Маркетинг имеет дело с процессами обмена между покупателями и про- давцами. Это - попытка соотнести спрос и предложение. Предметом этого обмена могут быть товары, услуги, технологии, деловые информационные системы, людские ресурсы, информация, концепции или идеи. Покупатель в традиционном маркетинге рассматривается как член домашнего хозяйства, приобретающий конечный продукт у розничного торговца или оптового тор- говца, или непосредственно у предприятия-изготовителя. В традиционном маркетинге на полюсах обмена выступают: 1) произ- водитель (продавец), выносящий на рынок свое предложение; 2) физиче- ское лицо, как представитель домашнего хозяйства, выходящий на рынок с платежеспособной потребностью - спросом на определенный товар (см. рис. 1.2). Рис. 1.2. Процесс обмена на рынке при традиционном маркетинге 15Кроме покупателя, представляющего домашнее хозяйство, основными субъектами экономики являются сами яредйриятея производящие и про- дающие продукты или услуги, государствейные учреждения Домашние хозяйства (домохозяйства) как экономический образ средней семьи представляют собой условную единицу, с одной стороны, потреби- тельской сферы, с другой - владельцев экономических ресурсов. Предприятия и государственные учреждения - структурные составляю- щие второй главы сферы человеческой деятельности в области экономики (сферы деловой активности людей). Основные субъекты хозяйственной деятельности, взаимодействуя между со- бой, совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов и доходов. Изобра- зим этот кругооборот схематично (рис. 1.3), следуя Р.Макконеллу и Л.Брю. Как видно из рис. 1.3., предприятия, заплатив устанавливаемую цену за факторы производства на рынке ресурсов, производят товары и услуги. Это ос- новная функция предприятий. Масса товаров и услуг поступает далее домаш- ним хозяйствам и государственным учреждениям для удовлетворения всей гаммы индивидуальных и общественных потребностей общества. Платежи, ко- торые производят предприятия за экономические ресурсы (труд капитал, пред- принимательские способности) представляют собой себестоимость производимой продукции (издержки предприятия). Но одновременно эти же платежи, составляющие заработную плату, процент и прибыль в домохозяйст- ве, представляют собой потоки, поставляющие эти ресурсы. В процессе расходования денежного дохода домохозяйства выражают свой спрос на необходимые им товары и услуги. Взаимное воздействие этих услуг и предложения предприятий опреде- ляют цены на продукты и услуги. С точки зрения предприятий, потребитель- ские расходы на товары и услуги образуют доходы от реализации ими этих товаров и услуг. • "• Следует учесть, что домохозяйства и предприятия выступают на двух рынках: ресурсном и рынке продуктов. При этом каждый раз они оказывают- ся на противоположных сторонах. На ресурсном рынке предприятие высту- пает на стороне спроса, то есть как покупатель, а домохозяйства как владельцы ресурсов - на стороне предложения, то есть как поставщики. На рынке продуктов (нижняя часть схемы) они меняются местами: домохозяй- ства оказываются на стороне спроса, а предприятия - на стороне предло- жения. Из рис. 1.3 следует, что все типы хозяйственных субъектов действуют на одном рынке. Однако характер взаимосвязей "предприятия-домашние хо- зяйства" и "предприятия-государственные учреждения" различен. На потребительском рынке между предложением предприятий и спросом домохозяйств на определенные товары и услуги осуществляется взаимо- действие классического типа: цены на них формируются после производст- ва товаров. При этом предприятие в значительной степени подвержено риску недополучить спрогнозируемый доход, даже заинтересовав покупате- ля более низкими ценами или льготами или через интенсивную рекламу. 16 Рис. 1.3. Схема кругооборота ресурсов, продуктов и доходов В отличие от потребительского рынка основная масса покупок государ- ства осуществляется-через систему "государственного заказа". Тогда цена на продукты и услуги может быть установлена до их производства. В этом случае риск предприятий минимален, так как можно заранее оговорить це- ны, число и условия поставок. Вместе с тем госучреждения могут произво- дить покупки товаров как на рынке продуктов, так и на рынке ресурсов. Например, это могут быть канцелярские товары, компьютеры, продовольствен- ные и промышленные товары для армий, войск МВД и др. Термин "государственное регулирование" значительно шире в современ- ной социально-ориентированной рыночной экономике термина "государст- венный заказ". Государство, в первую очередь, через правительственные организации: борется с монополизмом и инфляцией и за чистоту окружающей среды; изменяет распределение дохода и регулирует экономическую актив- ность;Все субъекты хозяйственной деятельности во взаимосвязи составляют единое целое экономического механизма общества. Однако можно отметить большую роль в нем такой составляющей как "предприятия", поскольку эк- вивалентный рыночный обмен возможен лишь при наличии производствен- ных продуктов и услуг. Для того чтобы производить эти продукты и услуги предприятия сами закупают сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д., создавая тем самым рынок предприятий (организаций).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Предприятие как субъект рынка» з дисципліни «Промисловий маркетинг»