ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз

ОЦЕНКИ И АНАЛИЗ ЦИКЛИЧНОСТИ И СЕЗОННОСТИ РЫНКА
В процессе развития рынка проявляется явление
цикличности,
т.е. постоянно по-
вторяющиеся колебания динамических тенденций и интенсивности развития.

Цикличность развития рынка — регулярно повторяющиеся во времени колеба-
ния его динамических изменений и тенденций


Рынок в определенных условиях развивается не линейно, а своеобразными волна-
ми. Данное явление обусловлено как внешними факторами, так и глубинными внутрен-
ними свойствами рынка. Иногда в развитии рынка выделяются три типа цикличности:
внутригодовая, сезонная и
экономическая.
Внутригодовая цикличность, охватывающая
несколько лет, отражает определенные закономерности действия рыночного механизма,
влияние и специфику экономических и организационных факторов, в частности, постоян-
ных колебаний спроса и предложения, связанных с насыщенностью рынка.







Рис. 4.19. Типы циклов рынка

Особой формой внутригодовой цикличности является
сезонность,
т.е. повторяе-
мость колебаний, обусловленная факторами сезона. К ней, в частности, относится сезон-
ность сельскохозяйственного производства и торговли.

Сезонность рынка — регулярная смена циклов, обусловленная спецификой сель-
скохозяйственного производства или торговли


Малая, или внутригодовая цикличность обычно носит сезонный характер, более
или менее совпадая с климатическими изменениями. Сезонные колебания рынка обуслов-
лены сезонностью сельскохозяйственного производства и торговли, сезонно-
климатическими изменениями потребностей населения, вакационными сезонами и т.п.
Сезонность — явление сложное и по своим предпосылкам и последствиям проти-
воречивое. Появление на рынке продуктов питания, особенно овощей и фруктов нового
урожая обуславливает пик сезонных колебаний продажи и цен (как правило, с противопо-
ложными векторами изменений) в осенне-летний период. Ему соответствует и сезонный
подъем спроса на такие продукты. Однако следует учитывать, что современные сельско-
хозяйственные и складские технологии позволяют выращивать и хранить овощи и фрукты
в течение всего года. Это несколько сглаживает сезонные колебания (естественно, цена
таких продуктов значительно выше, чем в период массового урожая). Сглаживает размах
сезонности еще и импортная политика, в частности, завоз в зимние месяцы из стран с
благоприятным климатом овощей и фруктов. Таким образом, в значительной мере сезон-
ность — проявление действия рыночного механизма, сбалансированности спроса и пред-
ложения. Конечно, сезонность по-разному проявляется в различных климатических зонах.
Типология цикличности рынка
Внутригодовые циклы Сезонные циклы Экономические циклы

ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА

151
Сезонные изменения спроса и предложения охватывают далеко не все товары, но
для многих из них характерен значительный размах сезонных колебаний. Следует иметь в
виду, что сезонность различных товаров (и сельскохозяйственного, и промышленного
происхождения) имеет свои особенности. Это создает в маркетинге ряд организационно-
технологических и экономических проблем: образования сезонных товарных запасов, не-
равномерности нагрузки на работников торговли и торговое оборудование, простои
транспортных средств и т.д.
Маркетинговое исследование сезонных колебаний осуществляется с помощью раз-
личных приемов и методов. Суть их заключается в исключении или сглаживании случай-
ных колебаний. Обычно в этих целях используют среднемесячные или среднеквартальные
данные, охватывающие определенный период, обычно 3—5 лет.
Так, например, рассчитывается средний месячный уровень (
i
-го месяца) за три года:
,
33
3
321

=
=
++
=
n
i
iiii
i
yyyy
y

где 321,,
iiiyyy
— месячные уровни (одного из месяцев), взятые за три года (например,
2000, 2001, 2002 гг.)

Простейшим способом выявления сезонных колебаний служит расчет
индекса се-
зонности
(
iсез.
), отношение каждого уровня (месячного или квартального) к соответст-
вующей средней величине, исчисленной за год, или за несколько лет:
,.
y
y
i
n
i
i
сез

=
где
y


средний уровень, исчисленный за
n
периодов (месяцев, кварталов) всех вклю-
ченных в расчет лет;
yi
— уровень
i
-го периода;
n
— число
i
-х периодов.

Индекс сезонности — отношение каждого месячного уровня к годовой / много-
летней средней


Индексы сезонности показывают фактические колебания параметров рынка, соот-
ветствующие определенным сезонам, но они не полностью исключают влияние случай-
ных и второстепенных факторов. Для того чтобы выявить закономерности сезонности,
тенденции сезонной волны, необходимо сгладить эмпирические данные, ввести сезонную
линию тренда. Наиболее простым способом выявления сезонной линии тренда служит
ме-
ханическое выравнивание
динамического ряда, или как его еще называют, метод
скользя-
щей средней
. Расчет трехмесячной скользящей средней в какой-то мере сглаживают ост-
рые пики и провалы сезонных колебаний и, следовательно, отражают закономерности се-
зонности.
Его суть заключена в расчете средней величины из 3-х (5-ти и более) уровней ряда,
образованных последовательным исключением начального члена ряда и замещения его
следующим по порядку:

ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА

152
3
;
3
;
3
543432321
yyy
y
yyy
y
yyy
yIIIIII
++
=
++
=
++
= и т.д.
где K,,
IIIyy
— уровни динамического ряда, сглаженные по трехмесячной скользя-
щей средней;
y
1,
y
2 … — эмпирические уровни динамического ряда (месячные).

Пятимесячная скользящая средняя более точно отразила бы сезонные тенденции,
но она еще больше бы сузила охват уровней динамического ряда: вместо двух — началь-
ного и последнего, вне поля зрения остались бы четыре уровня (треть годового динамиче-
ского ряда).

Рис. 4.20. Сезонная волна товарного рынка

В маркетинговом исследовании достаточно часто используются статистические ме-
тоды моделирования, например,
аналитическое выравнивание,
или
уравнение (модель)
тренда
. Для этой цели применяются гибкие кривые, повторяющие сезонные колебания,
но исключающие случайные колебания.
В моделировании повторяемости сезонных волн используется алгоритм расчета
гармоники Фурье:

∑⋅+⋅+=
m
k
kktbktaay
),sincos(~0
где
t
— номер гармоники Фурье;
a0
,
ak
и
bt
— параметры, определяемые методом наименьших квадратов;
k
— число гармоник, равное 1, 2 и т.д.

Сезонная волна — модель закономерности сезонных колебаний, сглажен-
ных/выровненных с помощью соответствующих алгоритмов


Интенсивность сезонных колебаний измеряется с помощью уже известного коэф-
фициента вариации. При этом обычно исключается тренд (способом, аналогичным расче-
ту коэффициента аппроксимации), т.е. уровни сезонного ряда относятся не к средней ве-
личине, а к выровненным уровням тренда.
0
1
2
3
4
5
6
1357911131517
Сезоны
Це
ны

ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА

153
Цикличность рынка
— компонента рыночного механизма. В своем развитии рынок
проходит ряд циклов, сменяющих друг друга по принципу:
подъем — спад — подъем
и
т.д. Подъем рынка приводит к его перенасыщению, кризису сбыта, его сменяет депрессия,
деловой застой, который постепенно переходит в оживление деловой активности. Эта
смена циклов повторяется многократно. Циклы редко проявляются «в чистом виде», во
всей полноте и последовательности.
Широко известна классификация циклов, принятая
Гарвардской экономической
школой:


депрессия:
активность товарного рынка ослабевает, цены имеют тенденцию к
снижению;

оживление:
в товарном производстве и торговле начинается рост;

подъем:
темпы деловой активности на товарном рынке повышаются, цены
продолжают расти;

инфляция:
рост производства и торговли приостанавливается, цены на товары
замедляют рост;

кризис:
промышленная и торговая деятельность замирает, договоры не менее
чем на 50% не реализуются, поставка не оплачивается, растут товарные запасы,
цены падают.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОЦЕНКИ И АНАЛИЗ ЦИКЛИЧНОСТИ И СЕЗОННОСТИ РЫНКА» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВВЕДЕННЯ В ДІЮ ОБ’ЄКТІВ ІНВЕСТУВАННЯ
ЗАГАЛЬНІ ПОНЯТТЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЙНІ ОЗНАКИ НОВОГО ТОВАРУ
Чиста теперішня вартість
Суть проблемних позичок та причини їх виникнення
Формати файлів і протоколи передачі електронної пошти


Категорія: Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз | Додав: koljan (05.10.2011)
Переглядів: 1875 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП