Международные торговые компании — филиалы промышленных компаний
В настоящее время все большее число японских промышленных компаний, таких как автомобилестроительная Toyota и электротехническая Matsushita, компания по выпуску дорожно-строительного оборудования Komatsu, производитель оптоволокна Ноуа, создают свои собственные торговые компании, отнимая у компаний «сого еёся» существенную и прибыльную часть их деятельности. Это, в частности, связано с тем, что данные компании перешли к активной зарубежной щю!$воде?гвенной деятельности, выпуская свою продукцию на заводах» расположенных в зарубежных странах, и имеют уже достаточный опыт дли "ведения самостоятельной торговли. _ В целом в 90-е гг. и в настоятдее время следует отметить существенное уси^еШ1епр<>це<^атрансндщ10налиэаиди японских корпораций, о чем свидетельствуют основные показатели их деятельности. На это
4 Международные торговые компании — филиалы промышленных компаний 631 указывает, прежде всего, быстрый рост масштабов зарубежного производства японских компаний и как следствие повышение ДОЛИ продаж, реализуемых за пределами Японии За 1992 — 2002 гг. объем производства товаров и услуг за пределами Японии вырос с 79,0 до 140,3 трлн иен. Опережающими темпами росли продажи производственных компаний, которые заданный период выросли с 54до 68 трлн иен, или с 31,6 до 48,6% всего объема продаж, преимущественно за счет продукции машиностроения и базисных материалов. Усиление в стратегии японских ТНК внимания к вопросам реализации продукции аффилированных компаний на внешнем рынке находит отражение в показателе, характеризующем отношение данной продукции к объемам се выпуска внутри Японии, который за 1988—2001 финансовые годы вырос с 4,9 до 18,2%. Расширение объемов продаж непроизводственной сферы происходило преимущественно за счет оптовой и розничной торговли, на которую приходилось около 90% объемов продаж компаний, занятых в данной сфере деятельности. На заметное повышение роли зарубежных операций указывает и такой основной показатель эффективности функционирования ТНК, как прибыль Несмотря на колебания в отдельные годы, ее абсолютный объем за 1992—2001 финансовые годы вырос в 6,9 раза до 2,27 трлн иен. Продолжается превышение, хотя и не очень значительное, уровня прибыльности зарубежных операций по отношению к внутренний, т.е. в самой Японки. При этом важным моментом является то, что отношение массы прибыли на зарубежных предприятиях к соответствующим показателям в Японии существенно выросло, с 1,2 до 8%, что наиболее заметно проявилось в промышленной сфере (с 2,1 до 10,8%), в особенности в отношении компаний химической промышленности, электротехнического и транспортного машиностроения. Весьма характерной в этом плане является внешнеэкономическая стратегия компании Komatsu, являющейся вторым после американской компании Caterpillar производителем дорожно-строительного оборудования в мире, а также производящей широкий спектр станочного оборудования. При громадных объемах продаж (около 1 трлн иен в 2002 финансовом году) компания в 90-е гг. перешла к созданию развернутой сети производственно-сбытовых баз в Японии, США, Европе и Юго-Восточной Азии (20 производственных предприятий на конец 2001 г. против 5 в 1989 г, 24 сбытовые компании и 15 отделений) для расширения выпуска продукции в соответствии с изменениями на местном рынке, обеспечения большей гибкости товародвижения и передачи технологии,. стремясь таким образом ослабить уязвимость к колебаниям внешнего спроса и изменениям валютного курса, убыткам по так называемым неосновным (главным образом — финансовым) операциям,
632 Глава 27. Мелкие п средние фирмы в международном маркетинге вызывающим значительное снижение общей прибыльности. В качестве одной из первоочередных целей рассматривается обеспечение более гибкого баланса между внутренним производством, экспортом и зарубежным производством. В корпорации интенсивно осуществляются внутри- ^межотраслевая диверсификация деятельности. Так, уже в настоящее время помимо строительной техники компания обеспечивает 35% потребностей американского рынка в автопогрузчиках. Характерно что новые управленческие схемы японских компаний в зарубежной производственной деятельности тесно увязываются с их маркетинговой стратегией, предполагающей выход на рынок с принципиально новыми видами технологически емкой продукции. Так, компания Ноуа, выдвинувшаяся в 80-е гг. из сравнительно небольшой фирмы по производству оптического стекла наместо одного из ведущих производителей новых материалов и оптоэлектроиики с объемом п родаж более 250 млрд иен, в качестве одного из важнейших направлений в своей долгосрочной программе реализовала создание в течение 90-х гг. трех самостоятельных региональных холдингов — Ноуа Yokon Ноуа (Западная Европа), Ноуа Corporation (USA) и Ноуа (Азия и Океания). Региональные центры компании принимают решения по всем ключевым вопросам, включая и кредитно-финансовую и инвестиционную политику, осуществляют контроль и координацию деятельности 58 сбытовых и производственных компаний в данных регионах по всем видам продукции их специализации (общий объем капиталовложений 1240 млрд иен)1. В Германии также торговые компании, занятые в организации внешней торговли и международной производственной деятельности, могут быть филиалами производственной компании. Например, компания Thyssen Handel Union включает в себя компании с ограниченной ответственностью, специализирующиеся в организации сбыта и транспортировки, а компания Krupp Handel является компанией, обеспечивающей торговлю, инжиниринг и транспортировку грузов концерна Krupp, Такая форма организации внешней торговли и международной производственной деятельности в последнее десятилетие активно развивается, особенно в области торговли товарами, которые не только эксяортируются, но и производятся за рубежом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Международные торговые компании — филиалы промышленных компаний» з дисципліни «Міжнародний маркетинг»