От того, насколько хорошо организованы все процессы, направ- ленные на достижение цели организации, зависит успешность ее функционирования на рынке компаний — производителей товаров или услуг. Глубокое понимание общих черт и различий разнообраз- ных процессов, протекающих во времени и пространстве, необхо- димо для принятия эффективных решений, связанных с реоргани- зацией (или проектированием) процессов в целях повышения их гибкости, скорости протекания, качества исполнения отдельных этапов и снижения затрат на их осуществление. Первый шаг в этом направлении позволяет сделать знание классификации процессов (табл. 5 и табл. 4). Прежде всего все процессы по степени охвата работ разделяют на полные и частичные1. Полный процесс охватывает полный комплекс работ, необходимых для достижения конечного резуль- тата данного процесса. Частичный процесс — часть полного про- цесса, целенаправленно выделяемая в целях наиболее эффектив- ной организации его выполнения. С точки зрения организационных отношений все процессы разделяют на простые и сложные. Простой процесс состоит из по- следовательных операций над предметом труда (изделием/клиен- том). Сложный процесс — совокупность взаимосвязанных, скоор- динированных во времени простых процессов. По формам взаимосвязи со смежными процессами различают ана- литические, синтетические и прямые процессы2. В аналитических процессах в результате первичной обработки (расчленения) комп- лексного сырья (например, нефть, руда, молоко и т.п.) получают различные продукты, которые поступают в различные процессы последующей обработки. В синтетических процессах соединяют результаты разных (частичных) процессов в единый процесс. 1 Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А. Козловского. — М.: ИНФРА-М, 2005. — С. 141. 2 Производственный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Иль- енковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — С. 53. 73 В ходе прямого процесса не происходит разбиения процесса на подпроцессы или соединения частичных процессов в единый про- цесс. По назначению и роли в общей совокупности процессов в орга- низации выделяют основные, вспомогательные, обслуживающие Таблица 5 Классификация процессов Признак классификации Вид процесса Степень охвата работ Полный Частичный Организационные отношения Простой Сложный Форма взаимосвязи со смеж- ными процессами Аналитический Синтетический Прямой Назначение и роль В промышленных организациях: • Основной: вспомогательный; обслуживающий • Управленческий В сервисных организациях: • Основной (перерабатывающий) • Обеспечивающий • Управленческий Характер воздействия на предмет труда Технологический Естественный Характер используемого оборудования Замкнутый (аппаратурный) Открытый (локальный) Непрерывность (во времени) Непрерывный Дискретный (прерывный) Непрерывность (по продукту) Непрерывный (изготовление недели- мого продукта) Дискретный (изготовление продукта, делимого на части) Степень механизации/автома- тизации Ручной Механизированный Автоматизированный Автоматический Стадийность Подготовительная стадия Стадия дезагрегированного выполне- ния работ Стадия соединения (сопряжения, сборки) 74 и управленческие процессы (см. также табл. 4). Основные процессы связаны с выполнением основной операционной функции орга- низации, например изготовлением основной для предприятия про- дукции (изменением формы и размеров предмета труда, его внут- ренних свойств, состояния поверхности, взаимного расположения элементов конструкции и т.п. в целях преобразования его в гото- вый продукт). Назначение вспомогательных процессов — изготов- ление продукции, которая используется для обеспечения беспере- бойного протекания основного процесса. Продукция вспомога- тельного процесса не входит в состав готового продукта. Примерами таких процессов на промышленном предприятии яв- ляются процессы изготовления инструментов, оригинальной оснастки, запасных частей для оборудования, производство элект- роэнергии для собственных нужд, выработка пара и сжатого воз- духа и т.п. В ходе обслуживающих процессов выполняют услуги, необходимые для нормального функционирования и основных, и вспомогательных процессов. К таким процессам, например, на промышленном предприятии относят процессы транспортировки, складирования, подбора и комплектования деталей и т.п. Для сервисных предприятий используется упрощенная класси- фикация процессов с точки зрения их назначения. Все процессы делят на основные (перерабатывающие) и обеспечивающие (про- цессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных про- цессов). Так, например, на предприятии, оказывающем транспорт- ные услуги, к основным процессам относят процессы, связанные с выполнением операций по перевозке грузов или пассажиров, а к обеспечивающим — ремонт транспортных средств, их техническое обслуживание и т.п. Деление на основные, обеспечивающие (вспо- могательные или обслуживающие) процессы относительно и име- ет смысл только для определенного исследуемого процесса, исход- ная точка и конечный результат которого четко определены. Управленческие процессы связаны с разработкой и принятием решений в рамках выполняемых функций управления. По характеру воздействия на предмет труда различают техно- логические и естественные процессы. В ходе технологического про- цесса происходит изменение предмета труда под воздействием живого труда, оборудования. Естественный процесс не требует использования труда человека или работы оборудования (напри- мер, естественная сушка окрашенных предметов). По характеру используемого оборудования выделяют замкнутые и открытые процессы. Замкнутые, или аппаратурные, процессы осуществляются в специальных агрегатах (аппаратах, ваннах, пе- 75 чах), а функция работника заключается в управлении и обслужи- вании их. Для специалистов, анализирующих операционную сис- тему с точки зрения ее организации, такой процесс является «чер- ным ящиком». Открытые (локальные) процессы осуществляются работником с помощью набора инструментов и/или механизмов. Процессы можно классифицировать по признаку непрерывнос- ти или прерывности их протекания во времени, а также непрерывнос- ти (неделимости) или прерывности (делимости) по продукту. На- пример, основные процессы, протекающие в химической промыш- ленности, являются неделимыми (непрерывными) по продукту, а также непрерывными во времени на определенном временном интервале, т.е. их нельзя прервать без потери качества продук- ции. Разделение функций между человеком и машиной (механиз- мом) позволяет классифицировать процессы по степени механиза- ции/автоматизации. По данному признаку выделяют ручные, ме- ханизированные, автоматизированные и автоматические процес- сы. Ручные процессы выполняют без применения машин, механизмов и механизированного инструмента. Соответственно, механизированные процессы подразумевают использование различ- ных машин, механизмов, механизированного инструмента на всех или части операций процесса. В автоматизированных процессах часть операций осуществляется без участия человека, т.е. автома- тически, с использованием соответствующего оборудования (стан- ков-автоматов, роботизированных центров и т.п.). При этом за человеком на этих операциях закрепляют функции управления работой оборудования и его обслуживания. В автоматическом процессе все операции осуществляются автоматически. Такой про- цесс, как и аппаратурный (см. ранее), при исследовании проблем организации воспринимается как «черный ящик», имеющий «вход» и «выход». Большинство производственных и сервисных процессов обыч- но включают три стадии: подготовительную стадию, стадию дезаг- регированного выполнения работ и стадию соединения1. На маши- ностроительном предприятии с полным циклом производства выделяют заготовительную, обрабатывающую и сборочную стадии. К заготовительной стадии относят процессы получения загото- вок — резку материалов, литье, штамповку и т.д. Обрабатывающая стадия включает процессы превращения заготовок в готовые дета- ли, например механическую обработку, термообработку, покраску 1 Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А. Козловского. — М.: ИНФРА-М, 2005. — С. 140. 76 и гальваническое покрытие и т.д. Заключительная стадия — сборка узлов и готовых изделий, регулировка и отладка машин и прибо- ров, их испытание и т.д.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация процессов» з дисципліни «Операційний менеджмент»