ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз

Методики анкетирования
Анкета – это таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить рес-
пондент

Анкеты относятся к классу формализованных обследований; они имеют вид неко-
торого набора вопросов. Проведение анкетирования это большая исследовательская рабо-
та, которая имеет целью отразить требования маркетинга, учесть психологию респонден-
та, по возможности предсказать его реакцию на вопрос, обнаружить степень его искрен-
ности. Ответ на вопросы анкеты должен исключить возможность ее различного толкова-
ния. Анкета стандартизует как поставленные вопросы, так и ответы на них. Следует, по
возможности, избегать вопросов, на которые трудно или невозможно ответить, или такие,
на которые ответа не требуется. Перечень возможных вопросов не следует жестко регла-
ментировать, но с другой стороны, анкетирование подчиняется установленным правилам.

Анкетирование — это опрос респондентов с помощью заранее подготовленно-
го вопросника, т.е. анкеты

Составление анкеты – это сложный и трудоемкий исследовательский процесс, ко-
торый включает следующие проблемы:
• постановку целей;
• анализ вопросов и выдвижение гипотез;
• формулирование вопросов и вариантов ответов;
• разработку выборки;
• выбор способа анкетирования.
Анкета представляет собой тонкий и гибкий инструмент, требующий тщательной
проработки: уточнения типов и формулировок вопросов, определения их количества и по-
следовательности, корректности и уместности. В анкетировании необходимо максимально
учесть возможности и требования компьютерной технологии. Прежде всего нужно уяс-

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИЯ В МАРКЕТИНГЕ И МАРКЕТИНГОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ

79
нить, какая информация является необходимой (нужно избавляться от малозначимой и
второстепенной информации). Сама по себе разработка анкеты – это достаточно длитель-
ный и трудоемкий процесс, требующий научно обоснованного подхода, логической по-
следовательности. До начала исследования обычно осуществляется пробное, «пилотаж-
ное» анкетирование, целью которого является устранение ошибок и наводящих элемен-
тов. При организации анкетирования полезно использовать три направления постановки
вопросов:

туннельное,
когда осуществляется

переход от широких общих вопросов анке-
тирования к узким, частным вопросам;

секционное
, когда последовательно рассматриваются возможные проблемы,
пока они не будут полностью решены:

комбинационное
, когда в постановке вопросов сочетаются оба направления.












Рис. 2.37. Типы вопросов при анкетировании

Переход от общих вопросов к частным, более детальным, вообще является магист-
ральным путем гносеологии, системы познания. Это полностью относится и к маркетин-
говому исследованию. Дифференциация вопросов анкеты позволяет сконцентрироваться
на глубоком изучении и аргументации отдельных вопросов анкеты. Тунельное направле-
ние анкетирования позволяет увидеть и оценить общую картину, а затем перейти к дета-
лям. Один его из вариантов получил название «воронкообразного» подхода. Он требует
последовательности и логики в формировании системы вопросов.
При переходе от одной проблемы к другой нередко возникает необходимость раз-
личного рода пояснений, детализации некоторых ответов. В частности, когда респонден-
тов отсылают к анкете, основываясь на их ответах на текущий вопрос. Например, если в
анкете содержится вопрос «часто ли вы покупаете сыр?», логичным будет уточнение о
видах и сортах сыра, которые вы выбираете. Такой вопрос называется «
разветвленным
».
Предположим, что вы любите только рокфор. Целый ряд возможных альтернативных во-
просов отпадает.
В секционном подходе нельзя смешивать различные проблемы, необходимо после-
довательно рассматривать имеющиеся вопросы, пока тема не будет полностью исчерпана.
Нужно наиболее полно рассмотреть и охарактеризовать изучаемую проблему. Только по-
сле этого можно переходить к следующей проблеме. Целесообразно комбинировать оба
вида проектирования анкет.
В анкетировании одной из решающих проблем является ответ на вопрос: кто за-
полняет анкету? Существует три способа заполнения анкеты:
НАПРАВЛЕНИЯ
В ПОСТАНОВКЕ
ВОПРОСОВ
ПРИ АНКЕТИРОВАНИИ
ТУНЕЛЬНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
СЕКЦИОННОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
КОМБИНАЦИОННОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИЯ В МАРКЕТИНГЕ И МАРКЕТИНГОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ

80
• заполнение бланка регистратором со слов респондента (экспедиционный спо-
соб);
• заполнение анкеты респондентом собственноручно — письменная форма (спо-
соб саморегистрации),
• рассылка анкет по почте или с помощью компьютера, через электронную почту
(корреспондентский способ).









Рис. 2.38. Три способа анкетирования

Недостатком корреспондентского метода, хотя и более дешевого, является опреде-
ленный процент неправильно заполненных анкет. Кроме того, часть анкет вообще не воз-
вращается. Иногда даже проводятся контрольные выборочные обходы опрашиваемых
лиц. Анкетирование применяется также в панельных обследованиях, при работе с торго-
выми корреспондентами и т.п. Нередко анкеты заполняются экспертами, специалистами
консалтинговой и маркетинговой службы и т.д.
Анкета имеет табличную форму с подготовленными вопросами и пробелом для от-
вета. Анкета может быть компактной, но может иметь и достаточно много страниц. Как
правило, схема анкеты включает три блока:
• введение;
• перечень вопросов, характеризующих предмет опроса;
• сведения об опрашиваемых.










