меняющимся условиям
внешней среды.
Из сказанного видно, что правильное сегментирование рынка и рацио-
нальный выбор сегмента - абсолютно необходимые условия рыночного
успеха для любого предприятия.
Главными доводами в пользу проведения сегментации являются сле-
дующие:
1. Обеспечивается лучшее понимание не только нужд потребителей, но и
того, что они из себя представляют.
2. Сегментирование - высокоэффективное средство конкурентной борь-
бы, поскольку обеспечивается лучшее понимание природы конкурентной
борьбы на конкретных рынках. Исходя из знания данных обстоятельств лег-
че выбирать рыночные сегменты для их освоения и определять, какими ха-
рактеристиками должны обладать продукты для завоевания преимуществ в
конкурентной борьбе.
17-1418 2573. Возможен эффективный уход предприятия от конкуренции (хотя бы
временный) за счет его "перехода" в новый, ранее никем не освоенный сег-
мент рынка (нишу).
4. Представляется возможность концентрировать ограниченные ресурсы
на наиболее выгодных направлениях их использования.
5. Обоснованное сегментирование позволяет разумно строить научно-
техническую стратегию предприятия, поскольку эта стратегия теперь связа-
на с перспективами и нуждами четко выявленных групп потребителей.
6. Сегментирование и правильный последующий выбор нужных сегмен-
тов дают рациональную основу для комплекса маркетинга в целом: от изу-
чения потребителей до эффективных систем сбыта и действенной рекламы.
Причины все те же - любая задача маркетинга четко ориентирована теперь
на конкретную потребительскую группу.
Первым шагом при проведении сегментации является выбор критериев и
признаков сегментации. При этом надо проводить различие между критериями
сегментации рынков потребительских товаров, продукции производственного
назначения, услуг и др. Хотя при проведении сегментации рынков разных това-
ров частично могут использоваться и одинаковые критерии, например, объем
потребления.
7. При разработке планов маркетинговой деятельности учитываются
особенности отдельных рыночных сегментов, в результате чего достигается
высокая степень ориентации инструментов маркетинговой деятельности на
требования конкретных рыночных сегментов (см. рис. 9.1).
Рис. 9.1. Концепция сегментирования промышленных рынков
и разработка маркетинговых программ предприятия под эту концепцию
258
Приступая к сегментированию важно помнить, что его смысл и главная
цель состоят не просто в выделении каких-то особых групп потребителей на
определенном рынке, а в поиске лишь таких потребителей, которые реально
предъявляют или могут потенциально предъявить существенно различные
требования к данному виду товара или услуги.
Если это важнейшее требование исчезает из поля зрения маркетологов,
то сегментирование может превратиться просто в некий вид логического и
отчасти статистического анализа с изящными, но практически бесполезными
результатами.
Из вышесказанного следует, что грамотная сегментации должна давать,
образно говоря, значительно "отстоящие" друг от друга группы потребите-
лей. В условиях "эффективного сегментирования" можно создавать товары,
каждый из которых будет иметь свои отличительные черты и адресную при-
надлежность для определенного сегмента потребителей. Наоборот, "неэф-
фективное сегментирование", в котором характеристики групп
"перекрываются", изначально лишает производителя возможности создать
"сегментно-различимый" товар, по сути, выводит его на все тот же "усред-
ненный" уровень. Кроме того, опыт практической сегментации показывает,
что излишнее увлечение числом переменных не всегда оправдано. Во-
первых, потому что чрезвычайное углубление сегментации может резко
уменьшить емкость рынка внутри самого сегмента и, соответственно, сокра-
тить доходы предприятия. А это важнейший критерий выбора сегмента. Во-
вторых, множественность характеристик сегментации затрудняет информа-
ционное обеспечение процесса, удлиняет его сроки, увеличивает трудоем-
кость и стоимость.
Поскольку не существует каких-то правил определения оптимальной
глубины сегментирования, то ее определяют чисто логическим путем, ори-
ентируясь на требования коммерческой разумности и достаточности. Сег-
ментирование рынка - не разовый процесс, а аналитическая задача службы
маркетинга, которая требует постоянного внимания. Это условие своеобраз-
ной непрерывности сегментирования связано как собственно с динамикой
характеристик потребителей данного товара, так и с действиями конкурентов
и общей обстановкой на рынке. Соответственно, предприятие может гибко
менять производство вплоть до объемов выпуска разных типов данного ви-
да товара.
Сегментирование рынка является, безусловно, одним из важнейших ин-
струментов маркетинга. От того, насколько правильно оно проведено, в ко-
нечном счете зависит успех в конкурентной борьбе. Однако рыночное
сегментирование не является чисто механическим процессом. Чтобы быть
эффективным, оно должно проводиться с учетом определенных критериев и
признаков.
Критерий - это технико-экономический показатель или метод оценки
обоснованности выбора того или иного сегмента рынка для конкретного
предприятия, а признак (фактор) - способ (или технико-экономический по-
казатель) выделение данного сегмента на рынке. Наиболее распространен-
ные критерии сегментирования представлены на рис. 9.2.
259Рис. 9.2. Критерии сегментации, раскрывающие количественные
и- качественные характеристики сегмента рынка товаров
производственно-технического назначения
Они как правило едины как для сегментов рынков потребительских това-
ров, так и для сегментов товаров производственно-технического назначения
и описаны в литературе по маркетингу. Однако в литературных источниках
зачастую критериями сегментирования называют признаки (факторы) сег-
260
ментирования. В нашей работе даются четкие различия в определении кри-
териев и признаков (факторов).
Только оценив потенциал своего предприятия по всем (а не по какому-то
одному) критериям, можно принимать решение относительно того, подходит
или нет данный сегмент рынка для предприятия, стоит ли продолжать изу-
чение потребительского спроса на данном сегменте, продолжать сбор и об-
работку дополнительной информации и тратить на это новые ресурсы.
Перечисленные критерии важны также и в том случае, когда анализируются
позиции на ранее выбранном сегменте рынка. С учетом сегментирования,
собственно, и может быть определена емкость рынка для предприятия. Но
каким образом, по каким признакам можно выбрать сегмент рынка, пригод-
ный для предприятия?
Для сегментирования рынка потребительских товаров основными при-
знаками (факторами) являются: географические, демографические,
социально-экономические, психографические и поведенческие.
Географическая сегментация - деление рынка на различные геогра-
фические единицы: страны, экономические районы, регионы, города и т.д.
Демографическая сегментация - деление рынка на группы в зависимо-
сти от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное поло-
жение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса.
Социально-экономическая сегментация предполагает деление потре-
бителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.
Психографическая сегментация - деление рынка на различные группы
в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных ха-
рактеристик потребителей.
Как правило во всех учебниках по маркетингу эти признаки освещаются дос-
таточно подробно. Мы не будем на них останавливаться поскольку для сегмен-
тирования рынка товаров производственно-технического назначения не все из
них могут быть использованы в той мере, как это делается для рынков потре-
бительских товаров.
Причем следует отметить, что все применяемые факторы сегментирова-
ния потребительского рынка классифицированы на четыре (пять) основных
типа, внутри этих типов также выделены четкие группы (подтипы). Это не
сделано для принципов (признаков, факторов) сегментирования рынков то-
варов производственно-технического назначения. Поэтому в меру своих сил
и знаний попытаемся собрать все эти факторы, которые предложены в ли-
тературных источниках, а также используются маркетологами на практике
при сегментировании ими в основном потребителей товаров производствен-
но-технического назначения.
Ф. Котлер еще в ранних своих изданиях указывал, что "кроме тех же фак-
торов, которые используются для сегментации рынков потребительских то-
варов,... покупателей товаров промышленного назначения можно
сегментировать по географическому принципу и по ряду поведенческих пе-
ременных, на основе искомых ими выгод, статуса пользователя, интенсив-
ности потребления, степени приверженности, готовности к восприятию
261товара и отношению к нему" 1 ). Он также отмечал, что чаще всего для этих
целей используются два параметра: 1) разновидность конечных потребите-
лей товара; 2) весомость заказчика.
Позже, во втором европейском издании, Ф. Котлер приводит те же прин-
ципы (как основные) в несколько иной редакции, а также, в свою очередь,
ссылаясь на Т. Банома и Б. Шапиро приводит несколько типов "дополни-
тельных переменных" (признаков), используемых для сегментирования рын-
ков "организованных потребителей":
1. Демографические характеристики (отрасль, размер компании, место-
расположение);
2. Технологические переменные (технология, статус пользователя, воз-
можности потребителя);
3. Система организации закупок (организация закупочной деятельности,
структура приоритетов; природа существующих взаимоотношений, общая
политика в области закупок, закупочные критерии);
4. Ситуационные факторы (срочность поставки, заявки на товар, размер
заказа);
5. Индивидуальные характеристики (сходство между покупателем и про-
давцом, отношение к риску, приверженность своим поставщикам) 2 ).
Как видим Т. Банома и Б. Шапиро подошли к этим переменным с клас-
сификационной точки зрения, выделив пять больших групп. В приведенной
типологии переменных основное внимание уделяется характеристикам по-
казателей, действующих на рынках организованных потребителей. Вместе
с тем, трудно согласиться, например, с такой точкой зрения, что такие пара-
метры сегментации как отрасль, размер компании, месторасположение от-
носятся к демографическим характеристикам.
Д. Карич, отмечая, что принципы сегментирования потребителей товаров
производственно-технического назначения несколько иные, чем для потре-
бительских рынков, выделяет следующие:
1) состояние отрасли;
2) технологические процессы, применяемые предприятием-покупателем;
3) специфика организации закупок (скорость или сроки поставки, условия
оплаты, методы расчетов, формы взаимоотношений);
4) географическая отдаленность;
5) финансовое состояние предприятия-покупателя и его платежеспособ-
ность;
6) форма собственности и т.п. 3 )
Ноздрева Р.Б. и Цыгичко Л.И. к критериям (скорее всего к признакам)
сегментации потребителей товаров производственного назначения относят
следующие 3 ) :
1 ) Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общая ред. и вступ. ст.
Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1990. - С. 270.
2 ) Котлер Ф. и др. Основы маркетинга: Пер. с англ. - 2-е европ. изд. - К.; М.;
Спб.: Издат. дом "Вильяме", 1998. - С. 449.
3 ) Карич Д. Предпринимательский маркетинг. - М.: Издат. группа "Прогресс" -
"Культура", 1995. - С. 197. 5
262 ;|
1) производственно-экономические (состояние отраслей и предприятий,
потребляющих товары, технологические процессы, используемые предпри-
ятиями-потребителями, масштабы фирм-потребителей, оценка и прогноз
развития конъюнктуры региона или страны, где находятся компании-
потребители данной продукции);
2) специфика организации закупки (скорость или сроки поставки, условия
оплаты и методы расчетов, формы взаимоотношений);
3) личные характеристики лиц, от которых зависит предоставление зака-
за на покупку. 1 )
Авторы сделали попытку классифицировать факторы, выделив три груп-
пы признаков сегментирования потребителей товаров производственно-
технического назначения.
И.И. Кретов для сегментации потребителей товаров производственно-
технического назначения выделяет следующие факторы 2 ):
1) величина фирмы-покупателя (сюда включены также объемы закупок);'
2) специфика (специализация) основного производства (производствен-
ная программа и характер выпускаемой продукции);
3) деловая репутация покупателя (возможные риски в отношениях);
4) платежеспособность покупателя (прогноз рисков неплатежей, а также
скорости оборачиваемости собственных оборотных средств);
5) требовательность покупателя к качеству и техническому уровню поку-
паемых изделий (наличие компромисса между требованиями заказчика и
возможностями реально их выполнять, объективная оценка конкурентоспо-
собности покупаемой продукции).
В первом российском учебнике "Маркетинг" под редакцией А.Н. Романо-
ва в качестве критериев (факторов, признаков) сегментирования потребите-
лей рынка товаров производственного назначения называются, в первую
очередь, экономические и технологические переменные 3 ):
1) отрасли (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строитель-
ство, культура, наука, здравоохранение, торговля);
2) формы собственности (государственная, частная, коллективная, ино-
странных государств, смешанная);
3) сфера деятельности (НИОКР, основное производство, производствен-
ная инфраструктура, социальная инфраструктура);
4) размер предприятия (малое, среднее, крупное);
5) географическое положение (тропики, Крайний Север);
6) периодичность заказов, специфика организации закупки (сроки постав-
ки, условия оплаты, методы расчетов), формы взаимоотношений.
1 ) Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. - М.: Фи-
нансы и статистика, 1991. -С. 33.
2 ) Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. - М.: АО
"Финстатинформ", 1994. -С. 19-20.
3) Маркетинг: Учебник (А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и
др.; Под ред. А. Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - с. 75.
263Питер Р. Диксон 1 ) выделяет в качестве очевидных факторов сегмента-
ции покупателей на рынках товаров производственно-технического назначе-
ния:
1) масштаб предприятия заказчика;
2) потенциал его роста.
На основании анализа изученных литературных источников нами была
разработана методика опроса практиков-маркетологов. Методика включала
форму опроса и задание. В форму опроса были включены более 20 пере-
менных (факторов, признаков) для сегментирования потребителей рынка
товаров производственно-технического назначения. Эти признаки не были
разбиты нами на отдельные типы, классы и т.п. Одно из условий задания за-
ключалось в том, чтобы маркетологи-практики, работающие над проблемой
сегментирования потребителей рынка промышленных товаров, выделили 5
(пять) наиболее важных, которые они используют в своей практике. Всего
было получено более 50 форм с выделенными признаками.
Результаты опроса представлены в таблице 9.1. В ней признаки разме-
щены в зависимости от того, сколько голосов за них подано по убывающей.
Таблица 9.1.
Результаты опроса маркетологов-практиков
по использованию ими факторов сегментирования
Из 20 признаков, предложенных маркетологам-практикам, как видно из
табл. 9.1, ими названы только 11. Такие факторы как формы собственности
предприятия-покупателя, лояльность к товару, способ доставки товара по-
купателю, отношения к риску и др. не были отмечены ни разу.
Наиболее важными с точки зрения практиков являются факторы, которые
можно классифицировать как производственно-технические: отраслевая при-
надлежность и состояние отрасли (37 гол.) и специализация основного произ-
водства и технологических процессов (34 гол.). Следующие по важности с точки
зрения практиков идут чисто экономические параметры: размеры предприятия-
покупателя и объем закупок (35 гол.) и платежеспособность покупателя (32
гол.). Далее идут факторы поведенческого характера: требования руководства
предприятия-покупателя к качеству и техническому уровню продукции (27 гол.).
Важное значение приобретают: географическое положение предприятия-
потребителя (20 гол.), деловая репутация предприятия-покупателя (20 гол.) и
опыт участия в закупках (18 гол.).
На основании анализа литературных источников и опроса практиков, нами
впервые в российской практике была проведена детальная классификация основ-
ных признаков, используемых для сегментирования потребителей рынков товаров
производственно-технического назначения. Результаты классификации, а также
характеристика типов и самих признаков или их наиболее значимые параметры
приведены в табл. 9.2. Там же даны решаемые проблемы или поставлены вопро-
сы, которые надо решить или на которые надо ответить в ходе проведения сегмен-
тации по выбранному признаку (фактору).
Таблица 9.2.
Основные переменные (признаки) и их типы, используемые
для сегментирования потребителей рынков товаров
производственно-технического назначенияАнализируя приведенные признаки сегментирования потребителей това-
ров производственно-технического назначения можно уловить закономер-
ность: они зачастую могут повторяться в различных вариантах и их можно
отнести к разным типам. Задача заключается в том, чтобы ни один из при-
276
знаков не был забыт и выпущен из виду, а отнесение его к тому или иному
типу в процессе сегментирования не столь важно.
Как правило, сегментирование конечных потребителей товаров произ-
водственно-технического назначения проводится на двух уровнях, которые
различают как:
макросегментация;
микросегментация.
Макросегментация. Когда отдел маркетинга предприятия - производи-
теля проводит сегментацию на уровне закупочных организаций, то это сег-
ментация на макроуровне. Примеры макросегментации:
тип промышленного рынка: различают пять типов или сегментов, а имен-
но: коммерческий, промышленный, институциональный рынки, рынок опто-
вой (биржевой) торговли, правительственный, международный рынки;
отраслевая принадлежность и промышленная линия: на какой линии
производства собирается сконцентрироваться предприятие-продавец;
покупательная способность предприятия-потребителя может быть изме-
рена по числу ее служащих, обороту, величине продаж, по числу отделений
и филиалов и по вложениям капитала;
географическое положение клиента: будет ли предприятие выбирать
только восточно-европейский рынок, рынок стран СНГ, чтобы не нести боль-
ших расходов в связи с перевозками, или оно сконцентрируется также на
рынках Западной Европы;
ситуация при закупках: здесь проводится различие между ситуацией за-
купки в соответствии с вновь поставленной задачей, повторной закупки без
изменений и повторной закупки с изменениями;
способ использования товара потенциальным клиентом, другими слова-
ми, каких преимуществ ищет этот потенциальный покупатель (точности, на-
дежности, высокого качества, долговечности и т.д.);
осуществляются ли поставки на основе взаимной выгоды.
В принципе, очень легко получить информацию, основываясь на факто-
рах макросегментации, поскольку существуют источники, например, Торго-
во-промышленная палата Российской Федерации, "Желтые страницы" или
«Бизнес-карта России», содержащие названия и адреса более чем 200 тыс.
предприятий.
Микросегментация. Обычно сегментация на основе макрокритериев не
дает однородных сегментов рынка. Чтобы получить более однородные сег-
менты, мы должны использовать такие переменные величины, которые
можно найти только в рамках одного предприятия, т.е. пользуясь микросег-
ментацией. Примеры факторов микросегментации:
численность группы принятия решений о покупке товара;
состав группы принятия решений;
этапы процесса закупки;
критерии закупок, которые использует приобретающая организация, напри-
мер, такие, как: надежность поставок, быстрота поставки, цена товаров, разно-
образие товаров, средства распределения, гибкость обслуживания и т.д.
Информацию по критерию микросегментации получить труднее, чем ин-
формацию по макрокритерию. Американские исследования показывают, что
277Iна промышленном рынке обычно проводится макросегментация. Примером Iпроизводственной организации, использующей оба критерия, является рос- 1
сийская организация, производящая грузовики с вилочными подъемниками. 1
На макроуровне предприятие определяет рынок с географической точки 1
зрения (только Россия) и концентрируется только на предприятиях, которые I
дают хорошее качество и гибкое обслуживание, и предприятиях, в которых
'>
пользователь имеет значительный вес, а его мнение выслушивается груп-
пой принятия решения (реклама адресуется исключительно пользователю).
Сегментация может осуществляться на основе только одного фактора, а
также на последовательном применении нескольких признаков. Важно, что-
бы в последнем случае сегменты не оказались слишком малочисленными,
не выгодными для коммерческого освоения. На рис. 9.3 приводится фраг-
мент результатов последовательной трехступенчатой сегментации рынка
потребителей алюминия.
Сегменты, полученные в результате успешной макро- и микросегмента-
ции, должны быть:
1. Определенными, то есть иметь четкий набор потребностей и реагиро-
вать схожим образом на предлагаемый продукт.
2. Достаточно существенными по размеру, чтобы оправдать дополни-
тельные затраты на "подгонку" маркетинговых стратегий под требования
данного сегмента.
3. Доступными для эффективной маркетинговой деятельности.
4. Количественно измеряемыми.
5. Используемыми в течение достаточно длительного периода времени.
6. Прибыльными.
Если выделенные сегменты не удовлетворяют требованиям однотипно-
сти реакции потребителей или другим требованиям, предъявляемым к ры-
ночным сегментам, то следует продолжить процесс сегментации, используя
другие признаки и критерии. Таким образом, процесс сегментации носит ин-
теративный характер.
Далее с помощью выбранных признаков осуществляется сам процесс
сегментации рынка.
Большую помощь при сегментировании могут оказать данные о концен-
трации производства некоторых товаров на отдельных предприятиях той
или иной отрасли. Так, в таблице 9.3 приведены данные о концентрации
производства по отраслям промышленности. В электроэнергетике на 8
крупнейших предприятий приходится почти 30,0% выработки всей электро-
энергии. В нефтедобывающей на 8 предприятий приходится около 60,0%
нефтедобычи. Если продукты (изделия) покупают именно эти отрасли, то
лучше начинать именно с тех, которые входят в эти 8 самых крупных потре-
бителей. Далее, важно знать, какие предприятия занимают на рынке тех или
иных закупаемых ими товаров, входящих в номенклатуру продукции вашего
предприятия, доминирующее место (см. таб. 9.4). Для этого надо использо-
вать данные реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке долю
более 35 процентов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность и общая концепция сегментирования промышленного рынка. Критерии, признаки и уровни сегментирования» з дисципліни «Промисловий маркетинг»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЕКОНОМІЧНИЙ ЗМІСТ ВИЗНАЧЕННЯ РІВНЯ ЯКОСТІ ПРОДУКЦІЇ
Аудит кредитних операцій
Способи залучення капіталу
ШВИДКІСТЬ ОБІГУ ГРОШЕЙ
Період окупності


Категорія: Промисловий маркетинг | Додав: koljan (22.09.2011)
Переглядів: 1747 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП