В процессе анализа следует установить силы, соперничающие на рынке, навязы- вающие вероятному конкуренту свои условия рыночной деятельности. На силы и факто- ры, которые влияют на ход конкурентной борьбы и часто предопределяют ее результат можно влиять (во всяком случае на некоторые из них), непосредственно или косвенно, к другим можно только адаптироваться с тем, чтобы усугубить их позитивное действие, или ослабить негативное влияние. В число решающих факторов, оказывающих влияние на конкурентную борьбу, качество и различные свойства товара, включая его внешний вид, эстетику, дизайн, эргономику. Поэтому важной задачей анализа конкурентной борьбы яв- ляется отслеживание патентной и лицензионной политики конкурирующего предприятия. В тех случаях, когда фактором, влияющим на конкурентную борьбу, является продажная цена , источником информации может быть непосредственное наблюдение в магазинах, данные прайс-листов и т.п. Многих покупателей привлекает не только сам товар, но и условия, в которых он продается. Серьезным фактором конкурентной борьбы является сервис (набор услуг, ока- зываемых покупателю, эффективные формы торгового обслуживания, месторасположение торгового предприятия, его архитектурная привлекательность и транспортные пути к не- му, время, которое надо затратить, чтобы его купить и т.д.). Здесь целесообразно также использовать методы непосредственного наблюдения (визуальная оценка), хронометраж покупок и т.д. Выявление этих факторов, оценка силы их влияния, поиск инструментов для нейтрализации — важная задача конкурентного анализа.
Сервис (в торговле) — это набор услуг, связанных с выбором товара, соверше- нием покупки и послепродажным обслуживанием. Сервис и культура торговли — важный фактор конкурентной борьбы
Ведущим показателем, обобщающим результаты конкурентной борьбы, является доля , которую предприятие занимает на рынке. Она отражает место предприятия на рын- ке, его роль в конкурентной борьбе. Многие маркетинговые и консалтинговые компании отслеживают изменение рыночной доли своих конкурентов. Эта доля исчисляется как удельный вес продажи данного товара на рынке в общем объеме рынка товаров: , ∑ = n j jiQ Qi jд где дj — доля j -й фирмы в общей продаже i -го товара; Q i
j — продажа j -й фирмы i -го товара; ∑ Q i
j — сумма всех продаж i -го товара на j -м рынке; n — число j -х предприятий, выступающих на данном рынке.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОНКУРЕНТНЫЙ ЛИСТ» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»