Это условное обозначение ряда психотехник и приемов, с помощью которых осуществляются разного рода попытки воздействия на политический электорат и потребительскую аудиторию. Следует сразу оговориться, что все эти психотехники базируются на известных в психологии знаниях и методах. Буквальный перевод слова "сублимальный" - "запредельный". Субли-мальное воздействие - это воздействие непосредственно на подкорковую сферу психики, минуя аналитические и критические центры мозга. Метод этот не слишком нов. Направленно воздействовать на психику через под-пороговую зону хорошо умели еще египетские жрецы. Известны два способа воздействия на психику человека: логический и суггестивный. "Суггестия" - это внушение. В различных видах коммуникации участвуют оба способа. В 60-е годы американскими психологами был испытан прибор, име- мый тахитоскопом. В основе его конструкции разнообразные иборы (ЗООТропы, праксиноскопы и т.д.), ставшие прародителями овременного кинопроектора. Все они были основаны на эффекте использования разницы в скорости реакции на световые раздражители дна глазного яблока и передачи этого сигнала (скорости биотока) в кору головного мозга. Сетчатка реагирует со скоростью света (300 тыс. км/с), а биоток передается в несколько сот раз медленнее. Простейший способ продемонстрировать этот эффект - стремительно перелистать край бумажной пачки с нарисованными на листах человечками. Тахитоскоп посылал на экран любое изображение, с повторяющимся через определенный промежуток времени кадром, на котором был напечатан текст типа "Пейте кока-колу". В результате потребление этого напитка в буфете кинотеатра заметно увеличивалось. Некоторые именуют это "технологией 25-го кадра" или "видеостимуляцией". Известно, что для передачи изображения скорость перемещения пленки в кинопроекторе должна быть равна 24 кадрам в секунду. Если добавить еще один, 25-й кадр с иным изображением, то глаз этого не заметит, а подсознание зафиксирует. Или если в видеозапись вмонтировать мини-фрагменты (0,03-0,05 секунды), повторяемые через короткие промежутки времени. В СССР подобные опыты проводились на киностудиях "Леннаучфильм" и "Киевнаучфильм" под руководством профессора М.Маркова в фильмах "Отдых, отдых..." и "Руки", в которых программировались навыки, снимающие перенапряжение, и гигиена мытья РУК. На практике результативность этого метода подвергается серьезному сомнению. К недостаткам следует отнести то, что с первого просмотра эффект суггестии возникает у 20-30% аудитории. Дело, по-видимому, в мобилизации антисуггестивных барьеров психики, сопротивляющейся такому алогичному воздействию извне. Для усиления эффекта необходимо неоднократное повторение просмотров. Разумеется, все эти эксперименты не очень дружны с законом и этикой. 10 радикальных судебных санкций особо не наблюдается. Дело, по-видимому, в вечном несовершенстве законодательства и человеческой ?ироды. Правда, в СМИ иногда вспыхивают скандальные обвинения, ^пример, в связи с демонстрацией по японскому ТВ в декабре 1997 года 'льтсериала, вызвавшего болезненные реакции у массы детей. Технология с сублимальными текстами существует и в несколько модернизированном виде, но суть ее неизменна. В статичное изображение или фонограмму (аудиостимуляция) вставляются тщательно вписанные тексты или символы, для чего используется игра цветовых тонов преломление света, звукозапись с наложением, шрифтовые и штриховые композиции, "наплывы" изображений. Эти закодированные аудио- и видеотексты, изготовленные с помощью компьютерных технологий воспринимаются "боковым" слухом и зрением, ближе всего связанным с подсознательной сферой. Не секрет, что в "упрощенном" виде похожие манипуляции можно зафиксировать в самых различных рекламных акциях. При этом следует помнить об условности термина "манипуляция". Это спорная зона приграничья, где порою весьма сложно провести четкую границу между креативными озарениями рекламистов и пиаровцев и умышленной психоатакой на аудиторию. Можно сослаться на многие легальные формы акций-мышеловок, с целенаправленным воздействием на подсознание, типа пресловутых тайм-шеров, многоуровневого маркетинга, различного рода лотерей и прочих известных технологий, где бесплатным сыром отнюдь не пахнет, зато с успехом используются классические психологические механизмы воздействия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СУБЛИМАЛЬНАЯ РЕКЛАМА» з дисципліни «Технології реклами та PR»