Централизованный и децентрализованный подход к инновациям
Значительная часть инновационных научно-технических работ сосредоточена в ТНК, и в их организации сталкиваются два противоположных подхода: централизации (концентрации) и децентрализации (дисперсности) НИОКР. Централизация НИОКР предполагает стремление сосредоточить научно-исследовательскую деятельность в одном центре, обычно в рамках центральной службы головной компании. ;^. Децентрализация НИОКР позволяет рассредоточить научно-исследовательскую деятельность как в разных подразделениях в рамках дан- ■ , ,."*! '
410 Глава 16 Инновационная политика и стратегия технологических разрывов ной компании с участием ее зарубежных филиалов, так и проводить ее в сотрудничестве с другими партнерами, включая иностранных. Концентрированный подход к инновации дает эффект масштаба при большом объеме этих работ; исследования могут решать не только прикладные, но и фундаментальные стратегические задачи. Такая система благоприятствует связям с внешними научно-исследовательскими организациями, внешними поставщиками научно-технических разработок, использованию опыта центральной исследовательской службы, сохранению технической и коммерческой тайны. Дисперсный подход к организации инноваций в международном маркетинге дает преимущества по адаптации НИОКР к потребностям филиалов и дочерних компаний, к другим функциям управления, создает возможности объединения научно-исследовательских усилий при небольшом по количеству научном персонале высокого уровня, благоприятных контактов с местными поставщиками и потребителями научно-технических результатов и др. Обычно интернационализация НИОКР реализуется в трех основных формах* • централизация НИОКР при частичном их рассредоточении между отделениями, филиалами и дочерними компаниями в разных странах; • соглашения о научно-техническом сотрудничестве с зарубежными партнерами; • купля-продажа патентов и лицензий. Доказательством тому служат следующие данные: индекс интернационализации НИОКР по доле научного персонала, занятого за границей, составил в середине 90-х гг.; для японских компаний — 2%, американских — 6%, немецких — 1%, французских — 15%, английских — 18%, для швейцарских — 40%. Практически обратную картину представят данные об импорте иностранных ученых и разработчиков. При этом следует учитывать, что ряд научно-исследовательских институтов и отдельных ученых выполняют заказы иностранных международных компаний, не покидая пределов своей страны, в связи с чем довольно трудно просчитать реальный индекс интернационализации НИОКР.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Централизованный и децентрализованный подход к инновациям» з дисципліни «Міжнародний маркетинг»