Общая характеристика содержания операционной стратегии компании
Выделение операционной системы (см. п. 1.2.1) требует разра- ботки операционной стратегии, которая относится к одному из функциональных направлений корпоративной стратегии. Прин- ципиально важным является то, что в современном бизнесе все функциональные стратегии (финансовая, маркетинговая, опера- ционная, логистическая, информационная, по управлению чело- веческими ресурсами) имеют одинаковый паритет и тесно взаимо- связаны друг с другом (рис. 49)1. 1 Стивенсон В.Дж. Указ. соч. — С. 69. Рис. 49. Место операционной стратегии в корпоративной стратегии организации 146 Общая стратегия организации должна учитывать сильные и слабые стороны операционной системы через различные функцио- нальные стратегии, усиливая первые и, по возможности, устраняя последние. В свою очередь, операционная стратегия должна быть согласована с общей стратегией и иными функциональными стра- тегиями. Для этого необходимо, чтобы руководители компании работали в контакте со всеми функциональными отделами и фор- мировали стратегии, не конфликтующие, а дополняющие и под- держивающие друг друга. При функциональном уровне интеграции деятельности (см. п. 1.1.2) согласование функциональных стратегий друг с другом и с общей стратегией организации затруднено. Функциональная интеграция мешает видению единой цели организации и ее выпол- нению. Процессный подход к управлению (см. п. 1.2.3) и связан- ные с ним операционная и межорганизационная интеграции дея- тельности позволяют обеспечить эффективное достижение цели и миссии организации в целом. Как отмечает В.Дж. Стивенсон, в 1970-х — начале 1980-х гг. американские менеджеры зачастую пренебрегали операционной (производственной) стратегией в пользу маркетинговой и финан- совой стратегий. Решения часто принимались людьми, не знако- мыми с делом, и часто в ущерб этому делу. Тем временем иностран- ные конкуренты начали заполнять образовавшийся вакуум, сфо- кусировав свои усилия на операционной стратегии1. По оценкам ведущих специалистов, успех компании на рынке на 20% зависит от правильно выбранной стратегии, 80% успеха определяет исполнение выбранной стратегии. В вопросе реализа- ции общей стратегии компании операционная стратегия играет главную роль, так как связана и с товарами, и с услугами, и с про- цессами, а также с организацией их выполнения во всех подсис- темах операционной системы бизнеса, включающих все подраз- деления компании. Таким образом, операционная стратегия может иметь большое воздействие на конкурентоспособность бизнеса. Без эффективной и рационально организованной операционной системы, развивающейся в соответствии с выбранной операцион- ной стратегией, ни одна организация не может удержать за собой лидерство на рынке, поскольку она проиграет в скорости достав- ки, цене или качестве, а скорее всего — по всем трем показате- лям2. 1 Стивенсон В.Дж. Указ. соч. — С. 71. 2 Гэлловэй Л. Указ. соч. — С. 29–50. 147 В идеальных условиях после разработки общей стратегии ком- пании должно начаться проектирование соответствующих про- изводственных мощностей, бизнес-процессов и операционной системы бизнеса, отвечающих требованиям выбранной страте- гии. Если организация уже существует и ее мощности более или менее соответствуют требованиям, создание новых производствен- ных мощностей маловероятно. Как отмечает Чейз Р. и др.1, менед- жеры нередко комфортнее чувствуют себя, если налаженная в ком- пании операционная система изменяется нерадикально. Как пра- вило, в таких случаях внедряют новые технологии в уже существующий процесс. Несмотря на то что использование новых технологий, как правило, приветствуется сотрудниками компании, оно не обязательно приводит к созданию компетенции, которая могла бы способствовать завоеванию потенциальных потребите- лей. Необходимо не только наращивать количество новых техно- логий, но и реструктурировать операционную систему производ- ства новой продукции таким образом, чтобы она отличалась и была бы более эффективной по сравнению с теми системами, которые используются конкурентами. С этой точки зрения на операции и процессы следует смотреть как на характеристику качества работы всей организации. Без чет- ко выраженной операционной стратегии и эффективного опера- ционного менеджмента организация может выжить лишь по чис- той случайности2.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общая характеристика содержания операционной стратегии компании» з дисципліни «Операційний менеджмент»