При разработке операционной стратегии особое внимание сле- дует уделить развитию жизненного цикла товаров, с которыми работает организация (рис. 57). Особенности работы с товарами (продукцией, услугами) на том или ином этапе жизненного цикла отражаются в типе операционной системы (единичном, серийном или массовом — см. п. 3.1.3), в форме специализации (см. п. 3.2.1), форме организации бизнес-процесса (см. п. 3.4), его планировании во времени и в пространстве (см. пп. 3.2 и 3.3), в выборе ассорти- ментного разнообразия товаров и в позиционировании компании на рынке в качестве предприятия-новатора или предприятия-ими- татора. С операционной точки зрения между стадиями внедрения, рос- та, зрелости и упадка имеются существенные различия2. На ранних 1 Гэлловэй Л. Указ. соч. — С. 78. 2 Там же. — С. 33–34. Рис. 57. Жизненный цикл товара 162 стадиях товар производится в относительно небольших объемах, предпочтителен единичный или мелкосерийный тип производства, так как дизайн и производственно-технологические характеристи- ки товара могут быть изменены. Бизнес-процесс, как правило, является трудоемким и неавтоматизированным. На этом этапе от операционной системы требуется высокая гибкость. Затраты на операционную деятельность относительно высоки, производствен- ная себестоимость не может быть снижена. Конкуренция ведется по качеству товара, а не по его цене. На стадии роста определяют стабильные характеристики товара и тенденции объемов продаж. Операционная система должна на- ращивать свою производительность. Тип операционной системы может быть изменен на средне- и крупносерийный, массовый. В результате эффекта масштаба удельные затраты на производство единицы товара падают. Возможно отрабатывание цели миними- зации затрат. Конкурентные преимущества проявляются прежде всего в цене продукции. На стадии зрелости характеристики товара и объемы его произ- водства относительно стабильны. Рынок характеризуется развитой конкуренцией, наличием товаров-заменителей и предприятий- имитаторов. Конкурентная борьба смещается в область оказания дополнительных услуг, связанных с товаром, так как возможности позиционирования товара по цене и качеству исчерпываются. Опе- рационная система должна демонстрировать гибкость на межор- ганизационном уровне деятельности. Акцент делается на ее обес- печивающей подсистеме. Целесообразность введения многока- нального обслуживания движения товара к потребителю требует развития логистической поддержки бизнеса. Растут удельные за- траты на единицу товара непроизводственного характера. Требу- ются дополнительные инвестиции в развитие инфраструктуры бизнеса. На этапе спада товары выходят с рынка. На операционную сис- тему возлагается задача минимизации рисков, связанных с неже- лательными финансовыми потерями при завершении производства товаров и оказания услуг. Если жизненный цикл процесса производства продукции или оказания услуги будет развиваться не в соответствии с жизненным циклом самого товара, конкурентоспособность организации может быть серьезно снижена. Как правило, организации стремятся стабилизировать работу своей операционной системы. Это приводит к необходимости фо- кусирования бизнеса на товарах, находящихся на одной стадии или 163 двух смежных стадиях жизненного цикла. Организации-новаторы ориентируются на работу с товарами на стадиях внедрения и ран- него роста. При переходе товара на следующий этап он выводится из оборота и заменяется следующим. Организации-имитаторы производят товар и оказывают услуги, находящиеся на стадии зре- лости, хорошо известные на рынке, с развитой технологией и из- вестным алгоритмом бизнес-процесса. Некоторые организации- имитаторы связывают свой бизнес с товарами, находящимися на стадии спада, где возможно использование ценовой конкурентной позиции на рынке.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проектирование продукции и услуг» з дисципліни «Операційний менеджмент»