Контроллинг – целостная концепция экономического управления предприятием, ориентирующая руководителей на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли. Контроллинг основан на принципах «директ-костинга», хотя как система управления затратами может включать в себя «стандарт-кост» и другие аналогичные ему методы. Он не ограничивается контролем издержек (это функция «стандарт-коста») и не только контролирует рентабельность выпуска и реализации продукции (чем в основном занимается «директ-костинг»), но и обеспечивает достижение поставленной предприятием цели, которая, как правило, есть получение максимальной прибыли. Контроллинг часто выполняет функции внутреннего контроля на предприятии, контроля эффективности работы его подразделений и организации в целом. В отличие от ревизии, он ориентируется на текущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой, необходимостью выхода на места совершения хозяйственных актов и операций. Система контроллинга особенно эффективна в тех случаях, когда функции управления предприятием делегированы его отделам и службам. Тогда он поможет им в достижении максимально возможного общего результата деятельности. В совокупности функций контроллинга можно выделить сервисную функцию (предоставление необходимой информации для управления) и комментирующую функцию (для принятия решений и их координации). Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается с помощью системы планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели (конечного результата деятельности предприятия). Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, а также отклонения, выявленные средствами учета в разрезе его подразделений. Таким образом, процесс контроллинга – это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов контроллинга (органов контроллинга, руководителей, контроллеров), направленная на гарантированное достижение наиболее эффективным способом поставленных целей путем устранения «узких мест», выявленных при контроллинговых исследованиях. Существует два уровня контроллинга: стратегический и оперативный. Стратегический контроллинг направлен на создание потенциала успеха, то есть обеспечение долгосрочного существования предприятия. Основная его задача – отслеживание степени адаптации предприятия к окружающей среде, то есть выявление целесообразности продолжения осуществления намеченных стратегических мероприятий в течение срока реализации стратегического плана. Оперативный контроллинг направлен на достижение запланированного уровня дохода (прибыли). Его главной задачей является оценка экономической эффективности производственных процессов, выявление «узких мест», вызывающих отклонение ожидаемой (фактической) прибыли от запланированной. Контроллингу присущ специфический инструментарий, то есть взаимосвязанная совокупность методов получения, обработки, агрегирования, анализа, представления и использования разнообразной экономической информации. Главными задачами контроллинга являются: 1) участие в разработке целей предприятия; 2) предложение альтернативных решений на основе имеющейся информации; 3) анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций); 4) руководство при разработке оперативных плановых смет; 5) сравнение плановых показателей с фактическими и разработка предложений по преодолению отклонений, выявленных в результате анализа; 6) определение «узких мест»; 7) создание систем информации для планирования и управления; 8) консультация руководителей предприятия по производственно-экономическим вопросам. Таким образом, в функциях контроллера мы видим совмещение многих функций экономических и производственных служб, их увязка и координация под углом зрения получения запланированного дохода. Котроллер – это внутренний консультант для руководства. Он может быть эффективным, только находясь на высшем уровне управления, так как ошибки высшего звена управления не могут быть компенсированы в большинстве случаев последующими звеньями.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Система «контроллинг»» з дисципліни «Управління витратами»