ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетинг: основи і маркетинг інформації

ИНФОРМАЦИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ТОВАРА
Понятие «информация» является одним из самых распро­ страненных. Термин «информация» произошел от латинского слова «information», что означает «разъяснение», «изложение». Первоначально под информацией понимали сообщения, све­ дения, передаваемые одними людьми другим людям, а также сам процесс передачи этих сведений. В процессе развития ци­ вилизации понятие информации изменялось. Возникла потреб­ ность в научном подходе к понятию информации и определе­ нию ее свойств. В XX веке появилось множество новых опре­ делений информации. Сейчас нет универсального определе­ ния, так как понятия трансформируются в зависимости от той сферы, в которой они используются. В некоторых областях знаний (информатика, кибернети­ ка) информация — это мера устранения неопределенности (эн­ тропии), в теории информации (вычислительной технике и свя­ зи) — это количество принятых, обработанных или переданных сообщений (битов), в синергетике (от греческого «sinergia» — вместе, совместное действие, сотрудничество) информация оз­ начает меру организации (согласованности, связности, упоря­ доченности) системы. Высокая мера упорядоченности (инфор­ мационности) системы является условием согласованности ее составных частей, вызывающей уменьшение энтропии систе-

мы, что в свою очередь приводит к увеличению согласованнос­ ти и упорядоченности самой системы в целом. Все процессы жизни человеческого общества отражают­ ся посредством информации. Информация — это средство об­ щения людей, через нее мы получаем сведения об окружаю­ щем мире. Сама по себе информация является в большей сте­ пени абстрактным понятием, но ряд ее особенностей (возмож­ ность записи, стирания, воспроизведения, передачи, храненик) приближает ее к материальным объектам. В реальном мире ин­ формация может быть представлена на различных материаль­ ных носителях (бумаге, пленке, дискете, магнитной ленте, ком­ пактном оптическом диске и т. д.) или в нематериальной фор­ ме (на экране дисплея ЭВМ, телевизора, киноэкрана, проек­ ционной аппаратуры, в радиопередаче, в форме подготовки и проведения семинара, конференции и т. п.). За все время развития теории информации предпринима­ лось множество попыток классифицировать ее. При этом ис­ следователи использовали разные признаки, по которым они проводили деление. Это зависело от того, для каких целей про­ водилась классификация. Из-за различия в основополагающем признаке все классификации отличаются друг от друга. При­ ведем несколько примеров таких классификаций: 1) контрольно-измерительная, учетно-статистическая, на­ учно-техническая и общественно-политическая; 2) документальная, вычислительная, экономическая, адми­ нистративная и техническая; 3) экономическая, научно-техническая, политическая, со­ циально-политическая и духовная. Необходимо отметить, что в большинстве классификаций выделяется экономическая информация. При этом ей дается собственное определение: 1) экономическая информация — такие сведения об эконо­ мической деятельности предприятия, которые отражают изменение ситуации внутри и за пределами предприятия; 2) экономическая информация состоит из всех объективных фактов и предположений, которые влияют на восприя­ тие человеком, принимающим решение, сущности и сте­ пени неопределенностей, связанных с данной проблемой или возможностью. Все то, что потенциально позволяет

снизить степень неопределенности, будь то факты, оцен­ ки, прогнозы, слухи, должно считаться информацией; 3) экономическая информация — информация, которая со­ держит знания об экономической политике государства, экономические знания, отражающие производственные отношения и их проявления в разных сферах экономики. Экономика — это, в первую очередь, информация, инфор­ мационные процессы и информационные потоки, на основе ко­ торых производители, торговцы, чиновники и т. д. управляют производством и распределением товаров. Значимость информации для экономики особенно возрос­ ла в XX веке. В 1921 г. американский экономист Дебре Ж е р а р разработал информационно-экономическую модель обще­ ственного равновесия, за что позднее получил Нобелевскую премию. Видный российский математик-экономист Л. В. Кантарович создал информациологическую модель оптимального управления сырьевыми ресурсами, за что также получил Но­ белевскую премию. В 90-е годы XX века академик Б. П. Ивчен­ ко на основе информационно-математического подхода создал модели информационной микроэкономики и экологии, позво­ ляющие анализировать закономерности информационных процессов и прогнозировать информациологические пробле­ мы менеджмента, маркетинга и окружающей среды . Таким образом, информация является экономической, если она несет сведения об экономической деятельности. Конечно, провести точную грань между экономической информацией и другими видами информации невозможно, так как все сферы жизнедеятельности общества в той или иной мере оказывают влияние на экономику и экономическую информацию. Для чего необходима информация и экономическая ин­ формация в частности? Основное назначение информации — сообщить об окружающем нас мире. Экономическая инфор­ мация используется в процессе принятия решения об измене­ нии (или не изменении) характера деятельности предприятия (любого субъекта экономических отношений), вызванном пе­ ременами во внешней и внутренней среде, а также для подтвер­ ждения выполнения принятого решения. Формулируя собственное определение понятия «информа­ ция» в экономике, нужно заметить, что важнейшей областью
1 4

экономики в настоящее время стал менеджмент. С экономичес­ кой точки зрения менеджмент — это наука об управлении от­ ношениями между людьми во всех процессах производствен­ ной деятельности. С этой точки зрения «информация» (эконо­ мическая) — это знания, уменьшающие неопределенность (эн­ тропию) при принятии управленческих решений (планирование выпускаемого ассортимента продукции, определение цен на нее, принятие решений о каналах распределения товаров и т.д.). Экономическая информация рассматривается в трех ас­ пектах: прагматическом, семантическом и синтаксическом. Прагматический аспект связан с рассмотрением ценнос­ ти и полезности использования экономической информации в процессе управления. Семантический (от греч. semantikos — «обозначающий») аспект определяет смысловое содержание информации, ее до­ ступность для нужд анализа и использования, определения свя­ зей между ее отдельными составными частями. Синтаксический (от греч. syntaxis — «строение предложе­ ния») аспект определяет технологию обработки информации: ее носители, способы кодирования, параметры информацион­ ных потоков, формы представления . В общем виде информацией называется вещь или действие (продукт или услуга), которые: а) предназначены их произво­ дителем для доставки определенного знания потребителю и б) способны пополнить знания последнего без проведения им каких-то специальных, нетипичных для него познавательных действий, то есть, как правило, знания должны воспринимать­ ся непосредственно: чтением, наблюдением, слушанием и т. п. Будет ли для студента экономического факультета инфор­ мацией таблица умножения? Нет! Она не пополняет их знания. Конечно, при пользовании этим определением нужно обя­ зательно учитывать разницу между самим сообщением, име­ ющимися в нем данными и информацией, которую оно несет (дает) получателю. Только те данные являются информацией для потребителя, то есть информационным продуктом, кото­ рые восприняты им (прошли через синтаксический фильтр), понятны ему (преодолели семантический фильтр) и, наконец, полезны, хотя бы потенциально, для решения какой-то задачи или проблемы (прагматический фильтр).
1 5

С учетом этого обстоятельства не будут информационны­ ми продуктами лекции на непонятном языке, дискеты с дан­ ными для человека, не имеющего доступа к компьютеру, сооб­ щение о падении цен на нефть для представителя первобыт­ ного племени лесов Новой Гвинеи и т. п. Итак, информация — это те продукты и услуги, которые предназначены их производителем для передачи знаний в мак­ симально доступной для потенциального потребителя форме. В нашем народном хозяйстве производством и передачей информации — в указанном смысле — занято около трети всех трудящихся. Это работники науки, культуры, образования, ап­ парата управления всех уровней, связи, информационно-вы­ числительного обслуживания и некоторых других отраслей. В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 50% . С технологической и экономической то­ чек зрения производство, обмен, распределение и потребление информации имеют целый ряд специфических особенностей . В течение долгого времени ученые спорили о том, являет­ ся ли информация товаром в том же смысле, как и земля, рабо­ чая сила или капитал, или это — нечто уникальное, поскольку она ведет себя часто не так, как все остальные факторы произ­ водства. Например, в социалистической экономике информа­ ция длительное время считалась «бесценным» товаром, в смыс­ ле — без цены, стоимость которого определялась главным об­ разом стоимостью ее воспроизведения в виде книги, записи на магнитном диске и т. п. Мировая практика конца XX века приоритетного разви­ тия информационного производства в силу стратегического ха­ рактера информационных ресурсов современного сообщества показала, что многим государствам удалось преодолеть огром­ ный разрыв в уровне экономического и социального развития по сравнению с развитыми странами именно с помощью этого направления. На рынке информации в качестве товара выступает инфор­ мация. Каковы ее особенности как специфического вида товара? Специфику информационного товара рассмотрим через призму основных свойств «обычного» товара: потребительную и меновую стоимости. Раскрывая эти свойства, мы и постара1 6 1 7 1 8

