В основе этого направления древние приемы, которыми в совершен-е владели служители культов, начиная с доантичных времен. Элементы °и технологии можно обнаружить и у современных гадалок. .-,,,. ,,ч. В науке XX века многие ученые, исчерпав возможности традиционных подходов, стали искать ответы на волнующие их вопросы на стыке различных отраслей знания. В начале 70-х годов два молодых американских ученых - кибернетик Ричард Бэндлер и лингвист Джон Гриндер сформулировали свою концепцию и провели первые платные семинары. Следует учесть, что фоном для их научного бизнеса явился определенный спад в общественном сознании американцев. Это было время проигранной Вьетнамской войны с 56 тысячами жертв, популярности книжек Тимоти Лири - идеолога расширения сознания с помощью наркотиков. В 1979 году была опубликована книжка Бэндлера и Гриндера с символическим подтекстом в названии "Из лягушек в невесты". В ней излагалась теория НЛП. Говорилось о том, что с помощью методик НЛП поведение любого человека можно разложить на составляющие, установить прямую связь между сознанием и подсознанием, а главное - стать "успешными коммуникаторами". Как здесь было обойтись без интереса со стороны ПР? Был придуман курс для топ-менеждеров и политиков "Усиление харизмы" Для остальных клиентов с различным уровнем достатка были введены спецкурсы: НЛП-мастер, НЛП-тренер, НЛП-практик. В общем, всем обещали именно то, чего они вожделели. В основе данного направления лежит использование нейрологии, лингвистики и психологии. "Нейро" означает, что затрагивается сфера нервных процессов головного мозга. "Лингвистическое" - то, что эти нервные процессы управляются с помощью языка. "Программирование" предполагает организацию системы алгоритмов (приемов), предназначенных для достижения поставленных целей. Причем данная система позволяет как "считывать показания", так и "писать" необходимые программы. Американский психолог Ч.Осгуд писал, что "психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку они соотносят состояние сообщений с состоянием участников коммуникации ". Применительно к вербальной рекламе, помимо прочего, речь может идти о том, как с помощью слов попадать в "десятку" потребительских ожиданий. Эффективность пропаганды, ПР и рекламы в значительной степени зависит от того, насколько полно используются возможности языка. Вопрос о семантике политических речей и рекламных обращений, словах-стереотипах, словах-символах, способных эмоционально и целево окрасить тивацию, рассматривался в работах У.Липмана, М.Маклюэна, В румбольдта, Р.Блакара, А.Леонтьева, С.Кафтанджиева, А.Ковлера, И Морозовой, А.Литвиновой, В.Кеворкова. Применяется компьютерная обработка речей политических кандидатов с целью определения частоты использования одних и тех же понятий. С позиций нейролингвистического программирования существуют три системы восприятия реальности личностью. Во-первых, "слуховики", т.е. личности аудиалъного типа. Склонные положительно воспринимать слова с выраженной звуковой ассоциацией (журчать, хрустеть, шептать, грохочущий и т.д.). Пример*. Не грусти - похрусти (реклама чипсов) . Услышим друг друга (мобильные телефоны). Во-вторых, "визуалисты" . Эти личности воссоздают реальность, опираясь преимущественно на "картинки". Пример. Чистота - чисто Тайд. Чистит глубже. Чистит лучше (зубная паста Колгейт). Свежее дыхание облегчает понимание. Колготки "Elle Due"— надеваю и иду! Комар носа не подточит (средство от комаров). Захвати волну (пластическая доминанта лого "Кока-кола"). И в-третьих, "чувственники". Это личности кинетического типа, воспринимающие мир сквозь чувства и оттенки всевозможных ощущений. Пример. Vidal Sasson. Wash & Go (в дословном переводе "вымыл и пошел). Новая ФАНТАстическая бутылка (напиток "Фанта"). Думай иначе! (компьютеры фирмы "Макинтош"). Это не сон. Это - SONY. KNORR - вкусен и скор. Свежего дня глоток. В некоторых случаях можно говорить о комплексном воздействии а то и сразу всех трех систем восприятия. °се рекламные тексты, приведенные выше в качестве примеров, являются льше характерологическими аргументами, чем конкретными фактами, ил-1СТРирующими практику НЛП. В сфере ПР манипуляция словами особенно действенна при составлении всевозможных пресс-релизов и, конечно же, заказных статей. При ее помощи можно сформировать необходимую положительную или отрицательную информационную ауру. С позиции НЛП стратегия мышления, именуемая мета-программами представляет собой фильтры, работающие в режиме определения ценности информации для личности. Все, что не представляет интереса, отметается с порога. Представляющее интерес допускается для дальнейшей обработки. Современное состояние НЛП, провозглашенное вначале как "объединяющее мышление, поощрявшее различия, стало сводиться к раздробленным ассоциациям практиков, столь озабоченных собственной правотой, что становится трудно пользоваться выгодами 1 сотрудничества во имя единой цели" (Майкл Уотсон. Мастерство, новый код и системное НЛП. Сборник статей, 1998). Финал этого научного бизнес-проекта еще не дописан. В 1997 году между Бэндлером и Гриндером разгорелся судебный конфликт за авторские права на сам термин "НЛП" и отчисления от двух сотен курсов и программ, существующих во всем мире. Каждый из бывших соратников требовал кругленькую сумму, вместе всего около 20 млрд. Цифра внушительная. Лишний раз доказывающая, что бизнес-проект удался и себя еще не исчерпал.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (NLP)» з дисципліни «Технології реклами та PR»