Рис. 2.39. Структура анкеты

Введение (преамбула)
кратко ставит в известность респондентов о том, кто и зачем
проводит исследование. Оно раскрывает цели опроса, приводит следующие сведения об
опрашивающих:
• название предприятия или имя владельца,
• характеристика предприятия, его тип;
• называется адрес.
СТРУКТУРА
АНКЕТЫ
ВВЕДЕНИЕ
(ПРЕАМБУЛА)
СВЕДЕНИЯ
ОБ ОПРАШИВАЕМЫХ
ПРЕДМЕТ ОПРОСА
СПОСОБЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ
СПОСОБ
СПОСОБ
САМОРЕГИСТРАЦИИ
КОРРЕСПОНДЕНТСКИЙ
СПОСОБ

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИЯ В МАРКЕТИНГЕ И МАРКЕТИНГОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ

81







Рис. 2.40. Преамбула анкеты

Введение предусматривает гарантию полной анонимности опроса и доверительно-
сти ответов. Во введении также дается представление о фирме, ее репутации. Во введении
приводится инструкция по заполнению анкеты и ее возвращению (иногда в форме сопро-
водительного письма, если оно отправлено по почте). Обычно принято выразить благо-
дарность респонденту за время, любезно уделенное исследователям.
При разработке
основной части
анкеты, т.е. предмета опроса, рассматривается содер-
жание вопросов, их тип, число, последовательность представления, наличие контрольных
вопросов и тестов.









Рис. 2.41. Предмет опроса

В ходе опроса приводится описание опрашиваемых. Этому посвящена
реквизитная
часть
анкеты, которую еще называют
паспортичкой
. Паспортичка имеет собственную
структуру. В ней содержатся следующие сведения:
• социально-демографические данные (возраст, пол, принадлежность к опреде-
ленному классу, род занятий, семейное положение);
• имя и адрес для частных лиц и организаций;
• характеристика деятельности и масштаба предприятия: размер, месторасполо-
жение, направление производственно-хозяйственной деятельности, положение
респондента в функционирующей системе, его имя/название;
• идентификация самого вопросника: присвоенное ему в ходе опроса название,
дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.









Рис. 2.42. Реквизиты анкеты

ТРИ БЛОКА
ПРЕАМБУЛЫ
НАЗВАНИЕ ИЛИ ИМЯ ВЛАДЕЛЬЦА
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
АДРЕС ПРЕДПРИЯТИЯ
ПАСПОРТИЧКА
АНКЕТЫ
СОЦИАЛЬНО-
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ

ИМЯ/АДРЕС
ХАРАКТЕРИ-
СТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ВОПРОСНИКА

ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
АНКЕТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ
ТИП ВОПРОСОВ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВОПРОСОВ
ТЕСТИРОВАНИЕ

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИЯ В МАРКЕТИНГЕ И МАРКЕТИНГОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ

82
Сложной или неоднозначной проблемой является определение количества зада-
ваемых вопросов. С одной стороны, опрашивающему хочется включить как можно боль-
ше вопросов, что обеспечит полноту исследования и его результативность. С другой сто-
роны, количество вопросов находится в прямой пропорции со стоимостью исследования:
чем больше вопросов, тем дороже анкета, и наоборот. Количество вопросов должно быть
оптимальным, т.е. обеспечивающим полноту информации, но не чрезмерным. Необходим
разумный компромисс между стоимостью информации и ее содержанием. Можно состав-
лять вопросы таким образом, чтобы без ущерба для информации экономить на количестве
вопросов, задавая емкие вопросы. Необходимо уточнить, имеет ли респондент необходи-
мую информацию для ответа.
Формулировка вопросов — одна из наиболее трудоемких и сложных проблем ан-
кетирования. Это исследовательская работа, которая требует высокой квалификации и
эрудиции, знания основ социометрии. Это творческая деятельность, не допускающая ме-
ханического копирования.
Точность ответа иногда зависит от субъективных факторов. В частности, респон-
дент часто проявляет склонность запоминать событие таким образом, что оно якобы про-
изошло позднее, чем в реальности. Такое явление называется
ошибкой преувеличения
.

Ошибка преувеличения — это событие, которое произошло позднее, чем за-
помнилось респонденту

Не реже встречается и обратное явление: человек имеет тенденцию забывать те со-
бытия, которые удалены во времени. Такие ошибки носят название
потери воспоминания
.

Потеря воспоминания — ошибка, связанная с тем, что респондент не помнит
события

Определенные требования предъявляются к форме задаваемого вопроса. Обяза-
тельным требованием является то, что вопросы должны быть составлены
в тактичной
форме
, ни в коем случае нельзя нанести обиду респонденту или встревожить его, вызвать
негативную реакцию.

Вежливость и такт — безусловное требование опроса любого опроса

Вопросы анкеты классифицируются следующим образом:
• по степени свободы;
• по характеру ответов;
• по форме вопросов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методики анкетирования» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: WiMAX vs UMTS: послесловие (продолжение статьи: "3G… 4G… Кто...
Основи організації, способи і форми грошових розрахунків у народн...
Заходи щодо запобігання ризикам або їх зменшення
Інструменти забезпечення повернення банківських кредитів
Гігантська пісочниця Google. Фільтра від Google


Категорія: Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз | Додав: koljan (05.10.2011)
Переглядів: 1884 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП