Понятие «информация» является одним из самых распро страненных. Термин «информация» произошел от латинского слова «information», что означает «разъяснение», «изложение». Первоначально под информацией понимали сообщения, све дения, передаваемые одними людьми другим людям, а также сам процесс передачи этих сведений. В процессе развития ци вилизации понятие информации изменялось. Возникла потреб ность в научном подходе к понятию информации и определе нию ее свойств. В XX веке появилось множество новых опре делений информации. Сейчас нет универсального определе ния, так как понятия трансформируются в зависимости от той сферы, в которой они используются. В некоторых областях знаний (информатика, кибернети ка) информация — это мера устранения неопределенности (эн тропии), в теории информации (вычислительной технике и свя зи) — это количество принятых, обработанных или переданных сообщений (битов), в синергетике (от греческого «sinergia» — вместе, совместное действие, сотрудничество) информация оз начает меру организации (согласованности, связности, упоря доченности) системы. Высокая мера упорядоченности (инфор мационности) системы является условием согласованности ее составных частей, вызывающей уменьшение энтропии систе-
мы, что в свою очередь приводит к увеличению согласованнос ти и упорядоченности самой системы в целом. Все процессы жизни человеческого общества отражают ся посредством информации. Информация — это средство об щения людей, через нее мы получаем сведения об окружаю щем мире. Сама по себе информация является в большей сте пени абстрактным понятием, но ряд ее особенностей (возмож ность записи, стирания, воспроизведения, передачи, храненик) приближает ее к материальным объектам. В реальном мире ин формация может быть представлена на различных материаль ных носителях (бумаге, пленке, дискете, магнитной ленте, ком пактном оптическом диске и т. д.) или в нематериальной фор ме (на экране дисплея ЭВМ, телевизора, киноэкрана, проек ционной аппаратуры, в радиопередаче, в форме подготовки и проведения семинара, конференции и т. п.). За все время развития теории информации предпринима лось множество попыток классифицировать ее. При этом ис следователи использовали разные признаки, по которым они проводили деление. Это зависело от того, для каких целей про водилась классификация. Из-за различия в основополагающем признаке все классификации отличаются друг от друга. При ведем несколько примеров таких классификаций: 1) контрольно-измерительная, учетно-статистическая, на учно-техническая и общественно-политическая; 2) документальная, вычислительная, экономическая, адми нистративная и техническая; 3) экономическая, научно-техническая, политическая, со циально-политическая и духовная. Необходимо отметить, что в большинстве классификаций выделяется экономическая информация. При этом ей дается собственное определение: 1) экономическая информация — такие сведения об эконо мической деятельности предприятия, которые отражают изменение ситуации внутри и за пределами предприятия; 2) экономическая информация состоит из всех объективных фактов и предположений, которые влияют на восприя тие человеком, принимающим решение, сущности и сте пени неопределенностей, связанных с данной проблемой или возможностью. Все то, что потенциально позволяет
снизить степень неопределенности, будь то факты, оцен ки, прогнозы, слухи, должно считаться информацией; 3) экономическая информация — информация, которая со держит знания об экономической политике государства, экономические знания, отражающие производственные отношения и их проявления в разных сферах экономики. Экономика — это, в первую очередь, информация, инфор мационные процессы и информационные потоки, на основе ко торых производители, торговцы, чиновники и т. д. управляют производством и распределением товаров. Значимость информации для экономики особенно возрос ла в XX веке. В 1921 г. американский экономист Дебре Ж е р а р разработал информационно-экономическую модель обще ственного равновесия, за что позднее получил Нобелевскую премию. Видный российский математик-экономист Л. В. Кантарович создал информациологическую модель оптимального управления сырьевыми ресурсами, за что также получил Но белевскую премию. В 90-е годы XX века академик Б. П. Ивчен ко на основе информационно-математического подхода создал модели информационной микроэкономики и экологии, позво ляющие анализировать закономерности информационных процессов и прогнозировать информациологические пробле мы менеджмента, маркетинга и окружающей среды . Таким образом, информация является экономической, если она несет сведения об экономической деятельности. Конечно, провести точную грань между экономической информацией и другими видами информации невозможно, так как все сферы жизнедеятельности общества в той или иной мере оказывают влияние на экономику и экономическую информацию. Для чего необходима информация и экономическая ин формация в частности? Основное назначение информации — сообщить об окружающем нас мире. Экономическая инфор мация используется в процессе принятия решения об измене нии (или не изменении) характера деятельности предприятия (любого субъекта экономических отношений), вызванном пе ременами во внешней и внутренней среде, а также для подтвер ждения выполнения принятого решения. Формулируя собственное определение понятия «информа ция» в экономике, нужно заметить, что важнейшей областью 1 4
экономики в настоящее время стал менеджмент. С экономичес кой точки зрения менеджмент — это наука об управлении от ношениями между людьми во всех процессах производствен ной деятельности. С этой точки зрения «информация» (эконо мическая) — это знания, уменьшающие неопределенность (эн тропию) при принятии управленческих решений (планирование выпускаемого ассортимента продукции, определение цен на нее, принятие решений о каналах распределения товаров и т.д.). Экономическая информация рассматривается в трех ас пектах: прагматическом, семантическом и синтаксическом. Прагматический аспект связан с рассмотрением ценнос ти и полезности использования экономической информации в процессе управления. Семантический (от греч. semantikos — «обозначающий») аспект определяет смысловое содержание информации, ее до ступность для нужд анализа и использования, определения свя зей между ее отдельными составными частями. Синтаксический (от греч. syntaxis — «строение предложе ния») аспект определяет технологию обработки информации: ее носители, способы кодирования, параметры информацион ных потоков, формы представления . В общем виде информацией называется вещь или действие (продукт или услуга), которые: а) предназначены их произво дителем для доставки определенного знания потребителю и б) способны пополнить знания последнего без проведения им каких-то специальных, нетипичных для него познавательных действий, то есть, как правило, знания должны воспринимать ся непосредственно: чтением, наблюдением, слушанием и т. п. Будет ли для студента экономического факультета инфор мацией таблица умножения? Нет! Она не пополняет их знания. Конечно, при пользовании этим определением нужно обя зательно учитывать разницу между самим сообщением, име ющимися в нем данными и информацией, которую оно несет (дает) получателю. Только те данные являются информацией для потребителя, то есть информационным продуктом, кото рые восприняты им (прошли через синтаксический фильтр), понятны ему (преодолели семантический фильтр) и, наконец, полезны, хотя бы потенциально, для решения какой-то задачи или проблемы (прагматический фильтр). 1 5
С учетом этого обстоятельства не будут информационны ми продуктами лекции на непонятном языке, дискеты с дан ными для человека, не имеющего доступа к компьютеру, сооб щение о падении цен на нефть для представителя первобыт ного племени лесов Новой Гвинеи и т. п. Итак, информация — это те продукты и услуги, которые предназначены их производителем для передачи знаний в мак симально доступной для потенциального потребителя форме. В нашем народном хозяйстве производством и передачей информации — в указанном смысле — занято около трети всех трудящихся. Это работники науки, культуры, образования, ап парата управления всех уровней, связи, информационно-вы числительного обслуживания и некоторых других отраслей. В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 50% . С технологической и экономической то чек зрения производство, обмен, распределение и потребление информации имеют целый ряд специфических особенностей . В течение долгого времени ученые спорили о том, являет ся ли информация товаром в том же смысле, как и земля, рабо чая сила или капитал, или это — нечто уникальное, поскольку она ведет себя часто не так, как все остальные факторы произ водства. Например, в социалистической экономике информа ция длительное время считалась «бесценным» товаром, в смыс ле — без цены, стоимость которого определялась главным об разом стоимостью ее воспроизведения в виде книги, записи на магнитном диске и т. п. Мировая практика конца XX века приоритетного разви тия информационного производства в силу стратегического ха рактера информационных ресурсов современного сообщества показала, что многим государствам удалось преодолеть огром ный разрыв в уровне экономического и социального развития по сравнению с развитыми странами именно с помощью этого направления. На рынке информации в качестве товара выступает инфор мация. Каковы ее особенности как специфического вида товара? Специфику информационного товара рассмотрим через призму основных свойств «обычного» товара: потребительную и меновую стоимости. Раскрывая эти свойства, мы и постара1 6 1 7 1 8
емся определить основные специфические особенности ин формации как товара. Потребительная стоимость товаров име ет, как правило, три формы проявления: количество, натураль ная форма, качество. А меновая стоимость образуется в резуль тате обмена, который происходит на рынке, где информация имеет собственника, производителя, продавца, покупателя, имеет цену, спрос и предложение и методы распространения. Итак: 1. Совокупность свойств информации, определяющих ее ка чество, отличается от свойств «обычного» товара. Инфор мация должна обладать наряду с полезностью, ценностью, новизной такими особенными потребительскими свой ствами, как достоверность, своевременность, доступность (понятность), полнота. 2. Если произведенный «обычный» товар имеет свое пред назначение и свои определенные потребительские свой ства, то качество одной и той же информации при реали зации различных целей и/или видов деятельности — раз лично, соответственно отличаются в предметных различ ных областях (метрологии, эконометрии, экономической статистике, источниковедении и др.) наборы параметров и методики определения качества информации. Это озна чает, что любой информационный продукт может иметь столько функций полезности, сколько существует людей. 3. Существует сложность оценки качества информации. Ин формация и информационные ресурсы характеризуются отсутствием универсальной меры. Все попытки измерить информацию связаны с условными мерами, характеризу ющими информацию, которую данное сообщение несет для данного адресата в некоей конкретной ситуации. Си стемы оценок качества товаров в основном определены и созданы специальные методики. 4. Информация как результат труда не всегда имеет форму, но всегда имеет содержание. При перемещении, распро странении информация может, сохраняя содержание, ме нять форму. 5. «Обычный» товар производится и не меняет, как правило, свою форму. Разным потребителям информационных това ров и услуг удобны разные способы предоставления инфор-
мации, ведь потребление информационного продукта требу ет усилий и зависит от степени подготовленности данного субъекта. Возникает «адресность» информационного товара. Вследствие такой адресности информации, а также неизбежного морального старения носителя информаци онного продукта, потребность в нем никогда не может быть удовлетворена раз и навсегда. 6. Физический износ информации как товара фактически определяется лишь физическим износом ее материально го носителя. Со временем информационный товар подвер гается своеобразному относительному моральному изно су, так как в любой момент времени существует хотя бы один человек, который не владеет данной информацией, для которого она будет новой, то есть востребованной. 7. Информационные ресурсы, в отличие от материальных, энергетических и других ресурсов, участвуют не только в производственном, но и в воспроизводственном процес се, поскольку любая невостребованная в данный момент времени и в данной точке пространства информация мо жет быть превращена в знание — общественное благо, до ступное всем экономическим субъектам, а затем снова в конкретную информацию и так до бесконечности. При этом информационные ресурсы, в отличие от «обычных», никуда не исчезают и не исчерпываются, они неуничтожимы, неистощимы. Информация не уменьша ется при использовании и обнаруживает тенденцию к тому, чтобы стать общечеловеческим достоянием. В этом проявляется ее свойство накапливаемости. 8. В то время как создание нового «обычного» товара — это всегда творческий процесс, процесс создания информа ционных товаров и услуг во многих случаях имеет не твор ческую форму создания совершенно новой информации, а является процессом переработки уже существующего знания в зависимости от конъюнктурных общественных или индивидуальных потребностей. 9. В информационном производстве еще более усиливается противоречие между общественным характером труда и его обособленностью. Дело в том, что структура обще ственных потребностей меняется на информационном
рынке еще более быстро. Так, производство материаль ных товаров осуществляется при помощи относительно неизменных технологий в течение длительного времени, тогда как производство (тиражирование, распростране ние) информационных товаров и услуг каждые два-три года пополняется неизвестными ранее технологиями. Ем кость информационных рынков, функционирующих во всемирном масштабе, значительно перекрывает товарные рынки и стремительно растет. В связи с этим обостряет ся, усиливается такое требование к информационному производителю, как чуткое оперативное реагирование на конъюнктуру рынка. Это требование является более же стким, чем на рынке «обычных» товаров. 10. Собственность на информацию может быть множествен ной, она может принадлежать сразу нескольким лицам, в то время как один и тот же продукт не может. Это объяс няется тем, что продавец не лишается товара (информа ция не исчезает при потреблении и многократно может быть использована при передаче или обмене), он только распространяет его среди пользователей. 11. Информационный товар в отличие от материального ха рактеризуется сложностью оценки его стоимости. Это объясняется следующим: отсутствуют методики по опре делению «ценности» информации (до сих пор нет единых критериев); если стоимость предметов по мере пользова ния ими обычно снижается вследствие физического и мо рального износа, то информация при частом использова нии возрастает в цене, а неиспользуемая не имеет никакой ценности; мы тратимся на ее создание значительно, но толь ко один раз, а используем многократно; тиражирование продукта требует затрат, при этом создание каждой допол нительной единицы «обычного» товара требует почти та ких же затрат, как и первой, а тиражирование, копирова ние информации обходится намного дешевле ее производ ства благодаря технологиям копирования и коммуникаций. В связи с этим человек, владеющий информацией, зачас тую может продать свои знания так дешево, что цена их продажи не покроет издержек на их получение. Даже ког да за информацию дорого платят, это не значит, что она ста-
новится источником прибыли для того, кто ее добыл, пото му что не всякий продавец информации осведомлен об ис тинной ценности его знаний для общества. 12. Стоимость информации формируется не сразу и имеет высокую степень неопределенности. В ее формировании важную роль играют затраты на создание, а не на произ водство и воспроизводство. Затраты труда на создание продукта учитываются не индивидуально на каждую еди ницу информационного товара, а в совокупности на весь проект, создаваемый за определенный период времени. Поскольку расходы должны окупиться в целом на весь проект, это не означает, что они обязательно должны быть компенсированы при продаже единичной версии инфор мационного продукта. 13. Свойство информации — трудность производства и от носительная простота тиражирования — создает немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности. Гораздо сложнее доказать и охранять юридическое право на ин формацию, чем на материальные предметы. 14. Способность перемещаться от одного лица к другому (как черта товара) для информации имеет новый смысл. Инфор мационные товары в отличие от «обычных» могут удовлет ворять сразу не одну, а несколько потребностей. За счет мобильности информация может удовлетворять большой круг потребностей на больших расстояниях в сверх корот кие сроки (возможность одновременного получения ин формации с одного сайта работниками фирм разных стран). 15. Информационный ресурс имеет лишь потенциальное значение по сравнению с людскими и материальными ре сурсами, он не самостоятелен, сам по себе не способен ди намически развивать социосистему. Однако сила инфор мационного воздействия на общество и личность посто янно растет, возможности информационного обмена ха рактеризуют готовность общества к социально-экономи ческим изменениям. Отставание в сфере информацион ного производства сегодня закрывает доступ к новейшей информации и влечет за собой отставание как в традици онных, так и в новейших отраслях экономики.
Рассмотрим информацию в контексте одной из главных фун кций менеджмента — обработки информации. Основная задача предприятия при реализации производственной концепции — получение прибыли посредством производства продукции и ее реализации. Классическая модель работы этого предприятия предполагала, что большинство ресурсов (материальных, трудо вых, финансовых и т. п.) должно быть направлено на производ ство и поставку продукции потребителю. Информационные зат раты уходили лишь на координацию процесса производства, его рационализацию. Их рассматривали как некий налог на произ водственные операции, который при расчете цены относился к «накладным расходам». Большинство экономистов называло ре сурсами землю, труд и капитал, не пытаясь разобраться в роли тех особых ресурсов, крторые таит информация как фактор достиже ния наивысших экономических результатов. Считалось, что для обработки минимально необходимой информации требуется не большая группа специалистов, которая обеспечивала бы функци онирование предприятия в области трудовых отношений, патент ного права, возмещения убытков, изучения рынка сбыта и т. п. Основным принципом работы менеджера внутрифирменно го уровня являлась стандартизация процедур обработки инфор мации, что в свою очередь приводило к глубокой специализации по работе с информацией. Именно стандартизация позволяла уз коспециализированным службам действовать точно, предприни мая минимум координационных действий, но при одном суще ственном условии — без значительного изменения основных ус ловий функционирования, В 60-е годы были предприняты колос сальные попытки создать интегрированные управленческие ин формационные системы, работающие на принципах полностью запрограммированной стандартизации. Стандартизация и меха низация управленческого труда были основными идеями менед жмента до 70-х годов XX века. Эти концепции работали наибо лее эффективно либо в условиях дефицита товара («рынок про давца»), либо в условиях регулируемого рынка. Стандартизация являлась в этих случаях средством снижения издержек произ водства посредством минимизации количества решений, выпус каемого ассортимента товаров, снижения уровня отказов от по требителей, уменьшения перемен в организации производства. Именно в это время сложилось в социалистической экономике
отношение высшего управленческого персонала к информации о производстве: «лучшая новость — отсутствие новостей!». Стан дартизация предпочитает, чтобы требования потребителей были предсказуемыми, выбор продуктов ограничен, чтобы спрос фор мировался с помощью средств массовой информации, через рек ламу или массовые распродажи под контролем производителей. Все эти концепции менеджмента на оптимизацию деятельности начали рушиться в 70-х годах, когда выросла глобальная (обще мировая) конкуренция, усложнились организационные структу ры предприятий, усложнилось и усилилось государственное ре гулирование в исторически «рыночных» странах (США, Канада, страны Западной Европы), начался современный этап НТР, свя занный прежде всего с информатизацией общества. Стремление использовать новых специалистов, чтобы справиться с возника ющими проблемами, привело к взрывному увеличению числен ности персонала и соответственно к образованию новых уров ней управления. Предприятия стали включать в штат специалис тов, административных и технических работников, все теснее сливавшихся с менеджментом, так как их главной задачей была обработка информации, а не прямое производство товаров. Изза отсутствия управленческой теории, позволяющей действовать в нестандартных и неконкретных, неустойчивых условиях рын ка, добавочные силы и компьютерная техника были брошены на добывание лишней информации в надежде, что насущные зада чи как-нибудь разрешатся сами собой в процессе взаимодействия соревнующихся между собой групп персонала. Политический подход уравновешивания сил между под разделениями предприятия и управленцами высшего звена поддерживал спрос на информационные службы, которые на чали пользоваться компьютерами, используя не только соб ственные (внутрифирменные) источники информации, но и внешние, приобретая информацию за деньги, то есть инфор мация перешла в разряд экономических ценностей . Определим, какой тип информационной деятельности но сит рыночный характер и может служить основой коммерчес кого распространения информации. Выделяют три типа информационной деятельности. Первый из них — латентная, то есть скрытая, не регист рируемая информационная деятельность, являющаяся состав1 9
ной частью любого человеческого действия. При этом субъект совмещает функции производителя, преобразователя и полу чателя данных. Результаты такой информационной деятельно сти никому не передаются в явном виде, они лишь «овеществ ляются» в продукции действия. Например, при переходе ули цы человек смотрит налево, затем направо и, лишь убедившись, что улица свободна, переходит ее. Второй тип можно назвать потенциальной информацион ной деятельностью. Она совпадает со всякой деятельностью, ре зультаты которой для стороннего наблюдателя могут выступать в качестве источника информации. При этом результаты деятель ности начинают выполнять роль знаков самих себя, то есть рас сматриваются автонимно. (Автоним — от авто и греческого onyma — «имя» — подлинное имя автора, пишущего под псевдо нимом.) Иными словами, любой продукт или процесс несет — по тенциально — знания о себе. Чтобы оно стало реальностью, «отъединилось» от производства, нужен субъект, умеющий на блюдать, измерять, фиксировать результаты измерения, переда вать и преобразовывать их и т. п. Например, вы построили у себя на даче по собственному оригинальному проекту теплицу, кото рая позволяет более эффективно использовать площадь, получать более высокие урожаи и т. д. Если ваш сосед — человек наблюда тельный, способный вычислить ваши «ноу-хау», то он также смо жет реализовать ваш проект, но уже на своем участке. Третий тип — специализированная информационная де ятельность, или собственно производство информации, — как раз и представляет собой деятельность субъектов, осуществ ляемую ими не для себя, а для удовлетворения потребности в информации других субъектов. Результатом специализирован ной информационной деятельности является информацион ный продукт, который в виде товара или услуги предлагается на информационный рынок. Именно эта деятельность являет ся базой коммерческого распространения информации. Определив, что в настоящее время в экономически раз витых странах информация перешла в категорию «товар», не обходимо отметить ее основное отличие от обычных средств производства, так как экономическая информация только тог да становится товаром, когда приобретается для целей про изводства продукции и ее реализации.
В самом деле, по экономической роли в производстве — участию в изготовлении многих экземпляров продуктов и ус луг, переносе своей стоимости по частям, наличию морально го износа и т. п. — информация схожа с основными производ ственными фондами. Следовательно, данная позиция, на пер вый взгляд, «возвышает» информацию до роли «нормальных» средств производства, помогает разрушению мифа о незначи мости интеллектуального, духовного производства. При таком подходе, однако, может быть утрачена специфика информа ционного производства и товарно-денежных обменов. Лучшей иллюстрацией к тому, что происходит при трак товке производства информации как обычного материально го производства, может служить геологоразведка. Здесь по мас штабам затрачиваемого труда и объемам используемых меха низмов, машин вещественная часть у всех на виду — буровые, шахты, бульдозеры, проходка траншей и шурфов. Информа ционная же составляющая почти не видна — это камеральная работа в кабинетах. Поэтому до сих пор в ходу чисто затрат ные методы определения стоимости конечной продукции — знаний о наличии запасов полезных ископаемых. Грубо гово ря, чем больше объем земляных работ, тем выше и стоимость разведки. На основании этого простого примера В. Л. Тамбовцев хочет упредить от ошибок прямого включения информа ционного продукта в состав средств производства, так как в наших нынешних условиях это только усилит тенденцию не рыночного отношения к информации .
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНФОРМАЦИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ТОВАРА» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»