ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Операційний менеджмент

Классификация процессов
От того, насколько хорошо организованы все процессы, направ-
ленные на достижение цели организации, зависит успешность ее
функционирования на рынке компаний — производителей товаров
или услуг. Глубокое понимание общих черт и различий разнообраз-
ных процессов, протекающих во времени и пространстве, необхо-
димо для принятия эффективных решений, связанных с реоргани-
зацией (или проектированием) процессов в целях повышения их
гибкости, скорости протекания, качества исполнения отдельных
этапов и снижения затрат на их осуществление. Первый шаг в этом
направлении позволяет сделать знание классификации процессов
(табл. 5 и табл. 4).
Прежде всего все процессы по степени охвата работ разделяют
на полные и частичные1. Полный процесс охватывает полный
комплекс работ, необходимых для достижения конечного резуль-
тата данного процесса. Частичный процесс — часть полного про-
цесса, целенаправленно выделяемая в целях наиболее эффектив-
ной организации его выполнения.
С точки зрения организационных отношений все процессы
разделяют на простые и сложные. Простой процесс состоит из по-
следовательных операций над предметом труда (изделием/клиен-
том). Сложный процесс — совокупность взаимосвязанных, скоор-
динированных во времени простых процессов.
По формам взаимосвязи со смежными процессами различают ана-
литические, синтетические и прямые процессы2. В аналитических
процессах в результате первичной обработки (расчленения) комп-
лексного сырья (например, нефть, руда, молоко и т.п.) получают
различные продукты, которые поступают в различные процессы
последующей обработки. В синтетических процессах соединяют
результаты разных (частичных) процессов в единый процесс.
1 Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А. Козловского. —
М.: ИНФРА-М, 2005. — С. 141.
2 Производственный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Иль-
енковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — С. 53.
73
В ходе прямого процесса не происходит разбиения процесса на
подпроцессы или соединения частичных процессов в единый про-
цесс.
По назначению и роли в общей совокупности процессов в орга-
низации выделяют основные, вспомогательные, обслуживающие
Таблица 5
Классификация процессов
Признак классификации Вид процесса
Степень охвата работ Полный
Частичный
Организационные отношения Простой
Сложный
Форма взаимосвязи со смеж-
ными процессами
Аналитический
Синтетический
Прямой
Назначение и роль В промышленных организациях:
• Основной:
вспомогательный;
обслуживающий
• Управленческий
В сервисных организациях:
• Основной (перерабатывающий)
• Обеспечивающий
• Управленческий
Характер воздействия на
предмет труда
Технологический
Естественный
Характер используемого
оборудования
Замкнутый (аппаратурный)
Открытый (локальный)
Непрерывность (во времени) Непрерывный
Дискретный (прерывный)
Непрерывность (по продукту) Непрерывный (изготовление недели-
мого продукта)
Дискретный (изготовление продукта,
делимого на части)
Степень механизации/автома-
тизации
Ручной
Механизированный
Автоматизированный
Автоматический
Стадийность Подготовительная стадия
Стадия дезагрегированного выполне-
ния работ
Стадия соединения (сопряжения,
сборки)
74
и управленческие процессы (см. также табл. 4). Основные процессы
связаны с выполнением основной операционной функции орга-
низации, например изготовлением основной для предприятия про-
дукции (изменением формы и размеров предмета труда, его внут-
ренних свойств, состояния поверхности, взаимного расположения
элементов конструкции и т.п. в целях преобразования его в гото-
вый продукт). Назначение вспомогательных процессов — изготов-
ление продукции, которая используется для обеспечения беспере-
бойного протекания основного процесса. Продукция вспомога-
тельного процесса не входит в состав готового продукта.
Примерами таких процессов на промышленном предприятии яв-
ляются процессы изготовления инструментов, оригинальной
оснастки, запасных частей для оборудования, производство элект-
роэнергии для собственных нужд, выработка пара и сжатого воз-
духа и т.п. В ходе обслуживающих процессов выполняют услуги,
необходимые для нормального функционирования и основных,
и вспомогательных процессов. К таким процессам, например, на
промышленном предприятии относят процессы транспортировки,
складирования, подбора и комплектования деталей и т.п.
Для сервисных предприятий используется упрощенная класси-
фикация процессов с точки зрения их назначения. Все процессы
делят на основные (перерабатывающие) и обеспечивающие (про-
цессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных про-
цессов). Так, например, на предприятии, оказывающем транспорт-
ные услуги, к основным процессам относят процессы, связанные
с выполнением операций по перевозке грузов или пассажиров, а к
обеспечивающим — ремонт транспортных средств, их техническое
обслуживание и т.п. Деление на основные, обеспечивающие (вспо-
могательные или обслуживающие) процессы относительно и име-
ет смысл только для определенного исследуемого процесса, исход-
ная точка и конечный результат которого четко определены.
Управленческие процессы связаны с разработкой и принятием
решений в рамках выполняемых функций управления.
По характеру воздействия на предмет труда различают техно-
логические и естественные процессы. В ходе технологического про-
цесса происходит изменение предмета труда под воздействием
живого труда, оборудования. Естественный процесс не требует
использования труда человека или работы оборудования (напри-
мер, естественная сушка окрашенных предметов).
По характеру используемого оборудования выделяют замкнутые
и открытые процессы. Замкнутые, или аппаратурные, процессы
осуществляются в специальных агрегатах (аппаратах, ваннах, пе-
75
чах), а функция работника заключается в управлении и обслужи-
вании их. Для специалистов, анализирующих операционную сис-
тему с точки зрения ее организации, такой процесс является «чер-
ным ящиком». Открытые (локальные) процессы осуществляются
работником с помощью набора инструментов и/или механизмов.
Процессы можно классифицировать по признаку непрерывнос-
ти или прерывности их протекания во времени, а также непрерывнос-
ти (неделимости) или прерывности (делимости) по продукту. На-
пример, основные процессы, протекающие в химической промыш-
ленности, являются неделимыми (непрерывными) по продукту,
а также непрерывными во времени на определенном временном
интервале, т.е. их нельзя прервать без потери качества продук-
ции.
Разделение функций между человеком и машиной (механиз-
мом) позволяет классифицировать процессы по степени механиза-
ции/автоматизации. По данному признаку выделяют ручные, ме-
ханизированные, автоматизированные и автоматические процес-
сы. Ручные процессы выполняют без применения машин,
механизмов и механизированного инструмента. Соответственно,
механизированные процессы подразумевают использование различ-
ных машин, механизмов, механизированного инструмента на всех
или части операций процесса. В автоматизированных процессах
часть операций осуществляется без участия человека, т.е. автома-
тически, с использованием соответствующего оборудования (стан-
ков-автоматов, роботизированных центров и т.п.). При этом за
человеком на этих операциях закрепляют функции управления
работой оборудования и его обслуживания. В автоматическом
процессе все операции осуществляются автоматически. Такой про-
цесс, как и аппаратурный (см. ранее), при исследовании проблем
организации воспринимается как «черный ящик», имеющий «вход»
и «выход».
Большинство производственных и сервисных процессов обыч-
но включают три стадии: подготовительную стадию, стадию дезаг-
регированного выполнения работ и стадию соединения1. На маши-
ностроительном предприятии с полным циклом производства
выделяют заготовительную, обрабатывающую и сборочную стадии.
К заготовительной стадии относят процессы получения загото-
вок — резку материалов, литье, штамповку и т.д. Обрабатывающая
стадия включает процессы превращения заготовок в готовые дета-
ли, например механическую обработку, термообработку, покраску
1 Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А. Козловского. —
М.: ИНФРА-М, 2005. — С. 140.
76
и гальваническое покрытие и т.д. Заключительная стадия — сборка
узлов и готовых изделий, регулировка и отладка машин и прибо-
ров, их испытание и т.д.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация процессов» з дисципліни «Операційний менеджмент»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Процес кредитування клієнтів банку
Дохідність на акцію
Послуги стільникових мереж
ІНДИКАТИВНЕ ПЛАНУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙ
Аналіз використання основного та оборотного капіталів позичальник...


Категорія: Операційний менеджмент | Додав: koljan (18.06.2011)
Переглядів: 1998 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП