Рыночный механизм формирует рыночную ситуацию. Важнейший при-знак конъюнктуры рынка - основная его пропорция: соотношение спроса и предложения. Баланс, или равенство этих двух главных категорий, встречается не так уж часто. Соотношение между ними постоянно колеблется, напоминая закон маятника. В этом, в частности, заключается одно из проявлений стихий-ности рынка. Баланс или дисбаланс спроса и предложения определяет тип рын-ка (рынок продавца при превышении спроса над предложением и рынок поку-пателя - при соответствии предложения спросу или при превышении предло-жения над спросом). Сбалансированность или разбалансированность рынка - процесс динамический, ситуация может постоянно изменяться, ее необходимо изучать. Однако и предложение, и спрос поддаются маркетинговому воздействию, их необходимо регулировать с помощью экономических рычагов, имеющихся в распоряжении как рыночных, так и государственных структур. Это в свою оче-редь обусловливает необходимость анализа степени сбалансированности или разба-лансированности рынка. Для этого используются различные методы: ба-лансовый, соотношения показателей динамики, косвенный - с помощью инди-каторов, неформальных и экспертных оценок. Сложность анализа заключается в том, что если товарное предложение - показатель документируемый, то спрос непосредственно оценить нельзя (напомним, что спрос - категория потенциаль-ная, существующая в представлении покупателя и в его кошельке). Конечно, об основных закономерностях и тенденциях спроса можно судить по товарооборо-ту (реализованному спросу) или покупательным фондам населения, но факти-ческий спрос в силу ряда причин может существенно не совпадать с ними. И все же условные расчеты приходится принимать во внимание. В статике соот-ношение спроса и предложения (с некоторой степенью точности) устанавлива-ется с помощью баланса спроса-предложения. Однако такой расчет можно осуществить только в границах всего товарного рынка в целом. Поэтому его ценность для маркетинга фирмы незначительна. Он чаще используется в мак-ромаркетинге. Суть расчета в следующем: определяется объем товарного предложения (по данным о поступлении или фактической продаже, с необходимыми дорас-четами) и покупательные фонды населения (доходы с корректировкой на при-рост сбережений минус обязательные платежи), представляющие совокупный спрос населения (табл. 4.7):
Таблица 4.7 Баланс спроса-предложения
Предложение Спрос 1 . Объем отечественного производства това-ров потребительского назначения 2. Объем импорта 3. Изменение стоимости товарного поступления за счет роста цен 1 . Денежные доходы населения (за вычетом прироста сбережений, инвестиций в покупку ценных бумаг и недвижимости, а также обяза-тельных платежей) 2. Покупка производствен-ными предприятиями товаров для производст-венного потребления и промышленной пере-работки 3. Покупка товаров учреждениями и предприятиями для собственных нужд 4. Из-менение стоимости купленных товаров за счет снижения цен ИТОГО ИТОГО Сокращение товарных запасов Рост товарных запасов БАЛАНС БАЛАНС ДЕФИЦИТ (П < С) ДЕФИЦИТ (П > С)
Итоговая строка отражает степень сбалансированности спроса и предло-жения. Превышение предложения над спросом проявляется в росте товарных запасов, а превышение спроса над предложением - в их сокращении. Этот факт используют для косвенной оценки пропорциональности рынка. Дело в том, что количественно оценить покупательский спрос на локальном рынке какого-то товара практически не представляется возможным. Исключение составляют биржевые рынки, где предложение и спрос регистрируются. Можно, конечно, сопоставлять производственный потенциал (как объем предложения) и емкость рынка (как отражение объема спроса). Такой расчет, хотя и не без трудностей, может быть выполнен на микроуровне отдельной фирмы. Однако фирме проще осуществить косвенную оценку соотношения спро-са и предложения на основе наблюдения за некоторыми параметрами рынка, в частности за изменением товарных запасов. Дело в том, что товарные запасы чутко реагируют на любые изменения соотношения спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает сокращение товарных запа-сов, а превышение предложения над спросом (или их качественное несоответ-ствие) тут же сопровождается ростом товарных запасов (затовариванием). Сба-лансированность спроса и предложения обусловливает стабильность товарных запасов. На ум приходит сравнение с весами, где роль стрелки выполняют то-варные запасы. Товарные запасы в данном случае выполняют функцию индика-тора конъюнктуры рынка. Можно использовать абсолютный показатель объема товарных запасов, но более точным будет относительный показатель запасов товарооборота (в днях). В формализованном виде данные пропорции будут выражены следую-щим образом: Iз =1® П = С (рынок - сбалансирован); (4.12) Iз > 1® П > С (диспропорция: предложение превышает спрос); (4.12а) Iз < 1® П < С (диспропорция: спрос превышает предложение), (4.12б)
где Iз - индекс товарных запасов; П - предложение; С - спрос.
Однако следует принять во внимание, что в некоторых таких оценках со-стояния рынка отчасти содержится элемент субъективизма. Приведем пример неформальной оценки рыночной конъюнктуры на ос-нове анализа как формализованных, так и неформализованных (качественных) оценок, полученных от торговых корреспондентов (табл. 4.8). Таблица 4.8 Карта оценки конъюнктуры рынка
Индикаторы рынка Характеристика рынка поставка продажа запасы рост стабильность спад рост стабильность спад рост стабильность спад + + + Спад спроса: коллапсирующий рынок + + + Стабильный спрос: стабильный рынок + + + Рост спроса: развивающийся рынок
Существует ряд других приемов конъюнктурного анализа, но их суть не-изменна - сопоставление между собой индикаторов рынка и индексов деловой активности, оценка спроса и предложения. Например, в зарубежном маркетинге популярен метод построения системы индексов деловой активности: показате-лей показателей динамики основных характеристик рынка производства (или поставки) товаров, товарных запасов, цен, а в ряде случаев показателей общей экономической ситуации-уровня занятости, учетной ставки центрального бан-ка, объема инвестиций и т.п. В качестве дополнительных индикаторов привле-каются такие характеристики рынка, как численность потребителей (в одних странах - население старше 5 лет, в других - число семей с детьми); уровень до-хода; территориальная структура розничных продаж и т.д, В некоторых специ-альных расчетах оценивается готовность населения к расходам (по числу оте-лей, ресторанов и кафе). Важной составляющей конъюнктурного анализа является система ры-ночных индикаторов. С некоторыми из них мы уже познакомились, рассмат-ривая индексы деловой активности и индикаторы сбалансированности рынка. Если приведенные ранее индикаторы являлись статистическими показателями или результатом информации, полученной от торговых корреспондентов, то индикаторы, которые нам предстоит рассмотреть, выводятся на базе специаль-ных конъюнктурных торговых и социологических опросов. Главная особен-ность этих индикаторов заключается в том, что они опираются на мнение заин-тересованных лиц: потребителей, с одной стороны, и производителей и торгов-цев - с другой. Методология построения подобных индикаторов является смешанной: в организации опросов используются приемы социометрии, выборка респонден-тов и группировка анкет опираются на статистические методы, конструирова-ние самих индикаторов использует принципы маркетинга и т.д. Находит при-менение система балльных оценок, ранжирования и взвешивания по оценкам важности. Некоторые из подобных индикаторов разрабатываются Российским агентством статистики, другими правительственными и неправительственными учреждениями. Для изучения перспектив рыночного бизнеса определяется коэффициент заполненности портфеля заказов. Он исчисляется на основе ответов предпри-нимателей об уровне и тенденции заполненности портфеля. В табл. 4.9 пред-ставлена модель этой характеристики. Таблица 4.9 Модель оценки перспективности бизнеса
Удельный вес давших оценку в общем числе ответивших респондентов, % уровень заполненности портфеля в текущем периоде: тенденция ожидаемого изменения заполненно-сти портфеля характеристика % ответов характеристика % ответов 1) выше нормы 1) увеличение 2) нормальный 2) без изменения 3) ниже нормы 3) уменьшение Баланс ответов Баланс ответов
В качестве индикатора используется не доля ответивших, а баланс поло-жительных и негативных оценок (стр. 1 + стр. 2 - стр. 3). Если баланс положи-тельный, то дополнительно определяется степень положительных перспектив как соотношение стр. 1 и стр. 2. Если оно близко к 0, то перспективы можно считать удовлетворительными, когда же оно составляет '/3, то перспективы хо-рошие, и, наконец, если оно близко к единице, перспективы выглядят блестя-щими. В принципе блок прогноза заполняемости портфеля можно заменить или дополнить ретроспективным блоком оценки изменений за предшествующий период. В результате могут быть получены три характеристики изучаемого яв-ления: за предшествующий период, который объясняет сложившуюся конъ-юнктуру; в настоящее время, отражающее реальную ситуацию; на будущий пе-риод, представляющий собой прогнозную оценку. От них можно перейти к ин-тегральной характеристике, к своего рода коэффициенту благополучия пред-приятия, исчисляемому как простая среднеарифметическая трех показателей. Полученные индикаторы полезно дополнить данными оценки экономиче-ского положения предприятия, которые тоже могут быть получены на основа-нии опроса руководителей производственно-сбытовых и торговых предпри-ятий. В модели сочетаются оценки как нынешней ситуации, так и прогнозные. Как и в предыдущей, данную модель можно дополнить ретроспективным бло-ком, иллюстрирующим то, как предприятие достигло нынешней ситуации (табл. 4.10). Таблица 4.10 Модель самооценки экономического состояния предприятия
Удельный вес давших оценки в общем числе ответивших респондентов, % об экономическом положении предприятия в данное время о тенденциях изменения экономического по-ложения на перспективу характеристика оценка, % характер оценка, % 1) благоприятное 1) улучшилось 2) удовлетворитель-ное 2) без изменения 3) неблагоприятное 3) ухудшилось Баланс оценок Баланс оценок
Характеристика индикаторов экономического положения за три динами-ческих момента: прошлое, настоящее, будущее, а также интеграционная оценка осуществляются таким же образом, что и в предыдущей модели. Решая главную маркетинговую задачу, предприниматель сам оценивает степень удовлетворенности покупателей. Этому предшествует тщательный анализ внутрифирменных статистических показателей продажи и остатков то-варов, цен и ассортимента. Успех коммерческой деятельности предпринимателя зависит от того, на-сколько объективно он определяет степень удовлетворенности потребителей. Следовательно, изучение мнений самих потребителей не является альтернати-вой данному исследованию, а служит дополнением при корректировке оценки, полученной на основе мнений торговых корреспондентов и самих предприни-мателей. Результат итогового опроса предпринимателей, выражающийся в удельном весе положительных ответов, рассматривается как индекс удовлетво-ренности покупателей. Ответы дифференцированы по четырем характеристи-кам. Общая конъюнктурная оценка складывается как средняя арифметическая из четырех частных оценок. Вопросы можно сформулировать таким образом, чтобы располагать ретроспективой данного явления. По каждой из характери-стик приводятся три дополнительных ответа, показывающие, каким образом достигнута настоящая ситуация (табл. 4.11). Таблица 4.11 Модель удовлетворенности покупателей
Показатели удовлетворенности покупателей Тенденции Удельный вес ответов "да" по оценке удовле-творенности по оценке тенденций Насыщенность рынкаи ассортимент товаров улучшение без изменений ухудшение Качество предлагаемых товаров улучшение без изменений ухудшение Цена товаров улучшение без изменений ухудшение Уровень сервиса улучшение без изменений ухудшение
В ряде стран, а с 1993 г. и в России определяется один из важнейших конъюнктурных индикаторов рынка - индекс потребительских намерений (ИПН), который базируется на социологических опросах, систематически про-водящихся Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ). Покупательские настроения складываются как из личных наблюдений, проецированных на потребности семьи, так и из комплекса связей ее членов с широким кругом родных, знакомых, сослуживцев и т.п. На оценке покупатель-ского настроения сказываются также интуитивные ощущения, влияние общест-венного мнения в социальной среде обитания респондентов и средств массовой информации. Таким образом, настроение потребителей - явление сложное и не всегда строго последовательное. Например, покупатели могут положительно оцени-вать перспективы экономического развития страны и в то же время пессими-стически высказаться относительно перемен собственного материального по-ложения. Парадокс? Нет! Плановая экономика приучила к мысли об отсутствии взаимосвязи между успехами экономики страны и повышением уровня жизни отдельного человека. Скорее наоборот, диспропорциональное развитие эконо-мики разоряло отдельного человека. Формирование рыночной экономики еще не завершилось созданием механизма, который бы обусловливал рост благо-состояния населения успехами макроэкономики, что свидетельствует о проти-воречивости ИПН. Полученные в результате опроса данные (в виде процентного распреде-ления ответов) обобщаются, ранжируются и взвешиваются по специальной шкале важности характеристик. В результате осреднения показателей опреде-ляются шесть частных индексов и один интегральный, который и рассматрива-ется как индекс покупательских настроений. Частные индексы являются ре-зультатами обработки ответов респондентов на следующие вопросы: • о текущем личном материальном положении; • об ожидаемых изменениях личного материального положения; • об ожидаемых изменениях в экономике страны в ближайший год; • об ожидаемых изменениях в экономике страны в ближайшие пять лет; • о целесообразности крупных покупок; • о целесообразности делать сбережения. Обобщением ответов и расчетами частных и интегрального индекса за-нимается группа «ИПН - Россия» при Министерстве Финансов РФ Система ин-дексов представлена на рис. 4.3.
Рис. 4.3. Индекс покупательских намерений Каждый из частных индексов самостоятелен и «грает важную роль Одни индексы описывают текущую ситуацию, другие - ее прогнозируют, третьи - не-посредственно отражают покупательские намерения. Интеграция частных показателей в общий индекс осуществляется с по-мощью системы весов, разработанных в США примерно полвека назад. Теоре-тически индекс может принимать значения от 200 (максимум) до 0 (минимум), 100 - разделительный уровень, выше которого складываются положительные оценки ситуации, ниже - негативные оценки. Уровни, тяготеющие к 100, указы-вают на нейтральное отношение респондентов. Однако в практике деятельно-сти группы «ИПН-Россия», отмечает известный российский экономист и поли-толог Отто Лацис , этот индекс редко выходит за пределы между 60 и 70, лишь в экстремальных условиях падая до 40 и поднимаясь почти до 80. Кризисное состояние Российской экономики объясняет, почему этот индекс находится ниже 100. В нем важно не абсолютное значение, а тенденция, изменение. Показательно, что перед кризисом августа 1998 г. ИПН резко упал на 6,1 пункта. Противоречивость общего индекса, частные индексы которого могут иметь разнонаправленные векторы, его колеблемость в небольших пределах свидетельствуют о неустойчивости развития российской экономики в целом и товарного рынка в частности. Внимательный анализ тенденций ИПН, оценка его колебаний позволяют получить предупреждающую информацию о прибли-жении как отрицательных, так и положительных изменений в рыночной эконо-мике. Сравнительно простым способом оценки состояния и развития рынка яв-ляется специфический конъюнктурный метод тестирования. В конъюнктур-ном тесте, разрабатываемом на основе данных тендещиалъных опросов, ис-пользуются три группы; величин (переменных): • инструментальные переменные, зависящие от деятельности предпри-ятий и планируемые самими предприятиями; • переменные ожидания, зависящие не от предприятий, а от внешних факторов; • совокупные переменные, зависящие как от действий предприятий, так и от внешних факторов. Конъюнктурный тест представляет собой среднюю арифметическую трех возможных оценок сложившейся тенденции развития рынка: рост (подъем), стабильность, понижение (спад), каждой из которых присваивается соответст-вующий балл. В дальнейшем исследовательская мысль пошла по иному пути: создания многомерной количественной (балльной) оценки основных параметров состоя-ния рынка. Каждому параметру (безразлично, охарактеризованному ли количе-ственными, качественными, атрибутивными или альтернативными показателя-ми) в соответствии с данной характеристикой экспертным путем присваивается балл (В), а также вес (Ж), который отражает роль 1-го параметра в формирова-нии рыночной ситуации. Затем по формуле средней арифметической взвешен-ной рассчитывается средний балл, который служит интегрированной оценкой состояния и развития рынка. Иногда его называют стратегическим индексом или индексом рыночной ситуации : (4.13)
где В̅ - средний балл (обобщенная, многомерная) характеристика состояния рынка; Вi - балл, характеризующий состояние рынка по i-му параметру (фактору); Wi - вес (ранг), отражающий роль i-го параметра (фактора) в формировании рыночной ситуации (определяется экспертным путем; n - число параметров (факторов).
