Статистика разработала меру эластичности в виде относительного показателя, вы- ражающего зависимость спроса или предложения от какого-либо фактора. Этот показа- тель носит название коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности представляет собой процентное изменение ре- зультативного признака (спроса или предложения) при увеличении факторного при- знака (цены, дохода и т.п.) на один процент
Аллен Маршалл вывел следующую общую формулу коэффициента эластичности, который принято называть эмпирическим : , y x x y Э ⋅ ∆ ∆ = где ∆ у — прирост результативного показателя — спроса/предложения (знаком «дельта» принято обозначать абсолютные приросты); ∆ х — прирост факторного признака; у — уровень спроса/предложения; х — значение факторного признака (цены, дохода и т.п.).
Пример расчета: Спрос в базисном периоде оценивался в 4500 ед. данного товара, в текущем периоде — 3300 ед. Прирост (отрицательный) составил —1200 ед. Цена товара равнялась 90 руб./ед. в базисном периоде и 100 руб./ед. в текущем пе- риоде. Прирост составил 10 руб./ед. Коэффициент эластичности спроса составил, таким образом: .4,2 4500 90 10 1200 −=× − = Э
Коэффициент ценовой эластичности составил 2,4%, т.е. при увеличении спроса на данный товар на 1% спрос на него сократился на 2,4%.
Виды эластичности спроса/предложения Ценовая эластичность Неценовая эластичность
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РЕАКЦИИ РЫНКА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ
174 Коэффициент эластичности может быть представлен также в несколько иной, но удобной для расчетов форме: ;: x y x y Э ∆ ∆ = ;: x x y y Э ∆∆ = В коэффициенте эластичности по существу сопоставляются изменения результа- тивного и факторного признаков с базовым отношением результата и фактора. Существу- ет и другая интерпретация коэффициента эластичности: как отношения темпов прироста результативного и факторного признаков.
Пример расчета: Продажа товара в базисном периоде составила 500 тыс. руб., в текущем периоде — 800 тыс. руб. Прирост равен 300 тыс. руб. Темп прироста составлял 0,6 (300 : 500 = 0,6). Среднедушевой доход населения в базисном периоде составлял 2000 руб./чел., в текущем периоде — 2500 руб./чел. Прирост равен 500 руб./чел., темп прироста — 0,25 (500 : 2000 = 0,25). Отсюда коэффициент эластичности по первой формуле равен: .4,2 2000 500 : 500 300 == Э
Расчет по второй формуле дал тот же результат Э = 0,6 : 0,25 = 2,4, т.е. получен тот же результат, что и в предыдущем примере. Коэффициент эластичности показал, что при увеличении дохода на 1% спрос увеличивается на 2,4%. Если коэффициент эластичности больше единицы (Э < 1), то проявляется явление инфраэластичности , товар считается мало эластичным или неэластичным, слабо реаги- рующим на изменение факторного признака (например, цены). Когда значение коэффици- ента эластичности превышает единицу (Э > 1), имеет место ультраэластичность , товар считается эластичным или сильно эластичным. В этих случаях спросом можно активно управлять через воздействие цен, дохода и других факторов. При коэффициенте эластич- ности, равном единице (Э = 1), обнаруживается т.н. унитарный спрос , проявляется еди- ничная эластичность. В этом случае, как правило, снижение цены не приводит к коммер- ческому эффекту (росту денежной выручки). Возможно, это свидетельствует о слабо раз- витых рыночных отношениях или даже об их отсутствии. Встречаются еще два варианта реакции покупателей на изменение цены: во-первых, спрос может быть абсолютно неэластичен , т.е. при изменении цены количество покупок остается неизменным; во-вторых, спрос имеет абсолютную эластичность. Это проявляется в том, что при снижении цены объем покупок неограниченно возрастает, а при росте цены объем заку- пок резко сокращается (практически падает до нуля). Коэффициент эластичности может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Положительное значение коэффициента означает, что при увеличении фактор- ного признака спрос растет, т.е. обнаруживается прямая связь (обычно такая зависимость проявляется при эластичности от дохода).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эмпирический коэффициент эластичности» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»