ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетинг: основи і маркетинг інформації

Характеристика секторов научно-технической продукции
Научно-техническая продукция признана у нас товаром лишь в 1987 г. после принятия постановления ЦК КПСС и СМ СССР № 1102 «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование». Именно с это­ го времени здесь возникли договорные цены на продукцию, конкуренция разработчиков за заказы и тому подобные эле­ менты рыночных отношений в сфере производства научнотехнической информации. До этого времени плановая система органически не при­ нимала возможность конкуренции в данной сфере устоявшим­ ся авторитетам в науке и технике. Изобретательство не запре­ щалось, даже поощрялось государством, но внедрение даже готовых изобретений практически было невозможно из-за «невписываемости» их в утвержденные планы освоения и вы­ пуска продукции на предприятиях. Формирование рынка научно-технической продукции при­ вело к созданию значительного числа хозрасчетных центров — кооперативов, творческих коллективов, научно-технических цен­ тров творчества молодежи и мелких предприятий, как самостоя­ тельных, так и при различных государственных организациях, которым выделялись на эти цели государственные средства. Наи­ большая активность в 1989 — 1990 гг. проявилась в сфере социаль­ но-экономических исследований: перевод предприятий на различ­ ные новые формы хозяйствования, организационно-экономичес­ кие разработки для местных органов управления в связи с их пе­ реходом на самофинансирование, создание программных продук­ тов разной степени сложности и т. п. Социологическое обследование с объемом выборки 1 —1,5 тыс. респондентов стоило около 20 тыс. р., разработки для пред­ приятия по переводу на новые формы хозяйствования — 20 — 60 тыс. р., для местных органов управления — от 20 до 180 тыс. р. Сроки выполнения работ колебались от 3 месяцев до 1 года. Наряду с исследованиями для конкретных организаций рас­ пространение получили типовые пакеты документов по хозяй­ ственным инновациям. Здесь уровень цен был на порядок ниже: в 1990 г. пакет документов «Акционерное общество» имел цену

от500 до 660 р., «Аренда» — 400 р., «Коллективная собственность» — 1000р., «Совместное предприятие» — 400р., «Малое предпри­ ятие» — 400 р., «Хозрасчетный центр» — 350 р. В 1991 г. цены на такого рода типовые документы упали в 2 — 3 раза. Приведем не­ которые цены на программную продукцию в 1990 г.: диалоговая обучающая программа для анализа и прогнозирования времен­ ных рядов — 3200 р., диалоговый пакет статистического анали­ за данных — 4700 р. пакет программ для решения сетевых и транспортных задач — 4900 р., диалоговая система для дискрет­ ного имитационного моделирования — 7170 р., диалоговая сис­ тема для решения задач линейного программирования — 7200 р. дискретного программирования — 7770 р., потокового програм­ мирования — 7350 р. комбинаторного программирования — 5850 р. (СП «Интерквадро»). Диалоговая система вариантного расчета доходов местного бюджета стоила 5 — 6 тыс. р. Програм­ ма защиты от нерегламентированного доступа, включая проник­ новение вирусов, — 963 р. Программное средство «Секретарь»
г г г

— 1200 р. Обучающие имитационные игровые модели для пользователей «Новые условия хозяйствования», «Экономичес­ кая реформа», «Авторитет руководителя», «Город» и др. — от 900 до 4500 р. В 1991 г. уровень цен практически не изменился: например, программы-справочники по языкам программирова­ ния были от 800 р. (Турбо-Бейсик) до 5000 р. (Клиппер), програм­ ма «Мини-бухгалтер» — 7000 р. и т. д. Много выше — в десятки тысяч рублей оценивались разработки единичных (нетиражируемых) программных комплексов. Но по мере нормализации экономики в стране востребо­ ванной будет и научно-техническая информация других сфер деятельности: техники, строительства, агропромышленного комплекса и т. д. Как можно в целом оценить ситуацию на рынке научнотехнической продукции? Безусловно, это один из наиболее динамичных секторов информационного рынка. Его сегмен­ тация определяется отраслевой принадлежностью организа­ ции-потребителя и характером инновационных установок ру­ ководства. Последние существенно зависят от формы соб­ ственности, в рамках которой действует организация. Не ме­ нее важный фактор — уровень диверсификации производ­ ственных организаций.

Структура предложения на рынке научно-технической продукции, то есть совокупность соответствующих ниш, по­ полняемых производителями информации, в обозримом буду­ щем может претерпеть ощутимые изменения. Изменение по­ литики в области развития науки закономерно приведет к ес­ тественному распределению производителей информации по параметрам объема предложения и продаж. Препятствием к появлению «хвоста» мелких производителей этого вида ин­ формации может послужить высокая стоимость и ограничен­ ность наличия необходимого оборудования (особенно для сфе­ ры естественных и технических наук). Средством его преодо­ ления могут послужить такие организационные решения, как прокат приборов и устройств, а также создание совместных предприятий, позволяющих соединить интеллект отечествен­ ных ученых с зарубежными основными производственными фондами — приборами, реактивами, ЭВМ и т. п. Интересной представляется точка зрения на данную про­ блему, изложенная А.Ю. Юдановым в его учебно-практичес­ ком пособии . Научно-технический прогресс в рыночной экономике име­ ет одну парадоксальную особенность — большую часть науч­ ных и опытно-конструкторских работ (НИОКР) проводят одни компании, а наиболее значимые результаты получают другие. В самом деле, подавляющая часть научных исследований осуществляется крупнейшими корпорациями. В странах «Об­ щего рынка», например, 2/3 всех промышленных исследований выполняют крупные фирмы с числом занятых более 5 тыс. че­ ловек. Тем не менее принципиальные нововведения, меняющие лицо всей промышленности, с какой-то фатальностью раз за разом оказываются не следствием усилий лидеров, а результа­ том деятельности мелких, ранее неизвестных фирм. Но тоже не всяких мелких... Дело в том, что большинство небольших фирм научными исследованиями совсем не занимается. Что же представляют собой необычные мелкие предприятия-эксплеренты, или «первые ласточки», составляющие нич­ тожное меньшинство действующих на рынке компаний, но яв­ ляющиеся авторами большинства радикальных нововведений? А.Ю. Юданов, рассматривая теорию и практику конкурент­ ной борьбы, выделяет четыре типа этих стратегий и соответству2 0

ющие им типы фирм, используя терминологию русского ботани­ ка Леонтия Григорьевича Раменского (1935 г.), англичанина Дж. П. Грайма (1975 г.) и швейцарского эксперта Харальда Фризевинкеля. По этой терминологии, все фирмы-конкуренты делятся: • на виолентов («гордые львы», «могучие слоны» и «непо­ воротливые бегемоты»); • патиентов («хитрые лисы»); • коммутантов («серые мыши») и • эксплерентов («первыеласточки»). Именно последние фирмы вносят самый значительный вклад в революционные элементы, ускоряющие НТП. В начале XX века новейшими отраслями были органичес­ кая химия, автомобилестроение, авиационная промышлен­ ность и электротехника. Объективно наилучшие стартовые возможности для их развития имели крупнейшие машиностро­ ительные, металлообрабатывающие и металлургические ком­ пании того времени. Они обладали огромным опытом в смеж­ ных областях техники и достаточными ресурсами для финан­ сирования проектов. Но гиганты упустили свой исторический шанс. В итоге практически все крупнейшие компании возник­ ших тогда отраслей ведут свое происхождение от мелких пио­ нерских фирм начала века, а многие и сохраняют в названии имена своих основателей («Сименс» и «Форд», «Вестингауз» и «Рено», «Даймлер-Бенц» и «Боинг»). Интересно, что даже когда крупные фирмы участвовали в становлении новых отрас­ лей, то не оказывали им должного внимания. Так, металлурги­ ческий «король» Крупп свернул начатое было производство грузовиков. А история английских текстильных фабрикантов, упустивших возможность заложить основы органической хи­ мии, является хрестоматийной, так как именно они должны были по всем объективным экономическим критериям доми­ нировать в этой отрасли: 1) синтез анилиновых красителей (важнейший продукт отрасли) был впервые осуществлен анг­ личанином В. Перкином в 1856 г.; 2) по уровню развития Анг­ лия в то время обгоняла все страны; 3) в Англии были самые подходящие для этого сорта угля и развитые рынки сбыта. Од­ нако английские текстильные фабриканты, финансирующие изыскания в области химии, не решились пойти на масштаб­ ные инвестиции в неизвестную отрасль. Для продажи химика-

тов не была приспособлена и их сбытовая сеть, а лучшие ме­ неджеры занимались текстилем. «Преимущество первого хода» было без боя уступлено германским компаниям «Байер», «БАСФ» и «Хехст». И, как оказалось, надолго: век спустя в мировой химии лидирует та же самая тройка. После войны уже самим представителям новых отраслей, к тому времени выросшим в крупные фирмы, мало помог опыт предыдущего поколения гигантов. И лидером в производстве ЭВМ стал до того никому не известный изготовитель перфо­ рационных машин «1ВМ», а мощные «Дженерал электрик», «Сименс» или «Филипс» свой огромный потенциал использо­ вать не смогли. В наше время та же история повторилась с персональны­ ми компьютерами и рабочими станциями, повторяется и с био­ технологией. Неоспоримый лидер в мировом производстве вычислительных машин — американский концерн «1ВМ» не­ дооценил значение персональных ЭВМ. У истоков нового дела опять оказалась не устоявшаяся компания с сильными пози­ циями в смежной области, а новички-пионеры («Эппл» и др.). На рубеже 90-х годов можно было наблюдать еще одно повторение этой схемы — на этот раз с так называемыми ра­ бочими станциями «воркстейшнз» — самым перспективным в настоящее время классом компьютеров. Новинку опять «про­ спали» все ведущие компьютерные фирмы мира. Описанные ситуации — не мелкие, локальные примеры. За ними — судьба важнейших отраслей промышленности. Мы явно имеем дело с закономерностью, а не с ошибками отдель­ ных недальновидных руководителей ведущих компаний. Как же удается заведомо более слабым компаниям систе­ матически обгонять неизмеримо более сильных конкурентов? Первые подходы к объяснению феномена НТП на микро­ уровне, то есть на уровне конкретных фирм, сделал еще в на­ чале XX века великий австро-американский экономист Йозеф А. Шумпетер. В вышедшей в 1911 г. работе «Теория экономи­ ческого развития» он разграничил две стороны хозяйственной жизни: рутинный кругооборот и развитие, или инновацию. Рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства. Участвующие в нем фирмы из прошлого опыта знают рецепты правильного поведения. Им про-

сто принимать решения, так как ситуация понятна и легко пред­ видеть результаты своих действий. При этом в экономике — как и в жизни вообще — количественно преобладает рутина. Знакомый нам принцип «невидимой руки» А. Смита опи­ сывает как раз именно такое рутинное поведение фирм в эко­ номике. Отстаивая свои интересы, компании строго рацио­ нально реагируют на изменения обстановки и, сами того не желая, толкают экономику к оптимальному состоянию. А имен­ но, к оптимальному состоянию в статическом понимании оп­ тимума, уточняет Й. Шумпетер. Развитие экономики, то есть не просто ее механическое расширение, а то постоянное качественное изменение, кото­ рое наблюдается при капитализме, не может вырасти из рути­ ны. Возмутителем спокойствия выступает Предприниматель. Й. Шумпетер называет так не каждого капиталиста или главу фирмы, а только новатора (чтобы подчеркнуть этот смысл, сло­ во «Предприниматель», в шумпетеровском понимании, пишут с большой буквы). Предприниматель нарушает устоявшуюся рутину ведения дел ради понятных пока только ему — но не окружающим! — выгод. Особенно важно, что «невидимая рука» рынка при этом не помогает, а противодействует Пред­ принимателю. Ведь его действия «неправильны», они отклоня­ ют экономику от сложившегося статического оптимума. Предприниматель Й. Шумпетера не должность, а функ­ ция. Люди с задатками первопроходцев, как известно, возглав­ ляли самые разные фирмы: и мелкие несложные производства (скажем, первое кооперативное кафе в Москве), и крупные фирмы (например, глава «1ВМ» Т. Вотсон — крестный отец первого коммерческого компьютера). Тем не менее возмож­ ность проявить новаторские способности далеко не одинако­ ва в компаниях, придерживающихся разных стратегий конку­ рентной борьбы. Конкурентная стратегия эксплерентов сильна тем, что ле­ жит в иной плоскости, чем у их мощных соперников. Несколь­ ко заостряя, можно сказать: изобретая какой-нибудь антигра­ витационный двигатель, фирма-новатор меньше рискует, чем пытаясь усовершенствовать обычный легковой автомобиль. В первом случае талант и фанатичная преданность делу дают хоть минимальную надежду на создание фантастической машины.

