Виды информационной деятельности и типы организаций информационной индустрии
Рассмотрим точку зрения авторов учебного пособия «Вве дение в информационный бизнес» на виды информационной деятельности: 1) традиционные, связанные с хранением и предоставлени ем информации на бумажных и магнитных носителях; 2) сравнительно новые виды деятельности, возникшие благодаря использованию достижений электроники (те лефон, радио, телевидение, цифровая связь и т. д.); 3) виды деятельности, обусловленные использованием современной вычислительной техники, средств комму никаций и программного обеспечения. Авторы указанного пособия делят все фирмы, занимающи еся разработкой и распространением информационных техно логий, на компьютерные и информационные. Первый тип фирм связан с деятельностью по разработке, производству и распро странению технических средств сбора, обработки, хранения и передачи информации. Второй тип ориентирован на удовлет ворение информационных потребностей пользователей. Основ ные показатели, определяющие информационную фирму:
• конечной целью деятельности является создание соб ственного информационного продукта силами своих со трудников: • предоставление информационных услуг на основе зака зов и поддержание со своими пользователями отноше ний, близких к неформальным отношениям; • создание информационных продуктов в соответствии со специфическими требованиями конечных пользователей; • использование различных машинных носителей инфор мации (включая как традиционные бумажные, так и электронные средства хранения данных) ; • создание информационных продуктов для обеспечения принятия решений и повышения качества этих решений; • получение прибыли за счет предоставления услуг и ин формации, так как пользователи приравнивают данные услуги к проведенным научным исследованиям и полно стью их оплачивают; • сбор и хранение различных сведений о бизнесе, техно логиях и других областях в отличие от консультаций в области управления; • отношение к информации как к своему конечному про дукту . Однако, с нашей точки зрения, даже такое широкое тол кование информационной фирмы не раскрывает в полной мере деятельности всех субъектов рынка информации. Рассмотрим основные подходы к структурированию ин дустрии информации. С И . Майоров приводит достаточно полный спектр взглядов на этот вопрос (табл. 7.3), отдавая предпочтение классификации фирмы Cuadra/Elsevier, в соответствии с которой выделяются: 1) производители БД (database producers) — организации, осуществляющие сбор информации и перевод ее в ма шиночитаемую форму; 2) и н т е р а к т и в н ы е с л у ж б ы (online services, vendors, operators, hosts) — организации, осуществляющие инте рактивный доступ к БД, то есть разрабатывающие и эк сплуатирующие АБД и являющиеся таким образом ос новным элементом рынка; нередко они сами — произ водители БД, или так называемые «интегрированные производители» (integrated producers); 9
Таблица 7.3 Структура рынка интерактивных услуг (СИ. Майоров) Функция S.Andriole 1 2
Авторы Quadra/ N.Garman D.Hawkins O.Rowiands В.Крючко А.Лаза Eisevier и др. рева 3 4 5 6 7 8
Производители «Постав Произво Про Произво Пер дители БД вичные щики дители центы первичной издатели, сырья» информации (книг, или гене (генерато журналов, газет, раторы ры инфор полнотекстовых информа мации). БД). ции. «Промыш Производители Вторич ленники» вторичной ин ные изда (произ формации (указа тели, или водители телей литературы, произво БД) библиографиче дители ских сборников, (постав справочников, щики) БД индексных и библиографиче ских БД) «Вендо Разработка, Компании оптовой Интерак Инфор- «Опто Распро эксплуа и розничной мацион- вики» странители ры» или тивные тация и торговли инфор службы. но-по(интерак (библиоте опера обеспечение мационными ки, компь торы Шлюзы. исковые тивные доступа продуктами и Телеком службы службы) ютерные и (вла к АБД услугами, включая муника телеком дельцы хост-ком различные муника ционные информационные службы ционные пьюте службы поиска, фирмы и ров) библиотеки, т.д.). Ор информационные ганизации, центры осуществ ляющие маркетинг Создание БД Получение Информационные Посред информации посредники ники (би блиотеки, информа ционные центры, эрокеры). Конечные пользова тели Потреби Посред «Роз тели ники, или ничные промежу торговцы» точные (библи пользова отеки и тели. информа Конечные ционные пользова центры). тели «Поку патели» [конечные пользова тели)
Произво дители
Поставщи-! ки ИПС. ; Интерак- | тивные ! службы !
Брокеры, Новые по информа средники. ционные Потреби- I посред тели БД ! ники (библио течные работ•ши). Конечные пользова тели БД
3) шлюзы, или межсистемные интерфейсы (gateways), — организации, предоставляющие доступ к другим АБД (пользователю при этом часто предоставляется возмож ность работы с коммуникационным Процессором (front end), при помощи которого он осуществляет поиск не обходимых ему БД, а иногда и работу с ними, имея дело
с единым внешним интерфейсом, то есть не зависящим от конкретных АБД, в которых содержатся БД); 4) телекоммуникационные службы (carriers, telecommu nication-network services); 5) пользователи (users), которые в свою очередь делятся на конечных пользователей (end-users) и на промежуточных пользователей, или посредников (intermediaries), оказыва ющих своим клиентам услуги по информационному поис ку. В состав последних входят библиотеки, информацион ные центры общего пользования (public information centres), а также брокеры — специалисты-профессиона лы, занимающиеся платным обслуживанием клиентов. С учетом того, что рынок информации, кроме рынка ин терактивных услуг, включает услуги и продукты, предоставля емые потребителям по другим технологиям (например, обра зовательные услуги, продукты художественной культуры и ряд других), мы предлагаем в индустрии информации выделять следующие типы организаций (или индивидуальных членов). Первичным элементом этой индустрии являются произво дители информации — организации, осуществляющие сбор, систематизацию информации и перевод ее, при необходимос ти, в машиночитаемую форму. Это — органы государственной статистики, внешнеэкономические организации, информаци онные агентства, научно-исследовательские институты и др. Второй тип — владельцы автоматизированных банков данных (АБД) — организации, приобретающие информацию и осуществляющие загрузку ее в базы данных. В нашей стране эти функции выполняют чаще всего сами производители ин формации. За рубежом функции производителей информации и владельцев АБД обычно организационно разделены, что объясняется более высоким уровнем специализации и коопе рации в индустрии информационного рынка. Третий тип — владельцы сетей ЭВМ и телекоммуникаци онных средств — организации, о б е с п е ч и в а ю щ и е доступ пользователей к АБД. Большинство сетей ЭВМ в мире связано между собой, что обеспечивает возможность пользователю обращаться к АБД, расположенным в различных странах. Этот вид технологии предполагает коллективный доступ пользователей к информации, сосредоточенной как бы на од ной ЭВМ, называемой в этом случае хост-ЭВМ.
Интерактивные услуги могут предоставляться в локальном и удаленном режимах. В первом случае пользователи работа ют с терминалов, напрямую подключенных к хост-ЭВМ и, со ответственно, физически находятся в одном месте с этой ЭВМ. Удаленный режим предполагает, что АБД может находиться сколь угодно далеко от пользователя, так что для доступа к нему требуются специальные сети передачи данных, называемые глобальными сетями связи. Построение локальных и глобальных информационных систем и сетей стало возможно благодаря фундаментальному принципу распределенной обработки информации и принци пиально новой модели коллектива вычислителей, разработан ным впервые в России в 1954 г. академиком Э.В. Евреиновым. Впервые в мире название, понятие и теоретическое обо снование локальных информационных систем и сетей было введено И.И. Юзвишиным в России в 1964 г. (публикации Мос ковского института радиоэлектроники и горной электромеха ники). Им же с того времени создано и введено в эксплуата цию большое количество локальных, территориальных и меж дународных многотерминальных систем и сетей с использова нием различных каналов связи: от телефонной до спутнико вой. Наиболее значимыми из них являются: • локальная многотерминальная информационная система массового обслуживания (в реальном масштабе времени) Олимпийских игр в Москве (1980 г.) на пяти языках; • первая в мире Международная многотерминальная ин формационно-вычислительная сеть массового обслужи вания населения, предприятий, организаций и учрежде ний (МИВСМО — прообраз современной Интернет) (1982 г.). В качестве телекоммуникационных линий свя зи использовались телефонные каналы связи; • информационно-космическая сеть приема-передачи ин формации через Интерспутник (1988 г.). Терминология Юзвишина по локальным системам и сетям в 1981 г. была принята комитетом IEEE (Национальный инсти тут инженеров по электротехнике и радиоэлектронике США — головной в мире по стандартам информационных систем) и опубликована в соответствующих стандартах: 802.1, 802.2 и др. Эти стандарты используются в Интернет.
В 1987 г. по разрешению ЦК КПСС рабочий режим МИВСМО был снят американской компанией CNN, и в том же году работа М И В С М О демонстрировалась в США по националь ному телевидению, после чего интенсивно стал развиваться Интернет . Современная Россия в рейтинге стран по уровню разви тия телекоммуникационных систем занимала в 1997 г. 42-е ме сто, уступая даже многим развивающимся странам. Основным показателем развития рынка услуг электросвя зи общего пользования является телефонная плотность (ТП), то есть число телефонов на 100 жителей, что прямо коррелируется с показателем ВВП на душу населения. В начале 90-х годов ТП в России составила 17, в то время как в США — Западной Европе — от 60 до 70. Количество линий международной связи в 1996 г. возрос ло до 50 тыс., однако для вхождения в мировое телекоммуни кационное пространство требуется как минимум 100 тыс. со временных линий международной связи (цифровые АТС, во локонно-оптические линии и т. д.). В мировой практике в настоящее время активно развива ется сотовая подвижная связь. К началу 1998 г. в мире насчиты валось 207 млн. абонентов сотовой связи, в том числе в Север ной Америке 60 млн., то есть примерно 30%. В России на начало 1999 г. число таких абонентов составляло до 500 тыс., в том чис ле в Москве — 50 тыс., в Санкт-Петербурге — 40 тыс. абонен тов. По прогнозу Министерства связи РФ, данный рынок будет расти в геометрической прогрессии: в 2000 г. будет 1 млн., а к 2005 г. — 5 млн. абонентов сотовой связи. (Справка: по данным вышеуказанного сборника Госкомстата (с. 467), на конец 1999 г. было 1415,9 тыс. абонентов, а на конец 2000 г. — уже 3331,2 тыс. Рост за каждый год составлял 2 — 3 раза начиная с 1994 г.) Перспективным для России является участие в создании и эксплуатации международной системы спутниковой связи «Иридиум», разработанной американской компанией «Мото рола сателлайт комьюникейшнз, Инк». С сентября 1998 г. сеть из 66 спутников связи и 23 наземных станций будет обеспечи вать беспроводную портативную телефонную связь по всему миру. Число абонентов в России к 2003 г. достигнет 200 — 300 тыс. (Справка: число спутниковых телефонных каналов с 5290 1 0 1 1
возросло до 8971 за 1999 г. Прирост составил 70%, тогда как в предыдущем году был 16,1%. На конец 2000 г. это число соста вило 9661 — прирост всего 7,7%; Российский статистический ежегодник, 2001. С. 467.) Четвертый тип — информационные посредники (брокеры) — организации, осуществляющие «навигацию» пользователей в море информации, хранящейся в различных АБД. Часто органи зации этого типа выполняют также функции поиска информа ции в нескольких АБД по заказу пользователя. Чаще всего это различного рода консалтинговые фирмы, рекламные агентства, маркетинговые фирмы и т. п. Рекомендации информационным брокерам в России, из ложенные И.И. Родионовым в [147, с. 75 — 79], актуальны и по настоящее время. В России в ближайшее время основным покупателем ин формационных товаров и услуг будут коммерческие структуры, а не государственные организации, как на западе. Поэтому бро керам, не оставляя совсем этот сегмент рынка ввиду его буду щей перспективности, следует развивать отношения с богатой коммерческой средой: биржами, банками, промышленно-финансовыми компаниями и холдингами, торговыми домами, ас социациями, концернами и общественными фондами. Даже в условиях сокращения прямого бюджетного финан сирования информационной деятельности брокерам необходи мо вписываться в государственные программы, направленные на решение актуальных социально-экономических задач (в ча сти их информационного обеспечения). Возможна работа в ка честве соисполнителей на основе договоров с участниками про грамм. При этом выполнение задачи информационными броке рами должно служить основой для создания коммерческих БД, которые в будущем можно будет предложить рынку. Следует в полной мере в рамках выполнения государственных программ взаимодействовать с родственными организациями, имеющи ми опыт в информационной деятельности (центры стандарти зации и сертификации продукции, органы государственной ста тистики, вычислительные центры и т. д.). Вторым этапом информационного брокерства станет пре вращение их из чисто информационных в информационноаналитические и консультационные центры, оказывающие услуги со все большей долей добавленной стоимости.
Обогащение информации, ее выделение и фильтрация становятся перспективными направлениями информационной работы. Потребитель готов платить тем, кто знает как наилуч шим образом использовать «информационное сырье» для того, чтобы дать ему возможность получить максимум в удовлетво рении информационных потребностей. И, наконец, пользователи информации, которые осуществ ляют ее поиск самостоятельно или через информационных посредников . Информационные потребности общества можно разде лить на две части: массовые потребности в одинаковой и од нородной информации и индивидуальные потребности конк ретной организации или даже лица. Создаваемые для коммер ческого использования информационные ресурсы должны удовлетворять обе эти части потребностей, так как только они могут служить основой коммерческого успеха информацион ной деятельности. Массовые потребности разделяют на универсальные, ха рактерные для большинства потребителей, и специфические, обусловленные предметной областью деятельности потреби теля информации. К универсальным информационным можно отнести по требности о характеристиках маркетинговой внешней среды, прежде всего о макросреде, а при их дифференциации и по микросреде конкретной фирмы. Специфические потребности соответствуют основным сферам общественной деятельности: • государственное управление на разных уровнях; • производственная сфера (в сочетании с инфраструкту рой, к которой относится прикладная наука, управление, маркетинг, сбыт и т. д.); • финансовая сфера; • непроизводственная сфера, в том числе фундаменталь ная наука, образование, здравоохранение, культура и спорт. По мнению И.И. Родионова, изложенному в книге «Зару бежные центры обработки баз данных» (1993), в мире сфор мировалась система следующих потребностей и соответству ющие им сектора информационной деятельности: 1 2
• потребность в деловой информации (биржево-финансовой, экономической, статистической, коммерческой, деловых новостей); • потребности в информации для специалистов (правовой, юридической, инженерной и научно-технической); • сектор массовой и потребительской информации (ново сти и литература, услуги на основе современных средств телекоммуникаций). Основными потребителями информационных услуг явля ются в настоящее время коммерческие организации (промыш ленные и торговые предприятия) — 82% от общего объема; не коммерческие организации учебного и исследовательского на правления — 8%; государственные и правительственные уч реждения — 8%; профессиональные ассоциации — 1%; инди видуальные пользователи — 1%. Мировой опыт показывает, что резкое повышение произ водительности труда за счет информатизации возможно в от раслях, существенно отстающих от автоматизированного ма шинного производства — в сфере управления, в научных ис следованиях, в инженерном проектировании и конструирова нии, в здравоохранении, в образовании, в сфере торгового и финансового обслуживания, в сельском хозяйстве. Спрос на информацию будет повышаться. Перспективны ми при этом будут информационные товары и услуги, рассчи танные на как можно более широкий круг потребителей и од новременно не требующие высоких затрат. Вторым направле нием выступает ориентация на небольшие группы потребите лей, готовых платить за услуги мирового уровня по мировым ценам. Для реализации данного направления необходимо со трудничество с зарубежными информационными службами .
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды информационной деятельности и типы организаций информационной индустрии» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»