Ведущиеся переговоры и обсуждения предстоящего вступ ления России в ВТО выявили ряд проблем в развитии электрон ной коммерции в условиях трансграничной торговли . Для их разрешения необходимо выработать отвечающую нацио нальным интересам позицию, которая учитывала бы имеющу юся в настоящее время российскую специфику, а именно: • относительно низкий, по сравнению с ведущими стра нами, уровень развития информационной структуры и технологий, а также невысокий уровень компьютерной грамотности населения; • потенциально незначительное, с учетом фактической экс портно-импортной структуры, влияние электронной ком мерции на развитие отечественной внешней торговли; • положение устойчивого и растущего нетто-импортера интернет-услуг; • высокую чувствительность российского бюджета к любо му, даже незначительному сниженную таможенных пла тежей в условиях роста нестабильности мировых товар ных рынков и предстоящих крупных долговых выплат; • уязвимость большинства отечественных производителей товаров и услуг по отношению к повышению степени открытости внутреннего рынка и увеличению поставок конкурентоспособной зарубежной продукции (услуг), в том числе через Интернет; • сохраняющуюся низкую налоговую дисциплину и зна чительный несанкционированный отток капитала за ру беж, что, с учетом особенностей электронной торговли, может способствовать росту правонарушений в фис кальной сфере; • слабую конкурентоспособность России на рынке интер нет-услуг и важность получения ею международно-пра вовых гарантий недискриминационного доступа в миро вое «киберпространство»; • необходимость повышения интеграции страны в систе му мирового хозяйства и расширения импорта прогрес сивных технологий и «ноу-хау», в том числе по каналам электронной торговли, для модернизации и структурной перестройки экономики; 2 1
• важность обеспечения более полного и постоянного до ступа России к мировым информационным ресурсам для принятия эффективных хозяйственных и торгово-политических решений, участия в зарубежных конкурсных проектах и т.д.; • необходимость совершенствования товарной структуры экспорта путем вовлечения в электронную торговлю продукции (услуг) малых и средних инновационных предприятий; • возможность более эффективной коммерциализации результатов НИОКР посредством электронных техноло гий, позволяющих элиминировать фактор неповоротли вого и высокозатратного реального производства; • неразвитую и малоэффективную систему защиты прав интеллектуальной собственности, что резко ограничи вает потенциал трансграничной электронной торговли; • слабую разработанность и непрозрачность основных технико-экономических норм и механизмов регулиро вания электронной торговли в российских условиях. Выработка позиции России состоит в разрешении следу ющих проблем. Классификация объектов электронной торговли. Сохра няется потребность в уточнении базовых понятий электрон ной торговли, а именно: считать ли любую деятельность, осно ванную на электронной передаче данных, услугой или же сле дует отделить сам процесс (собственно передачу данных) от его содержания. В большинстве случаев форма (оказание услуг по передаче данных) и содержание (оказание финансовых, дело вых и других услуг) совпадают. В значительном числе случаев передается оцифрованный товар, имеющий очевидные вещественные аналогии. Однако достаточно распространенной является пограничная ситуация, когда передается продукт, не имеющий физических аналогов и не предназначенный для существования в вещественной фор ме, как, например, электронные поздравительные открытки, произведения виртуального искусства, web-страницы, промыш ленные дизайнерские разработки и другие. Поскольку в после днем случае продукты не потребляются в процессе передачи и использования информации, а продолжают бесконечно долго
существовать в «киберпространстве», они скорее могут быть классифицированы как товары. Разделение объектов электрон ного бизнеса на товары и услуги необходимо для адекватного применения к электронной торговле регулирующих норм. Определение способа поставки и местонахождения сто рон электронной сделки. В рамках ГАТС (Генеральное согла шение по торговле услугами) предусмотрены 4 способа постав ки услуг: трансграничные операции, потребление за рубежом, коммерческое и физические присутствие. Способ поставки важен как для определения условий доступа на рынок, так и с точки зрения правоприменения (то есть право какой страны будет применяться к данной сделке). Дополнительные слож ности в классификации способа поставки возникают из-за трудностей с точным определением местонахождения сторон, взаимодействующих в Интернет (считается, что важны лишь стартовая и конечная точки сделки, однако и здесь возникают проблемы: например, стартовой точкой может быть и web-сайт, и склад, и офис, расположенные в разных местах). С позиций защиты потребителей предпочтителен первый трансграничный способ поставки, когда применяется право страны покупателя услуги. Вместе с тем в условиях электрон ной коммерции применение первого способа поставки способ но существенно сократить участие малых и средних предпри ятий в онлайновых операциях, поскольку покупатели интер нет-услуг очень часто анонимны, и продавцы не имеют пред варительной информации об их юрисдикции. В этой ситуации для малых и средних предприятий крайне трудно обеспечить соответствие своих электронных продуктов многочисленным и разнообразным зарубежным требованиям, особенно по но вым продуктам и в высокорегулируемых секторах. Крупные компании имеют здесь очевидные преимущества. Налогообложение трансграничных электронных опера ций. Сегодня электронная торговля по инициативе ведущих за падных стран, прежде всего США, развивается преимуществен но как свободное «киберпространство», где не взимаются та моженные пошлины, отсутствуют другие таможенные формаль ности и какие-либо контрольные процедуры. Такой режим вы годен в первую очередь крупнейшим промышленно развитым странам, доминирующим на рынке интернет-услуг и выступа-
ющим в качестве их нетто-экспортеров (свыше 90% всех интер нет-хостов сосредоточено в странах Организации экономичес кого сотрудничества и развития, в том числе 2/3 — в США). В то же время подавляющее большинство стран являются и в обо зримой перспективе останутся нетто-импортерами интернетуслуг; для них вопросы беспошлинного и в целом безналогово го приобретения оцифрованных товаров и услуг через Интер нет представляются значительно более чувствительными как с фискальной точки зрения, так и с учетом возможного влияния на уровень внутренней конкуренции. В последнем случае речь идет о том, что дешевеющие, оперативные и высокоэффектив ные продажи товаров и услуг через Интернет могут вытеснить с рынка местных поставщиков их физических аналогов. Наиболее сложным, хотя и не требующим немедленного решения в силу пока еще малых объемов трансграничной элект ронной коммерции, является вопрос о применении к объектам электронной коммерции стандартной налоговой сетки, в первую очередь налогов на потребление и НДС. Специфика электрон ной торговли, особенно при трансграничных поставках по линии юридическое лицо—физическое лицо, заключается, в ограничен ных возможностях продавца подтвердить факт экспортной сдел ки для освобождения от НДС в силу труднодоказуемого факти ческого местонахождения потребителя, а также связана с воз можным существенным недобором косвенных налогов, прежде всего НДС, в странах, отличающихся низкой налоговой культу рой и высокой частотностью уклонения от уплаты налогов. Важное фискальное противоречие электронной торговли состоит в том, что, с одной стороны, современные информа ционные технологии позволяют значительно повысить опера тивность и эффективность взаимодействия налогоплательщи ков и налоговых органов, но с другой — преимущества торгов ли через Интернет могут быть использованы для ухода от на логообложения, сокрытия доходов и нелегального вывоза ка питалов за рубеж. Отдельную проблему составляют провайде ры интернет-услуг, зарегистрированные в оффшорных зонах. Трактовка Интернет-услуг в рамках договоренности по телекоммуникациям ГАТС. Поскольку развитие электронной коммерции зависит от доступа к телекоммуникационным сетям, необходимо четко позиционировать интернет-услуги в рамках
договоренности по телекоммуникациям ГАТС. Последняя пре дусматривает деление (1) на общественные и частные сети и услуги и (2) на базовые телекоммуникационные услуги и услуги с добавленной стоимостью. Отнесение интернет-услуг к тому или иному виду телекоммуникационных услуг предопределяет соответствующие условия доступа и цены, а также меры регу лирования (согласно договоренности устанавливается недиск риминационный доступ к общественным сетям применительно ко всем секторам услуг, затронутых либерализацией; существу ют определенные регулирующие принципы по поддержке кон куренции и защитным мерам, которые применяются только к базовым телекоммуникационным услугам). Либерализация в области телекоммуникаций в условиях бурного развития Интер нет, слияния основных провайдеров интернет-услуг и постав щиков информации у многих стран вызывает опасения в плане подрыва