Рассмотрим теперь некоторые закономерности полиграфического дизайна. Журнал и газета метричны в своей конструкции. Метрично располагаются в них строки и полосы набора. Ритмична сама форма ощущений, испытываемых в процессе листания и чтения иллюстрированного журнала. Эти ощущения поступают в динамике и связаны с комплексом всех элементов оформления. Визуальный ритм всякого издания реализуется при помощи акцентов: конфигурационного, масштабного, светотеневого, цветового, фактурного, "весового", пропорционального. Эта полифоническая структура, подчиненная весьма непростым монтажным сочленениям. В качестве примеров можно привести напряжение между черным и белым, цветовые акценты, графическую ясность и условность иллюстрации, шрифтовые композиции. Еще в 20-е годы, в пору революционных поисков и экспериментов, Эль Лисицкий писал в статье "Книга с точки зрения зрительного восприятия -визуальная книга": "Мы стоим перед формой книги, где на первом месте стоит изображение, а на втором - буква... Визуальная речь богаче, чем звуковая... Я думаю, что форма будущей книги будет пластически изобразительной ". Как это высказывание рифмуется с другим, но сделанным уже в 90-е годы поэтом и дизайнером Андреем Вознесенским: "Трагедия в том, что наша визуальная культура отстала. Мы живем еще в домаклюэновом веке -Запад, наоборот, весь визуален... Художник находит форму для метафизической идеи, оформляет ее. Шрифтом становятся предметы быта, понятия ментального обихода нашего дня. Пишешь в иной форме, в форме телеэкрана, видеомонитора..." Было время, когда выход книги, где основным содержанием была фотография, являлся событием. Сегодня визуальная сторона безраздельно превалирует во всех полиграфических изданиях. Термин "фотокнига" давно утвердился в обиходе. Здесь опять мы сталкиваемся с проблемами монтажа. Ведь всякая попытка выстроить из фотографий визуальное повествование сталкивается с проблемой многослойности содержания фотоснимка. Он обладает способностью к развертыванию различных смыслов. Помещая один и тот же снимок в определенный фотографический контекст, можно добиться совершенно различных эмоциональных контекстов. Выше уже приводился пример из кинематографической практики, именуемый "эффект Кулешова". Существует несколько жанровых разновидностей фотокниги. Он может быть популярно-исторический, учебный, отчетно-презентационный и т.д. В каждом из них фотография существует в сложном единстве компонент. На Западе давно известен жанр, именуемый "фотороман". В массовых, журнальных вариантах это разновидность комикса, где сюжет разыгрывается при помощи актеров. Как правило, это всевозможные вариации "love story". Существуют и более высокие образцы. Например, фотокниги, изданные на основе популярных телесериалов. В основе их фоторяда - фотографии, сделанные по основным сюжетным коллизиям фильма. В жанровом перечне всевозможных рекламных и ПР произведений: представительских буклетов, годовых банковских отчетов, выставочных каталогов -исходным материалом чаще всего являются фотографии. В создании визуальной концепции принимают участие несколько специалистов: автор-составитель, художник-дизайнер, текстовик. Каждый из них вносит свой вклад в конструирование общего пластического сюжета произведения. Ведь композиция подобной работы строится по принципу микросюжетов, объединяемых в один общий. И соотношение между ними происходит по принципу смысловой связи. А это опять-таки упирается в понятие "монтаж".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ» з дисципліни «Технології реклами та PR»