Научно-технический прогресс как фактор развития общественной и рыночной конъюнктуры
При исследовании конъюнктуры мирового рынка необходимо различать условия ее формирования и факторы развития в конкретный период времени. К основным факторам развития конъюнктуры мирового рынка относят научно-технический прогресс, цикл воспроизводства, государственное регулирование и др. При исследовании особенностей движения конъюнктуры мирового рынка в целом следует изучать общее направление развития ее условий и факторов, которые характеризуются значительной инерционностью. Они формируют длительные тенденции. Исторически закономерно усиление влияния длительных тенденций на конъюнктуру. Среди важнейших условий развития экономической конъюнктуры основное место принадлежит научно-техническому прогрессу (НТП), который представляет собой не монотонное, а волнообразное, цикли-
188 Глава 8. Мировой рынок и рыночная конъюнктура ческое движение, связанное с экономическими процессами и характеризующееся разрывами. Именно динамичное развитие НТП в различных его формах во многом объясняет адаптивность рыночной экономики, придавая ей характер саморазвивающейся системы. Научные исследования, подкрепленные статистикой качественных и количественных макроэкономических показателей (объем ВВП, объем промышленной продукции, капиталовооруженность, производительность труда), позволяют утверждать, что развитие в различных формах НТП определяется не готовностью предпринимателей к инновациям, не преходящими всплесками предпринимательской активности, а самими основами воспроизводственных процессов, присущими рыночной экономике. Научно-технический прогресс лежит в основе «длинных волн конъюнктуры», или «больших циклов Кондратьева», в основе экономического промышленного цикла (среднесрочного) и жизненного цикла товаров, формирующих новую отраслевую структуру экономики. Помимо волн Кондратьева, в экономической науке разработаны и другие виды циклов, которые также влияют на развитие рынка и должны быть учтены в маркетинговых исследованиях и рыночном прогнозировании.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Научно-технический прогресс как фактор развития общественной и рыночной конъюнктуры» з дисципліни «Міжнародний маркетинг»