Особенности процесса управления созданием и удержанием конкурентных преимуществ
Процесс управления конкурентными преимуществами должен учитывать высокую неопределенность, вероятность, недетерминированность и высокий уровень риска, связанного с объектом менеджмента. Особенности процесса управления созданием и удержанием конкурентных преимуществ представлены в таблице 5.
Табл. 5. Наименование Характеристики Объект управленияТип управленияТип инновацийТип НИОКРТип маркетингаТип поведенияТип стратегииСвязи с внешней средойМетоды анализа Высокая неопределенность, недетерминированность, изменчивостьПо слабым сигналамРадикальные технологические, технические, продуктовыеШирокий спектр ИР – от разработки идеи до внедрения в производство Упреждающий, креативныйЛидер-новаторНаступательная, стратегия дифференциацииАдаптивные, гибкиеЖизненного цикла, матричный, ситуационный
Конкурентные преимущества достигаются за счет творческой наступательной стратегии, которой сложно противостоять конкурентам. Оборонительные стратегии помогают защитить, сохранить и продлить жизненный цикл конкурентного преимущества. Длительность этапа создания преимущества зависит от характеристики конкуренции в отрасли, степени новизны товара, степени новизны технологий и угрозы появления новых конкурентов. Наступательная стратегия, основанная на дифференциации, дает возможность фирме создать конкурентное преимущество за короткий период, если: - фирма проводит разработку широкого спектра технологий, способных стать доминирующими; - осуществляет широкий спектр поисковых НИОКР, при котором новые технологические принципы соответствуют новым потребностям; - организационные структуры и производственные системы нацелены на адаптацию к рыночным запросам; - фирма производит разнообразный набор товаров, их усовершенствований, модификантов, и т.д. Такая деятельность может быть успешной, если стратегию дифференциации применяет небольшое количество конкурентов. Поддержание высокого уровня конкурентных преимуществ необходимо обеспечивать на всех этапах жизненного цикла. На этапе зарождения конкурентного преимущества фирма определяет его концепцию, способы ее материализации и осуществляет инвестиции в наиболее значимые элементы стратегического и инновационного потенциала развития фирмы. Этот период должен проходить в максимально сжатые сроки. На этапе ускоренного наращивания конкурентного преимущества деятельность фирмы основана на радикальных преобразованиях. Создании системы взаимосвязи с партнерами, поставщиками, смежниками, потребителями, родственными производствами и т.д. Замедление роста связано, как правило, с проявлением сильных конкурентов и с наметившейся тенденцией разрыва между реальным состоянием и изменившейся ситуацией. На этом этапе решающим условием сохранения конкурентных преимуществ является обновление технологий, повышение технико-организационного и технологического уровня производства, совершенствование профессионализма персонала и развертывание мероприятий по организации инвестиций в новые проекты. Период зрелости связан с поддержанием уровня накопленных конкурентных преимуществ и максимальным использованием результатов. Длительность периода «пожинания плодов» может колебаться в значительных пределах и зависит от: - уровня наукоемкости производства; - радикальности применяемых технологий; - степени новизны и потребительских качеств товаров; - соответствии действий фирмы ожиданиям потребителя; - соответствующих законодательных, финансово-кредитных, та-моженных и иных мероприятий; - возможностей конкурентов; - степени ожесточенности конкурентной борьбы; - возможностей фирмы перейти на новые сегменты, рынки или в новые отрасли; - степени диверсификации деятельности фирмы. С целью сохранения конкурентного преимущества и укрепления своей рыночной позиции на продолжительный период фирма должна предпринять «второе стратегическое наступление». Оно может иметь следующие направления: противостояние сопернику, упреждение действий соперника. Подавление конкурента на основе использования его слабых сторон, одновременное наступление по многим направлениям, поиск новых областей деятельности, маневрирование, смену тактики борьбы, фланговая атака и т.д. Спад жизненного цикла связан с утратой конкурентного преимущества, причиной которого может быть старение многих элементов, рассмотренных выше. Для продления времени процветания и предотвращения утраты конкурентного преимущества фирма должна проводить постоянное системное обновление деятельности и многократное стратегическое наступление.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности процесса управления созданием и удержанием конкурентных преимуществ» з дисципліни «Інноваційний менеджмент»