Первобытный художник выполнял свои наскальные рисунки в пространстве с незаданными границами. Исследователи считают, что рама, как линия, изолирующая изображение, появилась лишь во втором тысячелетии до н. э. Одним из видов рамы можно назвать древнюю городскую стену, которая не только служила оборонным сооружением, но и композиционно оформляла заселенное пространство, подчиняла его своим законам: топографическим, психологическим, социальным и прочим. Рама являлась инструментом фокусировки, выделения. Если она выдвигалась вперед и обрамляла изображение с видом перспективы, то она как бы отодвигала плоскость изображения назад, способствовала иллюзии глубины. Еще один аспект рамы - аксеологический (ценностный). Рельефные, орнаментально богато украшенные рамы, с роскошной позолотой, внедряли в сознание установку о высокой ценности данного полотна. Чем уникальное рама - тем выше ценностный имидж полотна. Стилевое единство или контраст рамы и полотна - тоже известный прием, способный оказать влияние на потребителя. Современные тонкие бордюры, лишь чуть выступающие над плоскостью листа (холста, плоскости) - это признак современной технологии, за которой всегда маячит образ тиража, а следовательно, и намек на выражение иных ценностных начал. Играя многообразные роли в культуре, рама способна аккумулировать в себе различнейшие значения. Она может входить в очертания самого изображения, рассекая его или выкадровывая отдельные фрагменты, на полняяих различными смыслами. Наиболее известные примеры в живописи: "Венера и Купидон", "Менины" Веласкеса, "Бар "Фоли-Бержер" и "Нана" Э. Мане, полотна Тулуз-Лотрека, Дега. Здесь рама выступает как сложный элемент изображения. Здесь же необходимо упомянуть о зеркале. Будучи универсальным отражателем в раме, зеркало способно создать иллюзорный эффект "зазерка-лья". Зеркало как знак может иметь множество значений. Во-первых, как знак эстетической ценности. Во-вторых, как атрибут мифологического сознания: Афродита - Венера, Нарцисс, японская богиня солнца Аматэрасу. Этот мотив нашел отражение в творчестве Тициана, Энгра, Пуссена, Караваджо. Даже у Дали есть полотно "Метаморфозы Нарцисса". Разумеется, роль рамы во всех этих примерах различна, в зависимости от ее функциональной роли в общем замысле творца. В современной рекламе активно используются приемы мастеров авангарда, в работах которых рама в ряде случаев делалась необязательной, так как, во-первых, изображение перестало выражать перспективу, во-вторых, изображение стало "привязываться" к выразительным элементам фона, стены, вообще пространства. Естественно, что тотчас же возникла проблема "верха и низа". Фернан Леже считал, что целью фигуративной живописи является создание образа, одинаково значимого во всех положениях. Авангардисты серьезно поработали в смысле создания деструктивных ориентации, находящихся в оппозиции таким природным аксиомам, как вертикальное положение человеческого тела, согласно закону земного притяжения, видения человеком земли и неба.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РАМА И ЗЕРКАЛО» з дисципліни «Технології реклами та PR»