Оптовиков разделяют на следующие группы. 1. Оптовики-купцы. Это независимые коммерческие предприятия, приоб-ретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. В разных сферах деятельности их называют по-разному: оптовые фирмы, базы, дистрибьюторы, торговые дома. Это большая группа оптовых торговцев, на их долю приходится более половины оптовых продаж. Оптовики-купцы бывают двух видов: с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслу-живания. Оптовики с полным циклом обслуживания предоставляют такие услуги, как хранение товарных запасов, предоставление продавцов, кредитование, дос-тавка товара и содействие в управлении. Это либо торговцы оптом, либо дист-рибьюторы. Оптом торгуют в основном с предприятиями розницы, предоставляя им полный набор услуг. Оптовики предоставляют клиентам широкий выбор и об-ладают более глубокими знаниями о товаре. Дистрибьюторы товаров промышленного назначения продают их преиму-щественно производителям, а не розничным торговцам. Они предлагают поку-пателям услуги, такие, как хранение товарных запасов, кредитование и достав-ка товаров. Они могут заниматься либо широкой товарной номенклатурой, ли-бо смешанным или специализированным ассортиментом. Оптовики с ограниченным циклом обслуживания предоставляют своим по-ставщикам и клиентам гораздо меньше услуг. Существует несколько видов оп-товых предприятий с ограниченным набором услуг: а) оптовик, торгующий за наличный расчет и без доставки товара, зани-мается ограниченным ассортиментом ходовых товаров, которые он продает мелким розничным торговцам с немедленной оплатой покупки без вывоза куп-ленного. Например, мелкий розничный торговец – владелец магазина периоди-чески покупает у такого оптовика товар, тут же расплачивается, сам везет товар к себе в магазин и сам разгружает его; б) оптовик-коммивояжер не только продает, но и сам доставляет товар по-купателям. Такой торговец занимается ограниченным ассортиментом продук-тов кратковременного хранения, которые он продает за наличный расчет, со-вершая объезды универсамов, мелких магазинов, больниц, ресторанов и кафе; в) оптовик-организатор работает в отраслях, для которых характерна бес-тарная перевозка грузов, таких, как каменный уголь, лесоматериалы, тяжелое оборудование. Такой оптовик не держит товарных запасов и не занимается то-варом непосредственно. Получив заказ, он находит производителя, который от-гружает товар покупателю на определенных условиях поставки и в определен-ное время. С момента принятия заказа до момента завершения поставки опто-вик-организатор принимает на себя право собственности на товар и весь связанный с этим риск; г) оптовик-консигнант обслуживает магазины розничной торговли. Опто-вик-консигнант высылает в магазин товары, а его представитель оборудует в торговом зале выкладки. Оптовик-консигнант сам назначает цену на товары, устраивает экспозиции и ведет учет товарно-материальных запасов. Оптовики-консигнанты торгуют на условиях консигнации – сохраняют за собой право собственности на товар, а счета розничным торговцам выставляют только за то, что раскуплено. В российских условиях торговля на условиях консигнации ши-рокого распространения пока не получила; д) оптовик-посылторговец рассылает каталоги на ювелирные изделия, косметику и прочие мелкие товары клиентам из сферы розницы, промышлен-ного производства и разного рода учреждениям. Основные заказчики такого оптовика – организации, расположенные в близлежащих районах. Выполнен-ные заказы высылают клиентам по почте или доставляют автомобильным транспортом. 2. Брокеры и агенты. Агенты и брокеры отличаются от оптовиков-купцов по двум показателям: они не берут на себя права собственности на товар и вы-полняют лишь ограниченное число функций. Их основная функция – содейст-вие купле-продаже. За свои услуги они получают комиссионное вознагражде-ние в размере до 5-10% продажной цены товара. Подобно оптовикам-купцам, они обычно специализируются либо по типу предлагаемого товарного ассорти-мента, либо по типу обслуживаемых ими клиентов. Основная функция брокера – свести покупателей с продавцами и помочь им договориться. Брокеру платит тот, кто привлек его. Наиболее типичные примеры – брокеры по операциям с пищевыми продуктами, недвижимостью, страховые брокеры и брокеры по операциям с ценными бумагами. Агент представляет покупателя или продавца на более долговременной ос-нове. Существует несколько видов агентов. Агенты производителей представ-ляют двух или нескольких производителей дополняющих друг друга товаров. Агент заключает официальные письменные соглашения с каждым производи-телем в отношении цен, территориальных границ деятельности, процедуры прохождения заказов, услуг по доставке товаров и комиссионных ставок. Он хорошо знаком с ассортиментом каждого производителя и организует сбыт его товаров, опираясь на свои широкие контакты с покупателями. К услугам аген-тов фирм-производителей прибегают при торговле такими товарами, как одеж-да, мебель и электротовары. Большинство агентов представляют собой мелкие коммерческие предприятия, насчитывающие всего несколько сотрудников, ко-торые являются искусными продавцами. Их нанимают мелкие предпринимате-ли, которые не могут содержать собственных коммивояжеров, а также крупные производственные фирмы, которые хотят проникнуть с помощью агентов на новые территории. Полномочные агенты по сбыту заключают с производителями договоры, получая права на сбыт всей выпускаемой тем или иным производителем про-дукции. Такой производитель не берет на себя функции по сбыту. Полномоч-ный агент по сбыту служит как бы отделом сбыта производителя и оказывает значительное влияние на цены, сроки и условия продажи. Его деятельность обычно не ограничена никакими территориальными рамками. Полномочные торговые агенты встречаются в таких сферах товарного производства, как тек-стильная промышленность, производство промышленного оборудования, ка-менного угля, кокса, химикатов и металлов. В российских условиях подобные организации получили печальную известность из-за сговора с руководителями предприятий-производителей. Агенты по закупкам обычно оформляют долговременные отношения со своими покупателями и закупают для них необходимые товары, нередко прове-ряя их качество, организуя складирование и последующую доставку к месту на-значения. Разновидностью агентов по закупкам являются местные закупщики на основных рынках одежды, подыскивающие ассортимент, которым могли бы торговать мелкие розничные магазины в небольших городах. Оптовики-комиссионеры – это фирмы-агенты, вступающие в физическое владение товарами и самостоятельно заключающие сделки на их продажу. Как правило, они не работают на основе долговременных соглашений. К их услугам чаще всего прибегают при продаже своей продукции фермеры и сельхозпред-приятия, которые не хотят самостоятельно заниматься сбытом и не являются членами кооперативов. Оптовик-комиссионер поставляет товар на определен-ный рынок, продает всю партию по наиболее благоприятной цене, вычитает из выручки свои комиссионные, издержки и передает оставшуюся сумму произво-дителю. 3. Оптовые отделения и конторы производителей. Третья основная разновидность оптовой торговли состоит из операций, осуществляемых про-давцами и покупателями самостоятельно, без привлечения независимых опто-вых торговцев. Существует два вида предприятий, занимающихся такой дея-тельностью. Производители нередко обзаводятся собственными сбытовыми отделе-ниями и конторами, чтобы держать под более жестким контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыту и стимулированию. Многие круп-ные розничные торговцы содержат в основных рыночных центрах собственные закупочные конторы. Закупочная контора играет примерно ту же роль, что и брокеры или агенты, но является структурным подразделением организации-покупателя. В ряде отраслей экономики имеются собственные специализированные оп-товые организации. Оптовики – скупщики сельхозпродуктов собирают их в крупные партии для отгрузки предприятиям пищевой промышленности, хлебо-заводам, пекарням и покупателям от имени государственных учреждений. Оп-товые нефтебазы продают и доставляют нефтепродукты автозаправочным станциям, другим предприятиям розничной торговли и деловым предприятиям.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды предприятий оптовой торговли» з дисципліни «Маркетинг»