Операционные (производственные) системы можно классифи- цировать разными способами. Наиболее традиционный способ классификации основан на выделении типов по признакам степе- ни стандартизации выпускаемой продукции (оказываемых услуг) и объема выпуска, его регулярности и стабильности. Именно эти признаки наиболее существенным образом влияют на особенности оперативного управления и способ организации производства: выбор типа планировки, формы специализации, вида движения предметов труда по операциям. Выделим пять основных типов операционных систем. 1. Системы, ориентированные на проекты. Каждая единица конечной продукции уникальна по конструкции, выполняемым задачам, местоположению или по каким-либо другим важным признакам. Процесс производства имеет единичный, неповторя- ющийся характер. На выпуск каждой единицы продукции затра- чивается относительно продолжительное время: несколько недель, месяцев, лет. Все ресурсы производственной системы в данный момент времени направляются на реализацию одного или лишь нескольких проектов. Примеры: проектирование и запуск косми- ческого корабля, строительство дома, сооружение моста, обслужи- вание больных врачом-терапевтом и т.п. 2. Единичное производство. Выпускаются малые партии (или единичные экземпляры) продукции широкого ассортимента. От- дельные подразделения предприятия (цехи или участки) специа- лизированы на выполнении различных операций. Объекты обра- ботки, представленные, например, обрабатываемыми изделиями или обслуживаемыми клиентами, проходят через систему едини- цами или небольшими группами. Поскольку требования к обра- ботке каждого объекта могут быть разными, то они следуют по разным маршрутам и необязательно проходят через все производ- ственные подразделения. Например: изготовление мебели на заказ, ремонт автомобилей, изготовление специального инструмента (оснастки) и т.п. 3. Серийное производство. Продукция изготавливается партия- ми (повторяющимися периодически или по заказу клиента). Тре- бования к обработке партий (серий) могут быть разными, а соот- ветственно, и разными маршруты их движения. Большая часть 79 продукции может выпускаться с применением одной и той же технологической схемы. Выпуск партии может быть стандартизи- рованным (высокая степень однородности продукции — краска, мороженое, консервированные овощи) или специализированным (для определенного случая или лица — печатные издания, напри- мер журналы, газеты, учебники, справочники)1. 4. Массовое производство. Система производит большие объемы относительно стандартизованной продукции. Могут быть незна- чительные различия в характеристиках или комплектации изделий. Время прохождения единицы продукции через систему относи- тельно мало: обычно оно измеряется в минутах или часах. Произ- водственные ресурсы могут быть упорядочены в некоторой после- довательности. Например: сборка автомобилей, персональных компьютеров, бытовых приборов; обслуживание клиентов в аэро- портах, метро. 5. Система с непрерывным процессом производит значительные объемы однородного (неделимого) продукта. Производственный поток непрерывен. Объем выпускаемой продукции измеряется в единицах объема, длины, площади, веса или времени. Такие про- цессы обычно характеризуются высоким уровнем автоматизации и, по сути, представляют собой одну интегрированную «машину», которая во избежание дорогостоящих остановок и запусков долж- на работать 24 часа в сутки. Например: нефтепереработка, произ- водство химикатов, пива и т.п.2 В современных условиях разнообразного и изменчивого спроса на продукцию предприятиям практически всех отраслей производ- ства и сервиса нужно обеспечить выпуск разнообразной продукции небольшими партиями по конкурентоспособным ценам. Другими словами, чтобы выжить, предприятия должны объединять преиму- щества единичного (высокая гибкость процесса и, соответственно, возможность производства разнообразной продукции) и массово- го (низкая себестоимость единицы продукции) типов производ- ства. Пример такого объединения демонстрирует система Lean Production3.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Типы операционных систем» з дисципліни «Операційний менеджмент»