Успех предприятия на рынке при превышении предложения над спросом зависит от конкурентоспособности его продукции. Уровень конкурентоспособности продукции определяется техническими, экономическими и нормативными параметрами. Экономические параметры продукции определяют ее экономическую конкурентоспособность, зависят от совокупных затрат на нее на всех этапах жизненного цикла и рассчитываются на основе цен потребления. Цена потребления определяется как сумма начальных (единовременных) расходов потребителя (покупная цена изделия плюс затраты на его подготовку к эксплуатации), эксплуатационных расходов (топливо, энергия, вода, сырье, рабочая сила и др.), текущих затрат (текущий ремонт, обслуживание и др.) и затрат на утилизацию изделия. Каждый производитель продукции для обеспечения ее конкурентоспособности должен рассчитать цену потребления, сравнить ее с ценой потребления других производителей-конкурентов и добиться ее максимального снижения при сохранении технических и нормативных параметров. Конкурентоспособность продукции количественно выражается интегральным коэффициентом (показателем) конкурентоспособности (kК.И), который рассчитывается по формуле:
где kН – групповой показатель качества по нормативным параметрам продукции; kT – групповой показатель качества по техническим параметрам продукции; kЦ.П – групповой показатель цены потребления продукции без учета фактора времени или kЦ.П(t) за весь срок службы изделия с учетом фактора времени.
Принципиальная зависимость конкурентоспособности продукции и затрат может быть представлена следующим рисунком:
Затраты
Цена Качество продукции Потребления (технико-экономические показатели)
Конкурентоспособность kКР Рис. 5.1 Определение рациональной величины показателя конкурентоспособности продукции
Для каждого вида продукции можно найти рациональную величину показателя конкурентоспособности (kКР),при котором цена потребления продукции наиболее точно будет отражать ее качество (технико-экономические параметры). Важнейшая задача предприятия в условиях рыночной экономики – снижение цены потребления при сохранении (или повышении) качества продукции. Она решается только управлением затратами при разработке, производстве, реализации, эксплуатации и утилизации продукции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Затраты и конкурентоспособность продукции» з дисципліни «Управління витратами»