Оценка собственного потенциала фирмы и ее конкурентоспособности
Стоит напомнить, что условием разработки стратегии маркетинга являет-ся оценка и анализ собственных возможностей фирмы, ее конкурентоспособно-сти и производственно-сбытового или торгового потенциала. Фирма должна иметь возможность противостоять конкуренции со стороны других предпри-ятий, т.е. быть конкурентоспособной.
Без этого не может быть понятным, в состоянии ли фирма выполнить те задачи, которые вытекают из глобальных стратегических целей. Объективность и сопоставление с возможностями конкурирующей фирмы - непременное усло-вие анализа собственного потенциала. Если некритически подойти к оценке своих возможностей, завысив их, то на рынке можно неожиданно столкнуться с более сильным противником и не быть подготовленным к активной оборонной стратегии. Такая ошибка, переоценка собственных сил и недооценка противни-ка, может очень дорого обойтись предприятию. Потенциал фирмы - комплекс ее возможностей и достижений, обеспечи-вающих конкурентное преимущество на рынке и достижение поставленных стратегических целей. Потенциал фирмы складывается из следующих элементов: • доли, занимаемой фирмой на рынке; • производственных и торгово-сбытовых мощностей; • товарных ресурсов, качества и конкурентоспособности товара; • инновационной деятельности и инвестиционного потенциала, времени проектирования нового товара и окупаемости инвестиций; • научно-технического потенциала (ноу-хау), состояния НИОКР; • финансово-кредитных ресурсов; • трудового потенциала и эффективности труда; • средней длительности жизненного цикла товаров фирмы; • товарооборота и его ассортимента за определенный период; • прибыли и рентабельности за определенный период; • уровня сервиса; • наличия известных дистрибьюторов; • имиджа, марки или репутации фирмы. Элементы, составляющие потенциал фирмы, представлены в виде сле-дующей схемы (рис. 5.14).
Производственный или торгово-сбытовой потен-циал Финансово-кредитный потен-циал Имидж фирмы Товарные ресурсы и качество товаров Научно-технический по-тенциал (ноу-хау) Инвестиционный потенциал Трудовые ресурсы Управленческий и информационно-аналитический по-тенциал Бенч-маркинг Рис. 5.14. Блок элементов потенциала фирмы Первый элемент блока характеризуется производственной мощностью предприятия (объемом продукции, производимой за единицу времени), или объемом товаров, продаваемых торговым предприятием за единицу времени, или объемом услуг, оказываемых предприятием услуг при данном состоянии собственной или арендованной производственной/торговой инфраструктуры. При этом надо указывать степень использования/загрузки производственных мощностей. Учитывается наличие портфеля заказов, наполненность которого определяет загрузку производственных мощностей на ближайший и отдален-ные периоды. В торговле использование мощностей характеризуется показате-лем товарооборота на 1 м2 торгового зала в сопоставлении с нормативами. Второй элемент потенциала - это капитал предприятия, его состав (доля собственного и заемного капитала), кредитные возможности, ликвидность и скорость оборота капитала, и в первую очередь оборотных средств. Оборачиваемость оборотного капитала характеризуется числом полных оборотов за определенный период или временем, которое оборотные средства находятся на предприятии торговли. Исчисляется она как отношение товаро-оборота предприятия за данный период к среднему остатку оборотных средств или как отношение среднего размера оборотных средств к однодневному това-рообороту. Некоторая часть капитала кредитуется банками или другими кредитными учреждениями. Основная часть заемного капитала, как правило, образуется из нереализованных остатков товаров, материалов, сырья и других ликвидов (ак-ций, иных ценных бумаг, золота, депозитов и т.п.). Степень легкости реализа-ции активов (т.е. превращения их в наличные деньги), их мобильность, способ-ность предприятия оплачивать в срок кредитно-финансовые обязательства на-зываются ликвидностью, уровень которой определяется как отношение суммы активов к текущим краткосрочным обязательствам: , (5.40)
где Кликв - коэффициент ликвидности; Атек - текущие активы; КО - краткосрочные обязательства.
В том случае, когда Кликв >О, фирма относится к категории ликвидных. Если же Кликв < 1, то предприятие некредитоспособно и считается рискованным объектом кредитования. Превышение кредиторской задолженности более чем в 2 раза над деби-торской говорит о том, что предприятие находится в критическом финансовом положении. Отношение общей суммы финансовых обязательств (ФО) к общей стоимости имущества предприятия (ИП) служит своеобразным барометром банкротства: (5.41)
Если коэффициент превышает 0,5, то это свидетельство того, что пред-приятие находится на грани банкротства. Третий элемент - это моральный капитал, накопленный предприятием, его имидж:. Отношение покупателей и торговых посредников к марке и това-рам предприятия, убеждение, сложившееся за годы, что качество товаров фир-мы и ее обслуживание всегда на высоте, уверенность в том, что она при любых условиях выполнит свои обязательства в срок и полностью, формируют имидж, который сказывается на цене марки и доброго имени (goodwill) фирмы. Это, во-первых, является частью рекламы, а во-вторых, определяет стоимость контрак-та при франчайзинге (лицензировании торговой марки, ноу-хау, производст-венного или торгового процесса) Четвертый элемент - товар, объем и ассортиментная структура продажи, товарные запасы, качество товара. Это важнейший элемент определения конку-рентоспособности фирмы. Формой оценки возможностей нового товара является характеристика уровня его качества и конкурентоспособности. Чаще других используются ква-лиметрические балльные оценки отдельных свойств товара. В целях оценки уровня его качества и конкурентоспособности осуществляется тестирование продукта, т.е. исследование и измерение всех его параметров, которое может быть: • лабораторным - для проверки технологического качества товара с ис-пользованием соответствующего оборудования; • экспертным - для оценки потребительских свойств товара, не поддаю-щихся непосредственному измерению; • опросным - для выявления соответствия качества товара запросам по-требителей. Тестирование может быть скрытым и явным и проводится в целях сер-тификации товара.
Государственный сертификат качества является единственным докумен-том, подтверждающим право выпуска товара на рынок. Общественные консь-юмеристскйе организации также проводят экспертизу и сертификацию товаров в случаях сомнения в их качестве или появления жалоб со стороны покупате-лей. В процессе разработки товара фирма проводит самосертификацию собст-венного продукта, для того чтобы иметь представление о его конкурентоспо-собности. К факторам конкурентоспособности можно отнести: • качество товара и его соответствие спросу; • экологическую чистоту товара; • себестоимость товара и его цену; • дизайн и рекламные мероприятия; • формы продвижения товара и обслуживания потребителей. Качество товара, зависит от набора потребительских параметров, т.е. признаков, характе-ризующих важнейшие потребительские функции товара и его свойства, удовле-творяющие какие-либо потребности потенциальных покупателей. Различаются два типа параметров качества: жесткие параметры, которые должны соответствовать государственным стандартам (ГОСТам) по конструктивным и технологическим признакам, а также некоторые потребительские свойства и функции (вес, форма, гарантиро-ванное время использования, экологичность и т.п.), также четко определяемые стандартами и нормативами; мягкие потребительские параметры, которые отражают требования поку-пателей; к ним относятся эстетические и психологические свойства товара. Эстетические свойства товара (иногда их называют органо-лептическими) в известной мере субъективны и во многом зависят от уровня потребительской культуры, исторических, национальных, религиозных, возрас-тных особенностей и условий. К эстетическим параметрам относятся: дизайн, т.е. оформление, внешний облик продукта, цветовая гамма, кра-сота, изящество, привлекательность, оригинальность и т.п.; стайлинг, т.е. художественное конструирование, определенный стиль, соответствие моде, вкусам и пристрастиям большинства или какой-то влия-тельной группы населения и т.п.; эргономичность, т.е. практичность и безопасность использования товара, удобство в уходе и хранении. Психологические факторы отражают социальное и психологическое от-ношение к товару: его социально-культурный статус, престижность его исполь-зования, доступность для других и т.п. Особое место в системе оценок качества занимают экономические свой-ства товара. Главное место в них отводится отношению покупателей к цене; сообразна ли она рыночной ситуации и соответствует ли предлагаемым свойст-вам и качеству товара. Кто-то из теоретиков маркетинга очень метко заметил, что собственно потребителю продается не товар как таковой, а та польза, кото-рую он сулит. Налицо сложный психологический процесс мысленного сравне-ния пользы и связанных с ее приобретением затрат (мерой сопоставления яв-ляются покупательские возможности), завершающийся либо согласием, либо отказом купить товар. К экономическим факторам причисляется производительность изделия, его энергоемкость. Это относится как к потребительским товарам, так и к това-рам производственного назначения. Именно на экономический потенциал това-ра ориентируются определенные группы потребителей при решении о его по-купке. Некоторые из них готовы пожертвовать другими свойствами в пользу экономических факторов, поэтому в маркетинге часто практикуется параллель-ный выпуск и продажа эталонного товара, один вариант которого имеет полный набор свойств, но дорого стоит, и последующих упрощенных вариантов с меньшим набором свойств и значительно уступающих в цене. Жесткие параметры поддаются количественному измерению, сведения об их стандартах содержатся в справочниках и т.д. Часть экономических факторов также фиксируется в протоколах производственных испытаний. Цена зарегист-рирована в прайс-листах и бухгалтерских документах. Отношение покупателей к цене и мягким параметрам выявляется путем блиц-тестов и экспертных оце-нок. Обычно на рынке имеет место разнообразие товарных/ассортиментных видов. Комплекс товаров одного и того же потребительского назначения, но с разными потребительскими параметрами, например мощностью, производи-тельностью, уровнем потребляемой энергии, внешним оформлением и т.д., об-разует параметрический ряд. Его размах (число подобных товаров) обусловлен многими причинами и не в последнюю очередь, конкуренцией. Место каждого такого товара в параметрическом ряду характеризуется параметрическим ин-дексом, который представляет собой процентное отношение фактического по-требительского параметра к эталонной величине. За эталон принимаются или лучшие образцы собственного товара, или образцы товара конкурента. Жесткие параметрические индексы строятся по объективным технико-экономическим показателям, сравниваемым с нормативами и стандартами, а мягкие параметрические индексы базируются на экспертных квалиметрических моделях. Жесткий параметрический индекс (кпЦж)) /-го параметра рассчитыва-ется как отношение (5.42)
где Пфi.(ж) - величина фактического i-го жесткого параметра; Пстi(ж) - величина данного i-го жесткого параметра по стандарту (нормативу, проекту).
Иногда этот показатель называют уровнем конформности, т.е. соответст-вия фактических характеристик параметров ранее заявленным. Общий индекс жестких параметров (Iп(ж)) рассчитывается как средняя арифметическая из параметрических индексов, взвешенных по рангам важно-сти (Ri(ж)), определяемым экспертным путем: (5.43)
где n - число i-х жестких параметров. Такой индекс строится отдельно по технологическим и потребительским жестким параметрам. Мягкий параметрический индекс имеет следующий вид: (5.44)
где Вjф(м) - фактический балл, присвоенный экспертами j-му мягкому параметру товара; Вjэт.(м) - эталонный балл данного мягкого параметра.
Учитывая, что и мягкие параметры товара различаются по степени важ-ности для потребителя, то в целях расчета объективного сводного параметриче-ского индекса каждому частному параметрическому индексу присваивается вес (ранг значимости, определяемый экспертным ранжированием признаков товара по степени их важности - Wi(м)). Сводный индекс мягких параметров (Iп(м)) так-же исчисляется как средняя арифметическая взвешенная из частных парамет-рических индексов: (5.45)
где m – число j-х мягких параметров.
По этой же схеме исчисляется индекс экономических факторов, хотя там имеются некоторые особенности, в частности показатели производительности, энергоемкости и т.п. ближе к жестким параметрам. В число мягких параметрических индексов можно включить и парамет-рический индекс экономических факторов, хотя в принципе он исчисляется от-дельно и лишь потом включается в общий индекс качест-ва/конкурентоспособности (Iкач). Этот индекс строится по формуле простой арифметической средней, так как предполагается, что мягкие, жесткие и эконо-мические параметры одинаково важны для потребителя. На самом деле это не совсем так: практика показывает, что значительная часть покупателей склонна выбирать товар прежде всего по внешнему виду. В таком случае можно вводить коэффициенты предпочтения, определяемые экспертным путем: (5.46) На практике применяются методики построения показателей конкуренто-способности товара, различающиеся в деталях. Один из вариантов - отношение полезного эффекта от реализации товара (Э) к затратам на его создание и ис-пользование (3): (5.47)
т.е. определяется удельный полезный эффект. Если он максимален по сравнению с другими товарами аналогичного потребительского назначения, то этот товар конкурентоспособен. Однако следует предупредить, что расчет тако-го показателя по большинству потребительских товаров практически невозмо-жен. Анализ с помощью формулы 5.66 ограничивается преимущественно сред-ствами производства. Одним из вариантов расчета удельного эффекта является коэффициент привлекательности товара, который рассчитывается по формуле (5.48)
где В - чистая выручка от продажи товара; Z - полные затраты на производство и транспортировку товара.
Расчет данного показателя более сложен, когда учитываются все потре-бительские параметры товара, а также экономические факторы конкурентоспо-собности. Сначала составляется набор потребительских параметров и перечень экономических факторов. Экспертным путем (методом полевых испытаний) определяются веса этих параметров, основанные на оценке их значимости для потребителей. Затем формируются наборы технических и эстетических параметров, а также и эко-номических факторов, по которым рассчитываются частные параметрические индексы. Следующий этап - расчет сводных параметрических индексов: техни-ческих, эстетических и экономических. В некоторых случаях обобщающую характеристику конкурентоспособ-ности товара дает интегральный индекс (/ ^), построенный как отношение свод-ного индекса жестких и мягких параметров (/п(ж + м)) к индексу экономиче-ских параметров (/п(эк)). Формула такого индекса выглядит следующим обра-зом: (5.49)
Товар конкурентоспособен, если Iк/с > 1.
Пример. Имеются следующие характеристики товара, в частности элек-тронных часов (табл. 5.21).
Таблица 5.21 Расчет параметрических индексов
Показатели Характеристики Параметрический индекс, 1с, Ранг, К, *Л Жесткие технологические параметры Материал корпуса Синтетика - штамповка, с упрощениями 0,7 1 0,7 Дисплей на жидких кристаллах Соответствует ГОСТу 1,0 1 1,0 Электроника Соответствует ГОСТу 1,0 2 1,8 . Надежность (время службы) Три года (соответствует ГОСТу) 1,0 3 3,0 Дополнительные функ-ции -календарь, бу-дильник По ГОСТу 1,0 2 2,0 Срок службы батарей-ки Один год 0,5 1 0,5 Итого - - 10 9,0 Жесткие потребительские параметры Вес На 10% больше ГОСТа 0,7 7 4,9 Ремешок Матерчатый вместо син-тетического по ГОСТу 0,3 3 0,9 Итого - - 10 5,8 Мягкие потребительские параметры Дизайн Опрос 0,8 5 4,0 ! Стиль — молодежный Опрос 0,7 3 2,1 11 Эргономичность Опрос 0,9 2 1,8 Итого - - 10 7,9 | Экономические факторы Энергоемкость Расчет 0,4 2 0,8 ! Цена Опрос 0,8 8 6,4 ! Итого - - 10 7,2
Решение. Общий индекс жестких технологических параметров:
Общий индекс жестких и мягких параметров:
Вывод: товар конкурентоспособен.
Параллельно проводилось сравнение с конкурентным товаром по иному принципу: оценка его технологических параметров дала почти одинаковый с нашим товаром результат - 0,91, однако потребительские оценки были ниже: по жестким параметрам - 0,55, по мягким - 0,70. Оценки экономических факторов почти совпали - 0,76. Общий уровень качества конкурентного товара составил:
т.е. конкурентоспособность нашего товара на 12% выше.
Проблема характеристики конкурентоспособности товара решается также с помощью экспертной оценки перспективности продукта. Выдвигаются сле-дующие критерии перспективности: • потенциал рынка данного товара; • резервы его модификации; • возможности совершенствования его продвижения; • альтернативные виды товара; • полезные свойства товара, привлекающие потребителей, и т.д. Эксперт-ным путем определяется рейтинг (Ri) каждого i-го критерия: от 0 (низкий) до 1 (очень высокий), а также их веса значимости (Wi). Коэффициент перспективно-сти (Кперсп), который в известной мере характеризует и конкурентоспособность товара, определяется по следующей формуле: (5.50)
где n - число i-х критериев перспективности.
Чем ближе Кперсп к 1, тем выше уровень перспективности и конкуренто-способности товара. Вариантом рассмотренной модели служат оценки товара потребителями, которые рассматриваются как индикаторы предпочтений последних, а также характеристика важности отдельных свойств товара с точки зрения потребите-лей. Они выводятся по результатам опроса (анкетирования) покупателей. Неко-торые из них рассматривались в 5.3. На основе опроса потребителей или экспертов строятся модели воспри-ятия товара: «продукт - рынок». Используется метод многомерного шкалирова-ния, суть которого заключается в том, что потребитель определяет место про-дукта (одной из марок) на шкале, отражающей определенную характеристику. Впоследствии они статистически обрабатываются (исчисляются средние, мо-дальные величины и т.д.). .Аналогичным образом можно оценить факторы и критерии положения фирмы (как собственной, так и конкурирующей), определить имидж торговой марки, охарактеризовать конкурентоспособность товаров и т.д. Менее формализован экспертный метод качественной оценки перспек-тивности продвижения нового товара, для чего разрабатывается набор характе-ристик (прогнозируемый объем продажи, тип и число конкурентов, техниче-ские возможности товара, патентная чистота товара, обеспеченность ресурсами и т.д.). Экспертным путем по каждой позиции устанавливается рейтинг но- вого товара и товаров-аналогов (очець высокий, высокий, приемлемый, низкий, очень низкий). Тот товар, рейтинг которого по большинству позиций выше, может быть рекомендован к массовому производству и продаже, по-скольку имеет хорошие перспективы спроса. Положение фирмы на рынке и потенциальная возможность завоевания новых в значительной степени зависят от выхода на рынок модернизированных и качественно новых товаров. Однако создание новой версии товара требует предварительных научт ных и конструкторских разработок (НИОКР). Размер затрат на НИОКР, их доля в общей стоимости товара, срок разработки проекта и создания эталонного образца - все это показатели научного потенциала фир-мы. К научно-техническому потенциалу следует также отнести наличие и стоимость патентов и ноу-хау. Перспективной является ситуация, когда пред-ложение создает спрос. Это следует понимать как одну из форм маркетингового воздействия на сферу потребления, когда новый или модернизированный товар вытесняет старый за счет своих ранее неизвестных, привлекательных для по-требителя свойств или вообще вызывает к жизни качественно новую потреб-ность. Данный процесс многообразен и непрерывен, он находится в неразрыв-ной связи с научно-техническим прогрессом. Не менее часто новая потребность вызывает к жизни новое средство ее удовлетворения. Инновационные процессы - в значительной степени проявление конку-ренции и ее логическое последствие. Хорошо известно, что отсутствие конку-ренции ведет к научно-технической стагнации, к потере интереса, как у произ-водителей, так и у торговых посредников, к обновлению и совершенствованию товаров. Создание новых и модернизированных товаров часто дает фирме кон-курентное преимущество. Однако инвестиции в их разработку сопряжены с риском. Выход на рынок нового товара - это событие и для фирмы-изготовителя, и для конкурентов. Его успех благотворно отражается на рыночной позиции и имидже фирмы, он выводит фирму в число лидеров, обеспечивает ей устойчи-вую прибыль, в то время как неуспех, провал нового товара может оттеснить фирму в ряды рыночных аутсайдеров и принести ей значительные убытки. Принципиально новый товар открывает перед потребителем возможность удовлетворить новую потребность (такой товар в маркетинге называется пио-нерным). Он поднимает на качественно новую ступень уровень потребления, ведет к повышению уровня жизни, часто расширяет круг потребителей. Для продавца (и производителя, и торгового посредника) новый товар -потенциальная возможность завоевать лидерство на рынке, захватить сегмент или нишу целиком, вытеснить конкурентов. Крайне важно ускорить процесс создания, сократить временной разрыв между появлением идеи и промышленным выпуском товара. Это позволяет опередить конкурента и уменьшить срок окупаемости инвестиций. Так, если в Японии в середине 70-х годов цикл внедрения телевизора от ОКР до серийного производства занимал в среднем 3 года, то в начале 90-х годов он сократился до 4,5 месяца. Правда, при этом значительно увеличились асходы в единицу вре-мени, но это компенсируется более ранним этапом превышения доходов над расходами и получением прибыли за счет ускоренного выхода изделия на ры-нок . Многие фирмы терпят миллионные убытки при провале попытки вывести на рынок новые товары. По словам Ф.Котлера, на этапе запуска в производство терпит неудачу около 75% новинок . Но чем обоснованнее товарная политика, чем лучше она использует информационно-аналитические и прогнозные воз-можности маркетингового исследования, тем выше шансы на успех. Многие зарубежные предприятия выдвигают жесткие критерии отбора новых идей. На-пример, товар можно вывести на рынок за ограниченное число лет. Его рыноч-ный потенциал (будущий доход) должен составлять определенную сумму, а темпы роста - не менее 10-20%. При этом норма рентабельности планируется, например, не менее 30%, а норма возврата инвестиций - не менее 40%. Сам рынок проводит естественный отбор товаров. Этот процесс необхо-димо тщательно изучать. По некоторым оценкам, из 10 представленных на рынке товаров 8 снимаются по следующим причинам: ошибочность определе-ния спроса - 45, недостаточная реклама - 25, высокая цена - 20, неправильно выбрано время выведения товара на рынок - 14, производственные проблемы - 12, сопротивление конкурентов - 17% . В зависимости от конкретных условий и от собственного потенциала фирма решает вопрос о степени новизны проектируемого товара. Далеко не всегда выгодно осуществлять значительные вложения для создания совершенно нового продукта, когда не исчерпаны ресурсы выпускаемого товара, а желаемо-го экономического эффекта можно достичь с помощью более скромных затрат по его обновлению. В маркетинге принята следующая классификация степени новизны това-ра, разработанная с позиции товарной (ассортиментной) политики фирмы: принципиально новый товар: не имеющий аналогов на рынке, созданный в результате качественно новых открытий и изобретений с использованием достижений НТР (например, появление на рынке персональных компьютеров); кардинально усовершенствованный товар: имеющий качественные отли-чия от аналогов, представленных на рынке (например, вывод на рынок мини-компьютеров, note-books); модифицированный товар: представленный на рынке, подвергнувшийся не принципиальному, косметическому усовершенствованию (например, появ-ление на рынке магнитофонов одного и того же класса, но по-разному оформ-ленных). Степень новизны товара определяется при его разработке и оценива-ется как путем выявления покупательских мнений, так и методами тестирова-ния и экспертных оценок. Не следует забывать, что встречаются предприятия, пытающиеся сфальсифицировать новизну товара с корыстной целью. Основным критерием новизны является наличие или отсутствие анало-гов, а в случае если они имеются, - степень отклонения, обычно измеряемая в баллах. Важным признаком инновации является появление новых или сущест-венное улучшение старых потребительских свойств товара. В стратегии маркетинга важное место отводится принципу диверсифика-ции, т.е. одновременному производству товаров с различными качественными характеристиками и отказу от одного доминирующего продукта, что соответст-вует принципам теории риска. Разработка нового товара происходит параллельно: технологическая це-почка операций по его созданию (начиная с выдвижения идеи и заканчивая массовым производством) и маркетинговая цепочка исследований (начиная с прогноза спроса, расчета емкости рынка, планирования затрат и прибыли и до формирования канала товародвижения и организации рекламы). Известны три модели диверсификации: • концентрическая, т.е. выпуск улучшенных, модернизированных ассор-тиментных видов (в качестве обязательной предпосылки маркетинговое иссле-дование должно установить, что потребность в товаре не исчерпана, емкость рынка достаточно велика, но потребителям приелся «облик» товара, его дизайн, упаковка и т.п.); • горизонтальная, т.е. осуществляется выпуск качественно новых изде-лий, удовлетворяющих более высокий уровень потребностей (исследование должно прийти к выводу, что существует такая потребность, и емкость нового рынка обеспечит сбыт и продажу товара в размерах, соответствующих прогнозу прибыли); • конгломератная, когда фирма переходит на принципиально иную тех-нологию, меняет профиль и инвестирует средства в другую отрасль (для обос-нования этого типа диверсификации надо убедиться в бесперспективности ста-рого рынка, определить емкость нового и сопоставить расходы, связанные с ос-воением нового рынка и потенциальным экономическим эффектом). В маркетинговом анализе диверсификации часто используется так назы-ваемый АВС-анализ. Его цель - выявить перспективность ассортиментной по-литики. В продукции фирмы выделяются блоки А, В, С, соответствующие оп-ределенным ассортиментным позициям, которые позволяют довести долю по-крытия фиксированных затрат и доходов производителя соответственно до 80, 90 и 100%. После того как выявлены подобные ассортиментные блоки, произ-водитель проводит политику сокращения блока С, чтобы уменьшить малопро-изводительные затраты и диверсифицировать блок А, уменьшая тем самым опасность оказаться в зависимости от результатов продвижения одного-двух товаров. В процессе анализа строится кривая концентрации Лоренца. По оси абс-цисс располагаются ассортиментные группы, расположенные в порядке убыва-ния их доли в общем объеме продаж, а по оси ординат - размер товарооборота. Ассортиментные группы подразделяются на три блока по выбранным критери-ям (продажа, прибыль, издержки). Блоки А, В, С соответствуют большому вкладу в общий сбыт (ассортиментные группы 1-4), среднему (5-7) и неболь-шому вкладу (8-20). Выявив подобные ассортиментные блоки, фирма должна проводить политику сокращения или исключения блока С, чтобы уменьшить малопроизводительные затраты и диверсифицировать блок А, уменьшая риск оказаться в зависимости от результатов продвижения небольшого числа това-ров (рис. 5.15 ).
Рис. 5.15. Пример АВС-анализа
Таким образом, потенциал фирмы должен характеризоваться комплексом показателей, измеряемых абсолютными, относительными и даже качественны-ми величинами. Общая интегральная характеристика потенциала может опи-раться на квалимет-рический метод балльных оценок. Каждому показателю, в зависимости от его уровня, экспертным путем присваивается балл (от 0 до 10; 0 - отсутствие данного признака, 10 - максимально высокий/благоприятный уро-вень). Для каждого показателя, опять-таки экспертным путем, определяется ранг важности (с точки зрения конкурентоспособности). Этот интеграционный сводный показатель исчисляется как средняя арифметическая взвешенная по следующей формуле: (5.51) где В̅ - интегрированный показатель потенциала фирмы; Вi - уровень отдельного i-го показателя потенциала; Fi - вес (ранг) значимости i-го показателя (его роли в формировании потенциала).
Чем ближе средний балл к 10, тем мощнее потенциал фирмы и выше ее конкурентоспособность. В аналитическом обеспечении разработки маркетинговой стратегии фир-мы широко применяются методы портфолио-анализа, в частности построение стратегических матриц (решеток), которые позволяют охарактеризовать пози-цию (рейтинг) фирмы на рынке, отражающую комбинацию сложившейся ры-ночной ситуации и достигнутого потенциала фирмы. Разрабатывается соответствующая модель поведения (маркетинговая матрица).
Матрица, или стратегическая решетка, составляется по двум признакам (факторам) пересечением координат, которые выражают количественные или качественные характеристики признаков. В результате образуются поля (квад-ранты, стратегические сектора), отражающие положение фирмы на рынке и по-зволяющие адекватно выбрать стратегию. Матричный метод, получивший впоследствии широкое развитие, был предложен в 50-х годах американским экономистом И. Ан-соффом. Особой из-вестностью пользуется матрица БКГ (Бостонская консалтинговая группа), по-строенная по двум факторам: темпам развития рынка (отрасли) и доле рынка, занимаемой фирмой. Фирма, имеющая значительную долю рынка и выступаю-щая на перспективном, быстроразвивающемся рынке, занимает позицию под шифром «звезда», которая обеспечивает возможность наступательных опера-ций на рынке; эта же фирма, попавшая в условия неперспективного рынка, ста-рается сберечь свои ресурсы, сохранить место на рынке (позиция «дойная ко-рова»); фирма, обладающая небольшой долей рынка, попадая на перспектив-ный рынок (позиция «трудный ребенок»), имеет возможность сохранить свои позиции и обеспечить себя прибылью, а получив дополнительные ресурсы - пе-рейти в позицию «звезды»; такая же фирма, попав на малоперспективный ры-нок (позиция «собака»), вынуждена будет уйти с него. Матрица БКГ была принята за образец многими маркетологами. Она по-стоянно совершенствовалась и видоизменялась (в том числе и самой Бостон-ской консалтинговой группой). В модель вводились другие факторы, наконец, была осуществлена идея построения матрицы не по отдельным, нередко не са-мым важным, а по комплексу факторов. Чаще всего выводится средняя балль-ная оценка (см. формулу 5.51). Примерно такая же методика использовалась консалтинговыми фирмами Шелл и Мак-Кинси (Shell & McKinsey). На рис. 5.16 приведен алгоритм (схема) построения стратегической матрицы. Комплекс факторов рыночной ситуации обозначим символом А, а комплекс факторов собственных возможностей фирмы - символом В, стратегию атаки - символом С1, стратегию обороны - символом С2, стратегию отступления - символом СЗ. Ограничимся двумя каче-ственными характеристиками факторов: благоприятная/сильная (1) и неблаго-приятная/ слабая (2).
Фирмы, попавшие по комбинации факторов в квадрант а, могут исполь-зовать наступательную стратегию с низким уровнем риска (РН); в квадранты b и с - придерживаться оборонительной стратегии; в квадрант d - остановиться на стратегии отступления, так как продолжение операции связано с высоким уровнем риска (РВ). Маркетинг призван уменьшить степень риска, который обусловлен неоп-ределенностью достижения желаемого результата в условиях действия множе-ства факторов, в том числе и случайных. Задача маркетингового исследования - определить вероятность риска и измерить его интенсивность, выделить факто-ры риска, поддающиеся и не поддающиеся воздействию.
Устранить риск совершенно, застраховав себя на 100%, практически не-возможно. Однако следует установить, является ли риск допустимым или чрезмерным, недопустимым. Известно несколько методов прогнозирования риска: экспертные оценки (иногда, особенно в малом бизнесе, используются интуитивные оценки риска, основанные на опыте и таланте коммерсанта); оценки вероятности риска с помощью статистических и вероятностных ме-тодов, базирующихся на теории принятия решений; балльные оценки риска. Суть балльного метода в следующем: коммерческий риск описывается определенным числом n i-х факторов (критериев риска). Значения каждого из них экспертным путем ранжируются по вероятности наступления риска и нор-мируются, т.е. каждому присваивается определенный ранг ®, как правило, от 1 до 10. Экспертным путем определяется вклад каждого фактора в совокупный риск (Wi). Он используется в качестве веса при расчете совокупного риска (R̅) по формуле средней арифметической взвешенной: (5.52) Чем ближе R к 1, тем меньше риск, а чем ближе к 10, тем он выше.
Пример. Необходимо определить риск выпуска нового товара по данным следующих экспертных оценок (табл. 5.22). Таблица 5.22 Оценка факторов риска
№ п/п Факторы риска Баллы Ранги 1 Емкость рынка сбыта - большая 2 0,10 2 Тенденции спроса - рост с некоторым ускорением 3 0,10 3 Устойчивость цен - цены неустойчивы 7 0,10 4 Конкурентоспособность товара - достаточная 3 0,20 5 Финансово-кредитный потенциал фирмы -значительный, но есть большая дебиторская задолжен-ность 6 0,10 6 Надежность и привлекательность дистрибьютора 5 0,05 7 Эффективность маркетинговой службы -большой опыт по изучению рынка 1 0,05 8 Уровень сервиса - высокий 3 0,05 9 Интенсивность конкуренции - высокая 9 0,20 10 Имидж фирмы - высокий 3 0,05
Охарактеризуйте общий уровень риска в соответствии со следующей шкалой границ рынка (табл. 5.23).
Вывод. По шкале это соответствует повышенному риску.
Одним из важных современных направлений стратегического анализа яв-ляется бенч-маркинг (англ. bench-marking). Главная его цель - на основе иссле-дования надежно установить вероятность успеха предпринимательской дея-тельности. При этом задается вопрос: почему наше предприятие не является лучшим? Естественно стратегия фирмы сопоставляется с первоклассными предприятиями, которые принимаются как эталон. Выделяются две группы факторов успеха: • «жесткие» (объективные): • определение четких границ проекта нового товара; • точное соблюдение заданных временных параметров реализации проек-та; • строгое соблюдение стандартов качества; • бюджетные ограничения; • «мягкие» (субъективные): • четкая ориентация на результат; • понимание важности запланированных действий; • сотрудничество. Основное содержание бенч-маркинга сводится к анализу (или прогнозу) превосходства над конкурентом. Действия и примерная роль каждого процесса в достижении успеха приведены в табл. 5.24. Таблица 5.24 Действия бенч-маркинга
Операции бенч-маркинга Роль в результате, % Улучшить позицию по отношению к конкурентам 28 Снизить затраты 26 Укрепить конкурентную позицию 12 Повысить степень удовлетворения покупателей 12 Увеличить эффективность производства и торговли 9 Определить слабые места процесса 7 Разработать новые идеи 6
Бенч-маркинг логично переходит в конкурентный анализ.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Оценка собственного потенциала фирмы и ее конкурентоспособности» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»