Лозунг «Кадры решают все!» не потерял актуальности, наоборот, в современных условиях именно активная и эффек тивная кадровая политика, умение правильно подобрать и ис пользовать имеющийся кадровый потенциал помогает фирмам приспосабливаться, выживать и преуспевать в сложных совре менных условиях. Анализ персонала начинают с изучения со става, структуры и динамики кадров: общая численность ра ботников, в том числе основные рабочие, вспомогательные рабочие, ученики, МОП, ИТР, служащие. Анализируются структурные составляющие и изменения их во времени. Кадровая политика фирмы определяется во многом сис темой подготовки, переподготовки и повышения квалифика ции всех категорий работающих, системой организации и сти мулирования труда работников, системой социального обес печения кадров.
На основе данного анализа внутренней и внешней среды фирме дается оценка ее существующего положения и состав ляется матрица SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможность и угроза). Проведение SWOT-анализа предусматривает составление мат рицы, вид которой приведен на рис 5.1. С левой стороны матрицы вписываются все выявленные ранее сильные и слабые стороны. В верхней части матрицы вписываются возможности и угрозы. В каждом поле рассмат риваются различные комбинации возможностей и угроз с силь ными и слабыми сторонами фирмы.
ВОЗМОЖНОСТИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ Рис. 5.1. Матрица SWOT
УГРОЗЫ Сила и угрозы 2 Слабость и угрозы 4
Сила и возможности 1 Слабость и возможности 3
1-е поле включает стратегии, использующие сильные сто роны фирмы для реализации возможностей, появившихся на рынке. 2-е поле — стратегии, использующие сильные стороны для устранения угроз. 3-е поле — стратегии, минимизирующие слабости фирмы, используя возможности ситуации. 4-е поле — стратегии, минимизирующие слабости фирмы и угрозы, появившиеся во внешней среде. Далее информацию обрабатывают, выделяют с ее помо щью наиболее существенные факторы и проблемы фирмы. 1. При этом необходимо принять во внимание то, что ана лиз макроокружения, анализ потенциала, анализ конкурентов, выявление сильных и слабых сторон фирмы основан на исполь зовании данных, отражающих настоящее и прошлое состоя ние. Для разработки стратегий этого недостаточно, поскольку далеко не все изменения могут быть установлены на основе экстраполяции. Поэтому необходима дополнительная инфор мация о тенденциях развития рыночной ситуации.
Вопросы по теме 5 1. Актуальность анализа внутренней среды фирмы. 2. Показатели экономического потенциала фирмы. 3. Показатели финансового потенциала фирмы. 4. Ревизия товарного ассортимента. 5. Оценка производственной мощности и материальнотехнической базы. 6. Оценка материально-технического потенциала. 7. Оценка маркетинговой деятельности. 8. Анализ организационной структуры. 9. Оценка плановой системы фирмы. 10. Оценка информационной инфраструктуры. 11. Анализ персонала и кадровой политики фирмы. 12. Матрица SWOT-анализа.
HI Комплекс мер маркетингового воздействия на рынок (маркетинг-микс) «Маркетинг-микс» (маркетинговая смесь) или комплекс мер маркетингового воздействия на рынок включает товарную, ценовую, сбытовую и коммуникационную (стимулирующую) политику. 6.1. ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА Товар является ключевым фактором в комплексе марке тинга как средство удовлетворения нужд и потребностей кон кретного человека или сообщества людей. Выявление реаль ных потребностей в товаре и удовлетворение человеческих нужд —это стержень товарной политики. Основными элемен тами этого комплексного понятия являются: • ассортиментная политика, то есть установление опти мальной номенклатуры изготовляемых изделий посред ством модернизации выпускаемых товаров, создания но вых товаров и запуска их в производство, исключения из производственной программы «неперспективных» с маркетинговой точки зрения товаров и т. п.; • создание необходимой упаковки и нанесение маркиров ки на товарах; • установление целесообразности и выявление возможно сти использования товарных знаков; • удлинение жизненного цикла товара за счет поддержа ния его конкурентоспособности и нахождения «откры тых окон» на рынке для товаров фирмы; • организация сервисного обслуживания. Разработка-и успешная реализация товарной политики требуют соблюдения следующих условий: наличия на фирме стратегии производственно-сбытовой деятельности с опреде лением миссии фирмы, ее основных целей и задач; хорошего знания рынка, в первую очередь характера его требований, и, наконец, ясного представления о своих возможностях как в настоящее время, так и в перспективе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛА И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»