емся определить основные специфические особенности ин­ формации как товара. Потребительная стоимость товаров име­ ет, как правило, три формы проявления: количество, натураль­ ная форма, качество. А меновая стоимость образуется в резуль­ тате обмена, который происходит на рынке, где информация имеет собственника, производителя, продавца, покупателя, имеет цену, спрос и предложение и методы распространения. Итак: 1. Совокупность свойств информации, определяющих ее ка­ чество, отличается от свойств «обычного» товара. Инфор­ мация должна обладать наряду с полезностью, ценностью, новизной такими особенными потребительскими свой­ ствами, как достоверность, своевременность, доступность (понятность), полнота. 2. Если произведенный «обычный» товар имеет свое пред­ назначение и свои определенные потребительские свой­ ства, то качество одной и той же информации при реали­ зации различных целей и/или видов деятельности — раз­ лично, соответственно отличаются в предметных различ­ ных областях (метрологии, эконометрии, экономической статистике, источниковедении и др.) наборы параметров и методики определения качества информации. Это озна­ чает, что любой информационный продукт может иметь столько функций полезности, сколько существует людей. 3. Существует сложность оценки качества информации. Ин­ формация и информационные ресурсы характеризуются отсутствием универсальной меры. Все попытки измерить информацию связаны с условными мерами, характеризу­ ющими информацию, которую данное сообщение несет для данного адресата в некоей конкретной ситуации. Си­ стемы оценок качества товаров в основном определены и созданы специальные методики. 4. Информация как результат труда не всегда имеет форму, но всегда имеет содержание. При перемещении, распро­ странении информация может, сохраняя содержание, ме­ нять форму. 5. «Обычный» товар производится и не меняет, как правило, свою форму. Разным потребителям информационных това­ ров и услуг удобны разные способы предоставления инфор-

мации, ведь потребление информационного продукта требу­ ет усилий и зависит от степени подготовленности данного субъекта. Возникает «адресность» информационного товара. Вследствие такой адресности информации, а также неизбежного морального старения носителя информаци­ онного продукта, потребность в нем никогда не может быть удовлетворена раз и навсегда. 6. Физический износ информации как товара фактически определяется лишь физическим износом ее материально­ го носителя. Со временем информационный товар подвер­ гается своеобразному относительному моральному изно­ су, так как в любой момент времени существует хотя бы один человек, который не владеет данной информацией, для которого она будет новой, то есть востребованной. 7. Информационные ресурсы, в отличие от материальных, энергетических и других ресурсов, участвуют не только в производственном, но и в воспроизводственном процес­ се, поскольку любая невостребованная в данный момент времени и в данной точке пространства информация мо­ жет быть превращена в знание — общественное благо, до­ ступное всем экономическим субъектам, а затем снова в конкретную информацию и так до бесконечности. При этом информационные ресурсы, в отличие от «обычных», никуда не исчезают и не исчерпываются, они неуничтожимы, неистощимы. Информация не уменьша­ ется при использовании и обнаруживает тенденцию к тому, чтобы стать общечеловеческим достоянием. В этом проявляется ее свойство накапливаемости. 8. В то время как создание нового «обычного» товара — это всегда творческий процесс, процесс создания информа­ ционных товаров и услуг во многих случаях имеет не твор­ ческую форму создания совершенно новой информации, а является процессом переработки уже существующего знания в зависимости от конъюнктурных общественных или индивидуальных потребностей. 9. В информационном производстве еще более усиливается противоречие между общественным характером труда и его обособленностью. Дело в том, что структура обще­ ственных потребностей меняется на информационном

рынке еще более быстро. Так, производство материаль­ ных товаров осуществляется при помощи относительно неизменных технологий в течение длительного времени, тогда как производство (тиражирование, распростране­ ние) информационных товаров и услуг каждые два-три года пополняется неизвестными ранее технологиями. Ем­ кость информационных рынков, функционирующих во всемирном масштабе, значительно перекрывает товарные рынки и стремительно растет. В связи с этим обостряет­ ся, усиливается такое требование к информационному производителю, как чуткое оперативное реагирование на конъюнктуру рынка. Это требование является более же­ стким, чем на рынке «обычных» товаров. 10. Собственность на информацию может быть множествен­ ной, она может принадлежать сразу нескольким лицам, в то время как один и тот же продукт не может. Это объяс­ няется тем, что продавец не лишается товара (информа­ ция не исчезает при потреблении и многократно может быть использована при передаче или обмене), он только распространяет его среди пользователей. 11. Информационный товар в отличие от материального ха­ рактеризуется сложностью оценки его стоимости. Это объясняется следующим: отсутствуют методики по опре­ делению «ценности» информации (до сих пор нет единых критериев); если стоимость предметов по мере пользова­ ния ими обычно снижается вследствие физического и мо­ рального износа, то информация при частом использова­ нии возрастает в цене, а неиспользуемая не имеет никакой ценности; мы тратимся на ее создание значительно, но толь­ ко один раз, а используем многократно; тиражирование продукта требует затрат, при этом создание каждой допол­ нительной единицы «обычного» товара требует почти та­ ких же затрат, как и первой, а тиражирование, копирова­ ние информации обходится намного дешевле ее производ­ ства благодаря технологиям копирования и коммуникаций. В связи с этим человек, владеющий информацией, зачас­ тую может продать свои знания так дешево, что цена их продажи не покроет издержек на их получение. Даже ког­ да за информацию дорого платят, это не значит, что она ста-

новится источником прибыли для того, кто ее добыл, пото­ му что не всякий продавец информации осведомлен об ис­ тинной ценности его знаний для общества. 12. Стоимость информации формируется не сразу и имеет высокую степень неопределенности. В ее формировании важную роль играют затраты на создание, а не на произ­ водство и воспроизводство. Затраты труда на создание продукта учитываются не индивидуально на каждую еди­ ницу информационного товара, а в совокупности на весь проект, создаваемый за определенный период времени. Поскольку расходы должны окупиться в целом на весь проект, это не означает, что они обязательно должны быть компенсированы при продаже единичной версии инфор­ мационного продукта. 13. Свойство информации — трудность производства и от­ носительная простота тиражирования — создает немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности. Гораздо сложнее доказать и охранять юридическое право на ин­ формацию, чем на материальные предметы. 14. Способность перемещаться от одного лица к другому (как черта товара) для информации имеет новый смысл. Инфор­ мационные товары в отличие от «обычных» могут удовлет­ ворять сразу не одну, а несколько потребностей. За счет мобильности информация может удовлетворять большой круг потребностей на больших расстояниях в сверх корот­ кие сроки (возможность одновременного получения ин­ формации с одного сайта работниками фирм разных стран). 15. Информационный ресурс имеет лишь потенциальное значение по сравнению с людскими и материальными ре­ сурсами, он не самостоятелен, сам по себе не способен ди­ намически развивать социосистему. Однако сила инфор­ мационного воздействия на общество и личность посто­ янно растет, возможности информационного обмена ха­ рактеризуют готовность общества к социально-экономи­ ческим изменениям. Отставание в сфере информацион­ ного производства сегодня закрывает доступ к новейшей информации и влечет за собой отставание как в традици­ онных, так и в новейших отраслях экономики.

Рассмотрим информацию в контексте одной из главных фун­ кций менеджмента — обработки информации. Основная задача предприятия при реализации производственной концепции — получение прибыли посредством производства продукции и ее реализации. Классическая модель работы этого предприятия предполагала, что большинство ресурсов (материальных, трудо­ вых, финансовых и т. п.) должно быть направлено на производ­ ство и поставку продукции потребителю. Информационные зат­ раты уходили лишь на координацию процесса производства, его рационализацию. Их рассматривали как некий налог на произ­ водственные операции, который при расчете цены относился к «накладным расходам». Большинство экономистов называло ре­ сурсами землю, труд и капитал, не пытаясь разобраться в роли тех особых ресурсов, крторые таит информация как фактор достиже­ ния наивысших экономических результатов. Считалось, что для обработки минимально необходимой информации требуется не­ большая группа специалистов, которая обеспечивала бы функци­ онирование предприятия в области трудовых отношений, патент­ ного права, возмещения убытков, изучения рынка сбыта и т. п. Основным принципом работы менеджера внутрифирменно­ го уровня являлась стандартизация процедур обработки инфор­ мации, что в свою очередь приводило к глубокой специализации по работе с информацией. Именно стандартизация позволяла уз­ коспециализированным службам действовать точно, предприни­ мая минимум координационных действий, но при одном суще­ ственном условии — без значительного изменения основных ус­ ловий функционирования, В 60-е годы были предприняты колос­ сальные попытки создать интегрированные управленческие ин­ формационные системы, работающие на принципах полностью запрограммированной стандартизации. Стандартизация и меха­ низация управленческого труда были основными идеями менед­ жмента до 70-х годов XX века. Эти концепции работали наибо­ лее эффективно либо в условиях дефицита товара («рынок про­ давца»), либо в условиях регулируемого рынка. Стандартизация являлась в этих случаях средством снижения издержек произ­ водства посредством минимизации количества решений, выпус­ каемого ассортимента товаров, снижения уровня отказов от по­ требителей, уменьшения перемен в организации производства. Именно в это время сложилось в социалистической экономике

отношение высшего управленческого персонала к информации о производстве: «лучшая новость — отсутствие новостей!». Стан­ дартизация предпочитает, чтобы требования потребителей были предсказуемыми, выбор продуктов ограничен, чтобы спрос фор­ мировался с помощью средств массовой информации, через рек­ ламу или массовые распродажи под контролем производителей. Все эти концепции менеджмента на оптимизацию деятельности начали рушиться в 70-х годах, когда выросла глобальная (обще­ мировая) конкуренция, усложнились организационные структу­ ры предприятий, усложнилось и усилилось государственное ре­ гулирование в исторически «рыночных» странах (США, Канада, страны Западной Европы), начался современный этап НТР, свя­ занный прежде всего с информатизацией общества. Стремление использовать новых специалистов, чтобы справиться с возника­ ющими проблемами, привело к взрывному увеличению числен­ ности персонала и соответственно к образованию новых уров­ ней управления. Предприятия стали включать в штат специалис­ тов, административных и технических работников, все теснее сливавшихся с менеджментом, так как их главной задачей была обработка информации, а не прямое производство товаров. Изза отсутствия управленческой теории, позволяющей действовать в нестандартных и неконкретных, неустойчивых условиях рын­ ка, добавочные силы и компьютерная техника были брошены на добывание лишней информации в надежде, что насущные зада­ чи как-нибудь разрешатся сами собой в процессе взаимодействия соревнующихся между собой групп персонала. Политический подход уравновешивания сил между под­ разделениями предприятия и управленцами высшего звена поддерживал спрос на информационные службы, которые на­ чали пользоваться компьютерами, используя не только соб­ ственные (внутрифирменные) источники информации, но и внешние, приобретая информацию за деньги, то есть инфор­ мация перешла в разряд экономических ценностей . Определим, какой тип информационной деятельности но­ сит рыночный характер и может служить основой коммерчес­ кого распространения информации. Выделяют три типа информационной деятельности. Первый из них — латентная, то есть скрытая, не регист­ рируемая информационная деятельность, являющаяся состав1 9

ной частью любого человеческого действия. При этом субъект совмещает функции производителя, преобразователя и полу­ чателя данных. Результаты такой информационной деятельно­ сти никому не передаются в явном виде, они лишь «овеществ­ ляются» в продукции действия. Например, при переходе ули­ цы человек смотрит налево, затем направо и, лишь убедившись, что улица свободна, переходит ее. Второй тип можно назвать потенциальной информацион­ ной деятельностью. Она совпадает со всякой деятельностью, ре­ зультаты которой для стороннего наблюдателя могут выступать в качестве источника информации. При этом результаты деятель­ ности начинают выполнять роль знаков самих себя, то есть рас­ сматриваются автонимно. (Автоним — от авто и греческого onyma — «имя» — подлинное имя автора, пишущего под псевдо­ нимом.) Иными словами, любой продукт или процесс несет — по­ тенциально — знания о себе. Чтобы оно стало реальностью, «отъединилось» от производства, нужен субъект, умеющий на­ блюдать, измерять, фиксировать результаты измерения, переда­ вать и преобразовывать их и т. п. Например, вы построили у себя на даче по собственному оригинальному проекту теплицу, кото­ рая позволяет более эффективно использовать площадь, получать более высокие урожаи и т. д. Если ваш сосед — человек наблюда­ тельный, способный вычислить ваши «ноу-хау», то он также смо­ жет реализовать ваш проект, но уже на своем участке. Третий тип — специализированная информационная де­ ятельность, или собственно производство информации, — как раз и представляет собой деятельность субъектов, осуществ­ ляемую ими не для себя, а для удовлетворения потребности в информации других субъектов. Результатом специализирован­ ной информационной деятельности является информацион­ ный продукт, который в виде товара или услуги предлагается на информационный рынок. Именно эта деятельность являет­ ся базой коммерческого распространения информации. Определив, что в настоящее время в экономически раз­ витых странах информация перешла в категорию «товар», не­ обходимо отметить ее основное отличие от обычных средств производства, так как экономическая информация только тог­ да становится товаром, когда приобретается для целей про­ изводства продукции и ее реализации.

В самом деле, по экономической роли в производстве — участию в изготовлении многих экземпляров продуктов и ус­ луг, переносе своей стоимости по частям, наличию морально­ го износа и т. п. — информация схожа с основными производ­ ственными фондами. Следовательно, данная позиция, на пер­ вый взгляд, «возвышает» информацию до роли «нормальных» средств производства, помогает разрушению мифа о незначи­ мости интеллектуального, духовного производства. При таком подходе, однако, может быть утрачена специфика информа­ ционного производства и товарно-денежных обменов. Лучшей иллюстрацией к тому, что происходит при трак­ товке производства информации как обычного материально­ го производства, может служить геологоразведка. Здесь по мас­ штабам затрачиваемого труда и объемам используемых меха­ низмов, машин вещественная часть у всех на виду — буровые, шахты, бульдозеры, проходка траншей и шурфов. Информа­ ционная же составляющая почти не видна — это камеральная работа в кабинетах. Поэтому до сих пор в ходу чисто затрат­ ные методы определения стоимости конечной продукции — знаний о наличии запасов полезных ископаемых. Грубо гово­ ря, чем больше объем земляных работ, тем выше и стоимость разведки. На основании этого простого примера В. Л. Тамбовцев хочет упредить от ошибок прямого включения информа­ ционного продукта в состав средств производства, так как в наших нынешних условиях это только усилит тенденцию не­ рыночного отношения к информации .

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНФОРМАЦИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ТОВАРА» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Інші моделі протоколів
Технологічний процес розробки і просування сайтів
Аудит вилученого капіталу
РОЛЬ ГРОШЕЙ У РОЗВИТКУ ЕКОНОМІКИ
Загальновживані слова та слова вузького стилістичного призначення


Категорія: Маркетинг: основи і маркетинг інформації | Додав: koljan (03.09.2011)
Переглядів: 1924 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП