Первые упоминания о маркетинге в отечественной спе циальной литературе появились в начале 60-х годов. Причем это была в основном критика маркетинга как попытки буржу азной экономической мысли решить «неразрешимые» пробле мы реализации в капиталистическом обществе. Однако после Хельсинкского совещания по безопаснос ти и сотрудничеству в Европе (1975 г.), где было принято со глашение о развитии международных экономических связей, в том числе торговли на принципах маркетинга, в нашей стра не при Торгово-промышленной палате СССР с февраля 1976 г. стала функционировать секция по вопросам маркетинга. Не которые ученые и специалисты, занимавшиеся проблемами внешнеэкономических отношений, уже к тому времени выс казывали идеи, что и в условиях плановой экономики целесо образно использовать отдельные элементы маркетинга. Это были родоначальники российского маркетинга: Г. Абрамишвили, И. Герчикова, А. Горячев, В. Демидов, П. Завьялов, К. Костюхин, И. Кретов, Б. Соловьев, Ю. Трусов и др.
Качественно новый этап в понимании маркетинговой де ятельности связан с переходом нашей страны на рыночные от ношения с середины 80-х —начала 90-х годов. В этот период в маркетинговую элиту вливается новая группа маркетологов: А. Браверман, Е. Голубков, Н. Капустина, Р. Ноздрева, В. Секерин, А. Хрупкий, Л. Цигичко и др. Сегодня маркетинг заинте ресовал не только теоретиков, но и практиков экономики. Со зданы различные коммерческие школы, курсы, где изучается маркетинг. Ведущие предприятия приглашают квалифициро ванных преподавателей для чтения подобных циклов для сво их сотрудников. В ряде вузов начата подготовка специалистов по маркетингу для отраслей народного хозяйства. Как обще экономическая дисциплина «Маркетинг» изучается сейчас в любой экономической специальности. Значительный вклад в развитие теории и методологии маркетинга в этот период вне сли такие маркетологи, как Г. Азоев, Г. Багиев, Д. Баркан, А. Гольцов, О. Дмитриев, А. Егоров, Б. Замятин, В. Маркова, Я. Миркин, Ф. Новиков, Е. Попов, А. Романов, И. Семенов, Е. Стоянова, И. Спицын, Я. Спицын, В. Усоскин, Э. Уткин, А. Цацулин, Ю. Цыпкин и др. Ассоциация маркетинга в СССР была организована в 1990 г. (президент — Г. Г. Абрамишвили), в 1994 г. она была преобразована в Российскую ассоциацию маркетинга (президент — А. А. Браверман). Основными целями Ассоциации являются: • содействие развитию финансового, товарного и трудового рынков в Российской Федерации; • содействие представительным и исполнительным органам государственной власти в выработке экономической и со циальной политики, направленной на интеграцию и ста билизацию российского рынка, и содействие в реализа ции этой политики; • эффективное использование маркетинга как инструмента проведения политики рыночных реформ на общегосудар ственном уровне; • координация маркетинговых исследований на российских товарном, трудовом и финансовом рынках и разработка рекомендаций по работе на российском и зарубежном рынках для организаций и предприятий независимо от их формы собственности;
• проведение политических маркетинговых исследований; • содействие процессу интеграции между членами Ассоци ации и их взаимодействию с российскими и зарубежными экономическими и финансовыми партнерами; • содействие созданию новых рабочих мест, развитию систе мы подготовки и переподготовки кадров; • содействие развитию системы профессионального обра зования в области маркетинга, пропаганде принципов и ме тодов маркетинга, распространению российского и зару бежного опыта маркетинговой деятельности. Поскольку рыночная деятельность в России только начи нает развиваться, темпы вхождения предприятий в рыночные условия являются неодинаковыми, внедрение маркетинга в нашу практику носит поэтапный характер. Использовать мар кетинг того высокого уровня, который достигнут сейчас в стра нах с развитой рыночной экономикой, мы сразу не смогли по указанным выше причинам. Существенными следует считать и следующие причины: отсутствие российских методик и по собий по практике маркетинга; формальная замена названий подразделений на маркетинговые без практического измене ния содержания их работы; отсутствие маркетингового мыш ления у руководства предприятия, руководителей среднего звена и сотрудников. Поэтому на начальном этапе становления маркетинга в России его воспринимали преимущественно как торговую де ятельность, то есть как своего рода систему рыночного распре деления. При этом в данной деятельности начали участвовать преимущественно сбытовые подразделения промышленных предприятий, оптовые и розничные торговцы, различные по среднические организации, создаваемые дилерские и дистри бьюторские сети. На следующем этапе понимание маркетинга углубилось: была воспринята уже не только чисто сбытовая, но и органи зационно-коммерческая функция предприятия. Виды деятель ности специалистов по маркетингу стали расширяться за счет более тщательного исследования рынка, поведения потреби телей и конкурентов, усиления и целенаправленности реклам ной деятельности, гибкой ценовой политики и др.
Наконец, по мере развития рыночных отношений и нор мализации самого рынка маркетинг действительно превратит ся в рыночную концепцию управления предприятием, в сис тему, при которой в основе принятия практически всех реше ний будет лежать информация, поступающая с рынка . По мере развития и становления концепции маркетинга выделились следующие виды и области его применения: 5
• потребительский маркетинг, или маркетинг товаров мас сового спроса; • промышленный маркетинг — маркетинг товаров промы шленного назначения; • маркетинг услуг; • региональный маркетинг; • маркетинг информации; • телемаркетинг; • международный маркетинг; • маркетинг в Интернет; • некоммерческий маркетинг (метамаркетинг) — в управ лении политическими партиями, профессиональными ассоциациями, благотворительными обществами, госу дарственными органами и т.п., где предметом реализа ции (продажи, обмена) являются идеи, взгляды и т.п.; • микромаркетинг — маркетинговая деятельность фирм и других коммерческих организаций; • макромаркетинг — маркетинговая деятельность государ ства в сфере рынка; • социальный маркетинг — совокупность методов осуще ствления социальных программ государством и обще ственными организациями, а также социальные аспек ты рыночной деятельности корпораций; • бенчмаркинг — метод анализа превосходства и оценки преимуществ партнеров и конкурентов в целях изучения и использования лучшего. программы,
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА В РОССИИ» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»