Влияние автоматизации бизнес-процессов на производство продукции и оказание услуг было рассмотрено ранее в п. 6.2 (б) при характеристике технологических факторов, воздействующих на операционную стратегию организации через ее внутреннюю среду. Организация должна определиться в необходимой степени автоматизации всех процессов, которая определяет эффективность деятельности организации в целом. Автоматизация влияет и на сферу управления человеческими ресурсами, определяя размер и способы оплаты труда, условия трудового контракта, политику обучения персонала, возможность использования неполного ра- бочего дня, сверхурочной работы и т.п. (см. также обзор факторов, связанных с человеческими ресурсами в п. 6.2 (б)). Автоматизация бизнес-процессов или использование ручного труда имеет свои плюсы и минусы. В производственных бизнес-процессах основным последстви- ем использования автоматизации является изменение структуры затрат предприятия. С введением автоматического оборудования доля постоянных затрат увеличивается, а доля переменных затрат снижается. В связи с этим увеличение объемов производства при- водит к возможности снижения совокупных затрат. Поэтому в массовом типе операционных систем автоматизация позволяет достичь высокой эффективности деятельности. В то же время автоматизация выдвигает дополнительные требования к обслужи- ванию и ремонту высокоспециализированного оборудования и автоматических систем, повышая затраты по обеспечению их ра- боты. В условиях нестабильного спроса, который, в частности, типи- чен для стадий внедрения и раннего роста жизненного цикла из- делия (см. п. 6.3 (в)), автоматизация приводит к финансовым по- 164 терям, так как производственные мощности могут быть загружены только частично. Таким образом, внедрение автоматизированных систем, авто- матических линий и гибких операционных систем не всегда явля- ется оптимальным выбором. Автоматизированные системы и автоматические линии могут оказаться более дорогими в использовании и менее эффективны- ми, чем бизнес-процессы, использующие ручной труд. Гибкие операционные системы актуальны только в условиях неопределенного или переменного спроса как дополнительное средство разрешения проблемы соответствия уровня спроса и объ- ема производственных мощностей (о традиционных методах ре- шения этого вопроса см. пп. 2.3.7 и 5.1.2 (г)). Гибкие автоматизированные линии не актуальны при работе с товарами, находящимися на стадии зрелости. Эта стадия не требу- ет изменений ни по объемам производства продукции или оказа- ния услуг, ни по технологии деятельности (см. п. 6.3 (в)). В сфере услуг автоматизация представляет собой расширение до максимума идеи самообслуживания клиента. Клиент вовлека- ется в процесс оказания услуги без контакта с обслуживающим персоналом. В результате этого растет производственная эффек- тивность, но снижается возможность реагирования на проявление потребностей клиента. Связь этих двух характеристик процесса оказания услуги подробно рассмотрена в п. 5.1.4. Автоматизация услуг имеет следующие преимущества: •• появляется возможность избежать привлечения персонала в неудобные для работы часы суток; •• расширяется период времени обслуживания клиентов; •• гарантируется стабильное качество оказания услуги в связи с исключением человеческого фактора; •• снижаются затраты на содержание сети обслуживания клиентов в связи с сокращением необходимых для размещения центра обслуживания площадей. Все указанные преимущества приводят к возможности повы- шения эффективности производственной части процесса оказания услуги. Часть процессов, связанная с удовлетворением потребности клиента, при автоматизации исключается, что определяет целесо- образность автоматизации только типовых услуг, не требующих персонификации потребителя (например, выдача наличных, обмен валюты, продажа транспортных карт и билетов, оплата услуг мо- бильной связи).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Автоматизация» з дисципліни «Операційний менеджмент»