В зависимости от того, какая система баллов была использована, строится шкала рыночной ситуации. Например, при 9-балльной системе (где цифра «9» - максимальная положительная оценка) строится следующая шкала (табл. 4.12). Таблица 4.12 Шкала балльных оценок рыночной ситуации
Рыночная ситуация Неблагоприятная Неустойчивая Благоприятная Параметрический индекс (в баллах) от 1 до 4 от 4 до 6 от 6 до 9
Чем больше этот индекс, тем благоприятнее конъюнктура, перспективнее данный рынок. Пример. На основании данных мониторинга были получены следующие оценки факторов рыночной ситуации (экспертным путем каждому фактору присвоены баллы и ранги (табл. 4.13). Таблица 4.13 Оценки факторов рыночной ситуации
Показатели и факторы рынка Экспертные оценки Баллы,Bi Ранги, Wi BiЧWi Емкость рынка Очень большая 9 3 27 Вектор и скорость продажи Рост. Высокая 8 2 16 Устойчивость развития рынка Заметная колеблемость цен 6 2 12 Деловая активность (число сделок) Достаточно высокая 7 1,5 10,5 Интенсивность конкуренции Умеренная 6 1 6 Норма прибыли Близкая к средней 6 0,5 3 Итого - 10 74,5
Средний балл равен:
т.е. рынок, достаточно благоприятный для реализации товара. Наряду с анализом соотношения спроса и предложения как важнейшим направлением конъюнктурного анализа существует еще ряд показателей про-порциональности товарного рынка. Как уже отмечалось, рынок товаров и услуг - сложное, многоструктурное явление. Его развитие происходит в связи и в ко-ординации с другими компонентами рыночной экономики и социальной жизни. Пропорциональность, т.е. оптимальное соотношение между различными эле-ментами рынка, - важнейшее условие «здоровья» рынка и его нормального по-ступательного развития. Наоборот, всякого рода диспропорции, деформации отдельных составных частей рынка, как убедительно показал отечественный опыт, ведут к кризисным формам развития, затрудняют и искажают рыночные отношения, делают рынок недостаточно эффективным. Из сказанного можно сделать вывод, что изучение макро- и микропро-порций рынка представляет собой важную и всегда актуальную задачу стати-стики рыночной конъюнктуры. Наряду с констатацией и оценкой сложившихся пропорций необходима характеристика тенденций динамических изменений в пропорциях, анализ структурных сдвигов и региональных различий пропорций рынка. В исследованиях пропорциональности рынка целесообразно использовать такие инструменты анализа, как баланс, относительные величины структуры и координации, компаративные (сравнительные) индексы и т.д. В структурном анализе можно использовать методы анализа колеблемости показателей про-порциональности, их трендовые и регрессионные модели и т.д. В некоторых случаях может найти применение спектральный анализ. В анализе пропорциональности рынка используются главным образом два основных относительных показателя структуры: доля (удельный вес), т.е. характеристика части в целом, и коэффициент соотношения, т.е. непосредст-венное сопоставление двух явлений или частей одной совокупности. Показа-тель доли отражает место, которое данная часть занимает во всей совокупности. Как правило, доля исчисляется в процентах, т.е. на 100 единиц явления, но ино-гда -в коэффициентах, т.е. на одну единицу явления. Анализ пропорций рынка должен осуществляться как в статике, так и в динамике. В валовом внутреннем продукте России доля отраслей, занимающихся торгово-сбытовой деятельностью, выросла с 6,1% в 1990 г. до 16% в 1997 г., т. е. в 2,6 раза. Важнейшей пропорцией рынка, после сбалансированности спроса и предложения, выступает соотношение рынков товаров производственного и по-требительского назначения. Длительное время промышленное производство товаров потребительского назначения составляло 1/4 общего объема произво-димой товарной массы. Подобная диспропорция на долгие годы подорвала потребительский потенциал и привела к тому, что по уровню жизни Россию вполне можно отнести к группе развивающихся стран. Рыночный механизм на-чал работать по устранению этой диспропорции, но глубокий экономический кризис, в котором пребывает Россия, не позволяет стране выйти на оптималь-ное соотношение. Серьезный дисбаланс был между продажей потребительских продуктов и услуг. Россия серьезно отставала от развитых стран как по объему, так и по пропорциональности продажи услуг. После того как в начале 90-х гг. резко расширился круг платных ус-, луг, повысилась их доля в общих потребитель-ских расходах. Следующая диаграмма отражает основные сдвиги в макрострук-туре потребительских расходов домашних хозяйств (в фактических ценах) с 1993 по 1997 г. (рис. 4.4).
Рие. 4.4. Макроструктура потребительских расходов в 1993 и в 1997 гг.
Доля услуг выросла за эти годы почти на 7 пунктов, а доля непродоволь-ственных товаров сократилась на 6 пунктов. Правда, подобные расчеты надо производить не только в фактических, но и в сопоставимых ценах. Тогда бы мы увидели, что рост доли услуг увеличился не только в результате увеличения объема оказываемых услуг, но и за счет значительного роста цен. Сокращение удельного веса непродовольственных товаров объясняется обнищанием значи-тельной массы населения, о чем пойдет речь в 5.1. Обедневшие потребители резко сократили покупки непродовольственных товаров. В этой группе про-изошли серьезные структурные сдвиги, которые характеризуют важные качест-венные тенденции пропорциональности потребительского рынка. В табл. 4.14 отражена структура расходов на приобретение непродовольственных товаров.
Таблица 4.14 Макроструктура расходов домохозяйств на покупку непродовольст-венных товаров в 1993 и в 1997 гг.
Непродовольственные товары Потребительские расходы, % к обще-му обьему покупки непродовольст-венных товаров Отклонения+, - 1993 г. 1997 г. Одежда, обувь, белье и ткани 51,4 40,5 - 11,1 Телерадиоаппаратура, предметы для отдыха и увлечений 10,1 11,2 + 1,1 Транспортные средства 4,7 15,3 + 10,6 Мебель, домашнее оборудование, предметы для ухода за домом 18,9 13,4 - 5,5 Другие товары 14,9 19,6 + 4,7 Итого 100,0 100,0 -
Характер структурных сдвигов нетрудно объяснить: бедное население экономит на предметах гардероба и мебели, обеспеченное население увеличи-вает расходы на товары, обеспечивающие комфортность быта. Для характеристики интенсивности изменения пропорций можно исполь-зовать коэффициент линейных структурных сдвигов: (4.14)
где i0 и i1- доля i-и товарной группы в общем объеме товаров (в нашем примере - непро-довольственных товаров) соответственно в базисном и текущем периодах; n - число i-х товарных групп.
Чем больше размер коэффициента, тем интенсивнее структурные сдвиги. В нашем примере он составил 33 процентных пункта по шести макрогруппам непродовольственных товаров. Аналогичным образом изучаются и другие пропорции рынка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Анализ сбалансированности рынка» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»