Так называемое национальное самосознание - один из самых стойких мифов современной жизни. На этом фундаменте покоится конструкция национальной идентичности во всех ее видах: мифологической, культурной, политической. Естественно, что всякое конструирование есть управляемый и искусственный процесс, протекающий во внешне спокойном режиме. Активным он становится, когда в него вносится пыл жизненной энергии, отстаивающий то, что является или представляется собственными интересами. Возврат к этничности - один из наиболее актуальных мифов в минувшем столетии. Среди части современных исследователей бытует убеждение, что понятие национальной идентичности - целиком сконструированный феномен. Тем более что среди этнологов нет единства в понимании этноса. Одна точка зрения предполагает, что поиск национальной идентичности - обман чувств. Тем не менее следует, по-видимому, признать, что эта гипотеза страдает избыточным радикализмом. Решающим фактором в формировании феномена национальной идентичности является историко-политический контекст, предполагающий три основные ипостаси: политическую, культурную и мифологическую - выражающийся в различных формах. Например, в мифологическом, культурном или политическом национализме. Причем сознание этих форм наиболее ощутимо проявляется при возникновении мотива объективной или искусственно смоделированной угрозы существованию этноса. Мифологический национализм возникает на стадии осознания защиты не просто территории, а некого принципа. Именно здесь, в стадии конструирования предпосылок для его формирования, и велико значение инженерии паблик рилейшнз и ее инструментов: режиссуры социально-политического спектакля и техники создания и возгонки событий, осуществляемых в интересах корпоративных элит. В качестве основного сырья для этого используются информационные фактуры, которые в мифологическом контексте представляют собой архетипы древнейшего опыта. Это выкристаллизовавшаяся доминанта опыта предков, противостоящих силам распада, хаоса. Проекция этой энергии осуществляется в виде различной силы векторов, воздействующих на весь комплекс инстинктов культуры этноса. Так формируются новые или путем подстройки усиливаются "остывшие" ценностные ориентации, непосредственно воздействующие на поведение масс. Объединившиеся пользуются общим "культурным языком", начинают одинаково оценивать политические события. Возникает мотив сакрализации ценностей, виртуальной зачарованности грядущим будущим, во имя которого не грех и пострадать. Национальная идентичность являет собой могучий фактор консолидации даже при отсутствии социального равенства в обществе. Этот козырь
хранится в глубоком подсознании, так как связан с инстинктом самосохранения, сформировавшегося на архаичной стадии развития и архаических пластов бессознательного. Это проявляется при участии таких мифологем, как "дьявол", "черт", "демон" и т.д., которые можно перекоммутировать с заданной целью на иные символы типа "оккупанты", "манкурты" и т.д. В терминах пропаганды и паблик рилейшнз это означает кризисную ситуацию типа "известное неизвестное", где знаковая сущность символов архетипической памяти кодируется на бессознательные образы окружающей реальности. Согласно классификации типов реакций массового сознания по М.Веберу речь здесь идет о ценностно-рациональном действии, где на первое место ставится подчинение "заповедям" или "требованиям", в повиновении котором видит свой долг данный индивид. Национальное самосознание является базовой категорией при проведении большинства акций политической рекламы. При этом они способствуют гомогенности, единообразию потребностей, моделей поведения, а тем самым создают мощные предпосылки для устойчивой электоральное™ общности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ» з дисципліни «Технології реклами та PR»