национальных культурных ценностей. Роль государства в регулировании глобального электрон ного рынка. Становление и развитие глобального «киберпространства», его открытость и общедоступность как естественно го и неотъемлемого атрибута современного информационного общества диктуют необходимость строгого соблюдения в этой сфере норм и принципов справедливой конкуренции. В этой связи требуют своего решения вопросы допустимого вмеша тельства государства в регулирование деятельности в Интернет (некоторые страны сохраняют жесткую лицензионную систе му в отношении электронного бизнеса и телекоммуникацион ных услуг, практикуют выдачу лицензий с правом просмотра, что может вести к ограничению и нарушению конкуренции), применения различного рода защитных мер в отношении элек тронного импорта (здесь особенно важна адекватная система доказательств причиненного ущерба, позволяющая объектив но оценить последствия электронного бизнеса для реального производства). В качестве элемента дискриминации одних по ставщиков интернет-услуг по сравнению с другими может рас сматриваться навязывание промышленно развитыми странами (особенно США) собственных стандартов передачи и защиты электронных данных, что в случае их непринятия может суще ственно ограничить для провайдеров из третьих стран возмож ности участия в глобальной электронной коммерции.
Защита прав интеллектуальной собственности в услови ях электронной коммерции. Развитие электронной коммерции модифицирует традиционные механизмы реализации и защи ты прав интеллектуальной собственности. Поэтому существу ет необходимость выработки новых эффективных механизмов защиты прав интеллектуальной собственности в условиях от крытого и универсального «киберпространства»: защиты са мих оцифрованных объектов, обращающихся в глобальной электронной сети, защиты формата и способов электронной передачи данных, содержащих элементы «ноу-хау», а также защиты доменных имен в Интернет. Влияние электронной коммерции на переговорный про цесс в рамках ГАТС. В 2000 г. начался новый раунд перегово ров в рамках ВТО по торговле услугами. Традиционная схема переговоров предполагает достижение договоренностей меж ду странами-членами по отдельным секторам торговли услуга ми. Вместе с тем электронная коммерция — это не конкрет ный сектор торговли, а средство ведения бизнеса (способ по ставки), вовлекающее в международный электронный оборот все более широкий спектр традиционных и новых видов услуг. С появлением новых электронных услуг (например, услуг, свя занных с функционированием web-сайтов и размещением на них информации клиентов, услуг электронного заверения и др.), не подпадающих под действующую классификацию ГАТС, возникают сферы деятельности, не охваченные процессом либерализации международной торговли услугами и потенци ально могущие стать объектом различного рода ограничений. Таможенные правила и процедуры в электронной ком мерции. Развитие электронной торговли ставит дополнитель ные проблемы перед национальным и многосторонним внеш неторговым регулированием, поскольку многие его традици онные механизмы оказываются малоприспособленными для отслеживания и контроля коммерческих сделок в Интернет. Речь идет об определении страны происхождения (назначения) товара (услуги), калькуляции таможенной стоимости, приме нении процедур импортного лицензирования и иных форм контроля в национальных интересах, классификации элект ронных сделок и объектов электронной торговли для таможен ных целей и др.
Требует дальнейшего согласования вопрос организации электронной торговли реальными товарами. Основные пробле мы возникают, когда покупателем выступает физическое лицо, часто оказывающееся в неведении относительно конечной сто имости товара (поскольку продавец выставляет счет без НДС и таможенных пошлин), а также фактических сроков достав ки, включающих время на таможенную очистку грузов. По этой причине 85% европейских розничных сетевых дилеров не работают с потребителями из других стран. Меры по глобализации электронной коммерции. По скольку электронный бизнес по своей природе глобален и уни версален, принципиальным является участие в электронной коммерции возможно большего числа государств. Однако пол номасштабное и эффективное включение в трансграничную электронную торговлю большинства развивающихся стран ос ложняется слабостью соответствующей материально-техни ческой базы и кадрового обеспечения, а также возможными отрицательными последствиями электронного бизнеса для бюджета и внутреннего рынка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»