И уж, конечно, ни один крупный концерн не составит здесь конкуренции, поскольку просто не занимается подобными прожектами. Во втором случае ситуация абсолютно бесперс­ пективна. В кустарных условиях просто нельзя учесть всю ту массу мелочей, которую в крупной корпорации просчитывает целая армия специалистов, стремясь всесторонне привести товар в соответствие с запросами и даже прихотями клиента. Иными словами, предсказуемый, текущий научно-техничес­ кий прогресс — вотчина крупных фирм и специализированных производителей, рискованные прорывы в неизвестное — шанс эксплерента. Подтверждением этого своеобразного разделения труда в области НТП может служить состав основателей фирмноваторов: ими становятся в большинстве случаев либо ученые, либо бывшие высокопоставленные служащие крупных концер­ нов. Присутствие ученых вряд ли требует комментариев. А вот участие выходцев из крупных фирм симптоматич­ но. Ведь эти люди прекрасно ориентируются в технической политике гигантов. Очевидно, собственное дело представляет­ ся им единственной возможностью реализации определенных научных идей, которые в рамках концерна заведомо не найдут развития. Иначе попытка в одиночку «переиграть» весь мощ­ ный исследовательский аппарат покидаемой фирмы была бы самоубийственной и, конечно, не получила бы массового рас­ пространения. Это не обреченная попытка слабого бросить вызов силь­ ному, а стремление воспользоваться преимуществами перво­ открывателя, противопоставить силе быстроту, достигнутое опережение во времени. Рассмотрим историю создания воркстейшенз, или рабо­ чих станций, — самого перспективного на начало 90-х годов класса компьютеров — под углом двух основных вопросов: кто и как изобрел их и внедрил на рынок? КТО? Наиболее естественным кандидатом на роль «отца» рабочих станций по общей логике должен был быть «1ВМ». Ни одна другая компания в мире не тратит столько на науку. И ни одна фирма не может похвалиться столь большими достиже­ ниями. Числу Нобелевских лауреатов, вышедших из ее лабо­ раторий, может позавидовать большинство крупных высоко­ развитых стран. Тем не менее успех выпал не на ее долю.

Тогда, может быть, выдающееся достижение сделано японскими корпорациями, о технологическом наступлении которых можно прочитать практически в любом обзоре элект­ ронной промышленности? Но и это не так. Часто представля­ ющиеся своим конкурентам неуязвимыми «Фудзитцу», «Мацусита» и «Тошиба» выпускают воркстейшенз только по ли­ цензии или продают под своими марками чужие ЭВМ. Не были ли тогда пионерами фирмы, незадолго до того изобретшие пер­ сональный компьютер? Они-то у ж наверняка не могли так быстро бюрократизироваться, а опыт и солидную финансовую базу приобрели! И опять ответ отрицательный. В действительности честь создания воркстейшенз принадлежит двум крошечным груп­ пам (впоследствии эти фирмы стали известны как «Аполло компьютерз» и «Сан майкросистемз»), обладавшим ничтожными финансовыми, техническими и людскими ресурсами. Такая парадоксальная ситуация явно требует рационального объяс­ нения: слишком много слишком серьезных и очень разных со­ перников было у двух пионеров-эксплерентов, чтобы их побе­ ду можно было счесть простым везением. И объяснение действительно находится, если проследить, КАК было сделано изобретение. Магистральный путь совершен­ ствования компьютеров — улучшение их компонентной базы, использование все более емких и быстродействующих интеграль­ ных схем. Именно на этом надежном направлении сосредотачи­ вают свои усилия все солидные фирмы: японские и американс­ кие, узкие специалисты и гиганты-универсалы. И их логику мож­ но понять — если ты этого не сделаешь, то уступишь конкурен­ там, которые наверняка не упустят такой очевидный шанс. Иное дело эксплерент, фирма без товара, без оборота, без прибыли. Над ним не довлеют нужды текущего бизнеса. Заго­ ревшись идеей, будущий глава «Сан майкросистемз» пошел на почти неприемлемый риск, решив строить сверхмощный ком­ пьютер из стандартных деталей. Расчет был не на новую эле­ ментную базу, а на оригинальную архитектуру машины. Поз­ же, уже победителем, он сравнивал свои шансы на успех с воз­ можностью собрать в домашних условиях суперавтомобиль класса «феррари» из накупленных в автомобильном магазине запчастей от разных машин.

В своем развитии фирма-эксплерент проходит несколько этапов. На первом этапе компания-пионер внешне почти ни­ как себя не проявляет: в недрах мелких и средних фирм идет настойчивый поиск принципиально новых технических реше­ ний. По существу, эксплерент находится еще вне рыночных отношений. Он только тратит средства на опытно-конструк­ торские работы, не поставляя на рынок ничего взамен. Да, соб­ ственно, и тратит-то он средства, полученные извне, не зара­ ботанные в рамках собственного бизнеса. В этом смысле он больше похож не на фирму, а на государственную лаборато­ рию, «сидящую» на бюджетном финансировании. Надо, однако, отметить, что инновационный бизнес — это не занятие чистой наукой или изобретательством. Разумеет­ ся, и то и другое важно, но в деятельности фирмы все должно быть подчинено главной задаче — подготовке конкурентоспо­ собного товара. На первом этапе, когда фирмам-пионерам предстоит нала­ дить труднейший процесс внедрения или коммерциализации от­ крытия, сами эксплеренты еще очень бедны и слабы. Им трудно организовать оснащенные новейшим оборудованием лаборато­ рии и опытные производства, что снижает шансы на успех в и без того трудном деле. Пионеры остро нуждаются в поддержке. Реакцией на эту потребность стали технологические пар­ ки. Они представляют собой «общую крышу» для компактно­ го размещения нескольких мелких, пионерских компаний, ко­ торых туда привлекает подготовленная площадь (помещение, коммуникации, оборудование для совместного использования), а также организационная инфраструктура (возможность кон­ тактов с учеными известного исследовательского центра и спе­ циалистами крупной промышленной корпорации). На практи­ ке технологические парки обычно выглядят как комплекс це­ хов, оснащенных многообразным лабораторным и мелкосерий­ ным оборудованием. Неподалеку находится административное здание с крошечными офисами многочисленных пионерских фирм, которые арендуют площадь в технологическом парке. Весь комплекс сооружений обычно располагается вблизи уни­ верситетского центра и невдалеке от заводов крупных фирм. Технологические парки являются одним из эффективных инструментов ускорения научно-технического прогресса в стра-

не. Впервые они появились в США, а затем при поддержке госу­ дарства были насаждены в странах Западной Европы и в Японии. Концентрация фирм-новаторов в технологических парках впервые позволила оценить масштабы пионерского бизнеса. Они оказались огромными. Только в США действует около 150 парков, крупнейший из которых (знаменитая «кремневая до­ лина» — родина микропроцессоров и больших интегральных схем) объединяет около 3 тыс. мелких и средних электронных фирм, на которых работает до 200 тыс. человек. Благодаря технологическим паркам решающий вклад эксплерентов во внедрение новшеств принципиального харак­ тера впервые стал наглядно заметен. В 80-х годах в информационном производстве проявилась тенденция децентрализации, то есть отделения от крупной кор­ порации научной лаборатории с образованием на ее базе са­ мостоятельной мелкой фирмы. В Японии, а затем и повсемест­ но, их стали называть внешними венчурами. Внешний венчур сохраняет все основные преимущества самостоятельной мел­ кой фирмы: организационную гибкость, оперативность в при­ нятии решений, мобильность в управлении ресурсами и пер­ соналом. Вместе с тем внешние венчуры, действуя на услови­ ях полного коммерческого расчета, в случае необходимости могут рассчитывать на финансовую, кадровую, научно-техни­ ческую помощь материнской компании. Американские корпорации предпочитают организовывать внутренние венчуры — временные автономно управляемые подразделения НИОКР (примерно 30% крупных фирм в сере­ дине 90-х годов имели такие образования). Иногда мелкие фирмы рискового капитала создаются совме­ стно несколькими корпорациями (фирмы совместного риска). Нередко создаются консорциумы с финансовым участием потен­ циальных потребителей информационной продукции, заинтере­ сованных в успешном завершении осуществляемых НИОКР. Сегодня в экономической печати все чаще высказывает­ ся мнение, согласно которому мелким фирмам принадлежит приоритетная роль в сфере НИОКР. По данным Национально­ го научного фонда США, на каждый доллар, вложенный в НИ­ ОКР, фирмы с числом занятых до 1 тыс. человек дали в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с численностью занятых от

1 до 10 тыс. человек, и в 24 раза больше, чем компании с чис­ лом занятых более 10 тыс. человек. Специальные исследова­ ния показали, что уже в период 1953— 1973 гг. в фирмах с чис­ лом занятых до 100 человек было создано около четверти всех важнейших нововведений, а в фирмах с числом занятых до 1000 человек — около половины. В период 1973— 1993 гг. в фирмах с числом занятых до 1000 человек было создано более 65% всех важнейших технических и технологических нововведений. В 80-е годы в США на 1 доллар затрат на НИОКР фирмы с числом занятых менее 100 человек разрабатывали в 6,4 раза больше новинок, чем крупные корпорации с числом занятых более 4 тыс. человек. Если в крупных корпорациях благополуч­ но реализуется лишь одно из 10 предлагаемых нововведений, то в мелких фирмах — приблизительно половина. В среднем в мировом хозяйстве количество видов новой продукции, выпу­ щенной на рынок, в расчете на 1 доллар затрат на НИОКР у мелких фирм более чем в 2 раза выше средних показателей. По некоторым данным, по сравнению с крупными корпораци­ ями мелкие наукоемкие фирмы внедряют в 17 раз больше но­ вовведений на 1 доллар затрат и, таким образом, существенно уступая им по уровню финансирования, значительно опережа­ ют их по степени результативности . Еще более острой, чем организационная, является пробле­ ма финансирования. На это обстоятельство обратил внимание уже Й. Шумпетер. По его мнению, преодолеть сопротивление рыночных сил и внедрить новую комбинацию Предпринима­ тель может лишь опираясь на кредит. Современное мировое хозяйство знает две принципиаль­ но различные системы кредитования информационного произ­ водства: кредитование на паевых началах за счет потенциаль­ ных потребителей научных знаний, заинтересованных в произ­ водстве данной информации (американская модель), и креди­ тование за счет государственных программ, центром реализа­ ции которых становится специализированное государственное учреждение, например, банк финансирования малого бизнеса (японская модель). К концу XX века в США эти функции взяли на себя венчурные (т.е. рисковые) фонды или фирмы. Главной приманкой для венчурных вложений служит их феноменальная прибыльность в случае удачи. Хрестоматий­ ным примером может служить американская венчурная фир2 1

ма «АРД», которая в 1957 г. вложила 70 тыс. дол. в акции толь­ ко что созданной электронной фирмы «Диджитал эквипмент». Десять лет спустя этот пакет был продан уже за 52,7 млн. дол. Средний же уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20% в год, то есть примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике США. Что касается неизбежного при финансировании эксплерентов риска, то для его уменьшения разработано несколько весьма эффективных методов. Американская венчурная фирма «Альфа партнерз» выра­ ботала следующую схему финансирования компаний-пионе­ ров. «Альфа партнерз» разделяет свои капиталовложения на пять порций и через определенные отрезки времени предос­ тавляет их эксплеренту, руководствуясь при этом двумя пра­ вилами. Во-первых, каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало. То есть если эксплерент смог существенно продвинуться в создании или коммерциализации продукта. Во-вторых, каждое новое вложение больше предыдущего и предоставляется на все более выгодных для пионера услови­ ях. Так, за первые 0,5 млн. долл. капиталовложений «Альфа партнерз» требует передать ей 1/4 всех акций фирмы-эксплерента. А последние 16,5 млн. дол. обмениваются всего лишь на 12,5% акций, то есть каждый доллар инвестиций в конце обхо­ дится эксплеренту в 66 раз дешевле, чем в начале. В итоге эксплерент получает финансирование, а венчур­ ный капиталист никогда сильно не рискует. Когда же рыночный успех приходит, «Альфа партнерз» с колоссальной прибылью продает свой пакет акций пионера на бирже. Снижение риска с помощью методов, используемых венчур­ ными капиталистами (схема «Альфа партнерз», разумеется, не единственная), имеет важное общеэкономическое значение. Оно создает мост между первопроходцем и капиталом, делает финан­ сирование «безумных идей» хотя и рискованным, но не только не безумным, а выгодным занятием для обычного капиталиста. Решение проблемы финансирования позволяет экспле­ ренту завершить разработку конкурентоспособного товара. Революционные изобретения встречаются, впрочем, нечасто. Для большинства компаний поиск оканчивается неудачей. Те

же, кто добиваются прорыва, вступают во второй этап разви­ тия — период бурного и на первых порах беспрепятственного подъема, связанный с выходом нового товара на рынок. Так, внедрив в свои микрокомпьютеры новую элементную базу, американская фирма «Компак компьютер» всего за 7 лет смогла увеличить свой оборот со 111 млн. долларов до 3 млрд. (рост почти в 30 раз!) и превратилась в крупный концерн с б тыс. занятых и заводами в США, Шотландии и Сингапуре. Схо­ жее взрывное развитие демонстрируют и другие удачливые производители компьютеров. Впервые войдя в число 500 круп­ нейших американских корпораций в 1980 г., «Вэнг» к 1987 г. — в короткий период торжества созданного этой фирмой класса мини-компьютеров — обогнал свыше 300 фирм и занял 146-е место. Благодаря изобретению персональных компьютеров «Эппл» совершил столь же масштабный рывок всего за 5 лет. К сожалению, в России государственная поддержка эксплерентных фирм прекратилась, не возник и рынок венчурного капитала, так как сверхвысокие прибыли давала более простая и надежная торгово-посредническая деятельность. Наконец, крупные предприятия — третий возможный источник средств — находятся в тяжелом финансовом положении и не способны даже на ограниченную спонсорскую помощь новаторам. Таким образом, какие-либо формы поддержки данной дея­ тельности в России к середине 90-х годов отсутствовали, а значит, было исключено и массовое возникновение фирм-эксплерентов. Тем не менее в целом реформы облегчили участь эксплерентов. Свобода предпринимательства дает шанс попробовать себя в пионерском бизнесе любому желающему. Сравнительно распространенным стал вариант создания научно-производ­ ственных фирм, зарабатывающих деньги обычными торговы­ ми операциями, а тратящих их на пионерские работы. Именно так работает, например, Московская дирижаблестроительная компания «Аэростатика». И в отдельных — как всегда в пионер­ ском бизнесе — редких случаях, эксплеренты прорываются че­ рез трудности, принося на рынок принципиально новый товар. Реальным примером является деятельность частной фир­ мы «ПараГраф» — одной из немногих российских компьютер­ ных фирм с мировым уровнем. По некоторым оценкам, только в США ей удалось продать программное обеспечение своего

производства на 3 млн. дол. Ее программу компьютерного рас­ познавания рукописного текста купила и серийно устанавли­ вает на свои машины знаменитая «Эппл». А начиналось все на компьютерном семинаре, где несколь­ ко талантливых программистов заявили будущему главе фирмы — а тогда мало знакомому человеку, С. Пачикову, что могут ре­ шить любую задачу. Из списка двадцати тем С. Пачиков мгновен­ но выбрал одну, интуитивно почувствовав ее перспективность. Началась тяжелая работа. Проблему машинного распоз­ навания рукописного текста не могли решить даже прекрасно оснащенные и высокооплачиваемые сотрудники знаменитых западных фирм. С. Пачиков понимал, что надо воодушевить свой коллектив. И нашел способ: он стал со ссылками на пси­ хологов утверждать, что такая программа облегчит обучение школьников чистописанию, а хороший почерк, оказывается, способствует интеллектуальному прогрессу человечества... Для коммерческой структуры, действующей в охваченной жаждой наживы среде московских частных фирм, подобную постановку задачи иначе, чем бредовой, не назовешь. Но безум­ ные идеи движут пионерский бизнес. И фирма «ПараГраф» кро­ ме интеллектуального добилась и вполне материального успе­ ха. Сейчас она решает не менее «практическую» задачу — со­ здает программу путешествий в прошлое, которая позволит по­ говорить с Христом, Понтием Пилатом, Атиллой. Сектора объектов художественной культуры как значи­ тельная часть рынка информации требуют специального ис­ следования в силу своей специфики. В данном учебнике они рассматриваться более подробно не будут.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Характеристика секторов научно-технической продукции» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ПОНЯТТЯ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЯ КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ
Аудит Звіту про власний капітал
Аудит розрахункових і кредитних операцій. Мета й завдання аудитор...
Структура системи пейджингового зв’язку
Дохідність залученого капіталу


Категорія: Маркетинг: основи і маркетинг інформації | Додав: koljan (03.09.2011)
Переглядів: 1138 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП