Современный период отличается активным развитием процессов глобализации, что наиболее ярко отражается в трансформации сущности и характера деятельности крупнейших компаний мира (рис. 3.1). Признавая большую роль в процессе глобализации транснациональных компаний, следует иметь в виду, что обычная ТНК произво-
92 Глава 3 ТНК — основной субъект международного маркетинга
Рис 3 1 Процесс глобализации компаний дит о собственной стране свыше 3/э всей продукции, используя 3/3 всего своего персонала. Глобальные компании (ГК) выросли, как правило, из ТНК и представляют собой их разновидность, стоящую на следующей стадии «международности» своего развития. Они утрачивают преимущественную связь с внутренним рынком, ориентируются на требования мирового рынка, осуществляют глобализацию производства и сбыта на базе стратегии стандартизации маркетинговых программ и технологий развития международного, глобального бизнеса, что дает им неоспоримое преимущество в конкурентной борьбе на мировых рынках, в первую очередь, за счет снижения издержек В качестве примера можно привести американские компании Coca-Cola, McDonald's, Nestle, Colgate, Marlboro, IBM, Procter & Gamble, Du Pont, Shell, Exxon, Mobil, японские и южнокорейские компании по проязводству бытовой электроники, японскую автомобилестроительную компанию Toyota, автомобилестроительную компанию Daimler Chrysler и др. Для ГК характерно также использование глобальных источников. Глобальные компании имеют значительно более высокий индекс транснационалъности по сравнению с обычными ТНК, и их основная работа направлена на стандартизацию товара и маркетинговых усилий
3 ТНК как основа процесса глобализации в мировой экономике 93 по продвижению продукции на мировом рынке, что позволяет получать значительный выигрыш от эффекта масштаба, глобальной рекламы и глобальной торговой марки При этом научно-технический прогресс создает высокие конкурентные преимущества по сравнительным издержкам. Глобальные компании не только действуют как своеобразные правительства, но представляют собой особую, глобальную в мировом масштабе власть, сфера которой не знает государственных границ Чем больше элемент многонационального участия в такой компании, тем в большей степени она стремится освободиться от ограничивающего влияния правительств стран, на территории которых распространяется ее деятельность Современная карта мира может быть представлена территориями и сферами влияния ГК, границы которых не совпадают с границами национальных государств Экономическая мощь ГК позволяетусиливать им и свое политическое влияние на международной арене. Они имеют своих дипломатов-сотрудников для организации отношений с правительствами различных стран, защищающих интересы своих акционеров, не различая их национальной принадлежности Для поддержания высокой международной конкурентоспособности в XXI в ведущие крупные компании будут становиться все более глобальными.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Глобальные компании» з дисципліни «Міжнародний маркетинг»