Наиболее часто прогнозируют спрос на продукцию или услуги на основе статистических данных о потреблении в прошлые пе- риоды времени. В некоторых случаях спрос прогнозируют без уче- та статистики. Это может потребоваться, например, при вводе на рынок принципиально нового продукта или услуги или при выхо- де с известным продуктом на принципиально новый рынок. Также в период экономической и политической перестройки довольно часто не удается воспользоваться статистической информацией, которая безнадежно устаревает. Иногда обработка статистики тре- бует значительного времени. При его отсутствии приходится ис- кать методы прогнозирования, использующие не количественную, а качественную информацию. Качественный подход к прогнозированию потребности опира- ется на экспертные оценки специалистов1. Методом экспертных оценок называют описательные, каче- ственные, приблизительные, а также количественные оценки про- цессов или явлений, не поддающихся в принципе или в данной ситуации непосредственному измерению. В результате использо- вания метода экспертной оценки выявляют субъективные мнения экспертов и на их основе определяют объективные оценки прогно- за. При этом метод экспертных оценок основывается на выполне- нии следующих гипотез: 1) эксперт является качественным источником информации; 2) групповое мнение экспертов близко к истинному решению проблемы. Использование метода экспертных оценок включает несколько этапов: а) разработка программы экспертного оценивания; б) подбор экспертов; в) подготовка процедуры опроса; г) проведение опроса экспертов; д) обработка результатов опроса. а) Разработка программы экспертного оценивания — первый этап организации работ по применению экспертных оценок. В этом документе формулируют цель работы экспертов и основные поло- жения по ее выполнению. В программе должны быть отражены постановка цели экспертного опроса, сроки выполнения работ, 1 Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. — С. 130–137. 59 задачи и состав группы управления, обязанности и права группы управления, финансовое и материальное обеспечение работ. б) Подбор экспертов включает несколько шагов: уяснение ре- шаемой задачи; определение круга областей деятельности; связан- ных с задачей; определение долевого состава экспертов по каждой области деятельности; определение количества экспертов в группе; составление предварительного списка экспертов с учетом их мес- тонахождения; анализ качеств экспертов и уточнение списка экс- пертов в группе; получение согласия экспертов на участие в рабо- те; составление окончательного списка экспертной группы. Общим требованием при формировании группы экспертов яв- ляется эффективность решения поставленной задачи. в) Подготовка процедуры опроса ведется параллельно с форми- рованием группы экспертов группой управления. При работе над процедурой опроса решают следующие вопросы: место и время проведения опроса, количество и задачи туров опроса, форма про- ведения опроса, порядок фиксации и сбора результатов опроса, состав необходимых для работы экспертов документов. Важным вопросом среди вышеперечисленных является опре- деление формы проведения опроса, так как методы проведения опроса довольно разнообразны. Выбор той или иной формы опроса определяется многими фак- торами, например: цель и задачи экспертизы; существо и слож- ность анализируемой проблемы; полнота и достоверность исход- ной информации; требуемые объем и достоверность информации, получаемой в результате опроса; время, отведенное на опрос и экспертизу в целом; допустимая стоимость опроса и экспертизы в целом; количество экспертов и членов группы управления; харак- теристики экспертов и членов группы управления. К основным методам проведения опроса прежде всего относят анкетирование, интервьюирование, групповое обсуждение. г) В процессе непосредственного проведения опроса экспертов и обработки его результатов группа управления выполняет ком- плекс работ в соответствии с разработанным планом, корректиру- ет его по мере необходимости по содержанию, срокам и обеспече- нию ресурсами. Основным содержанием опроса являются следующие элементы: предъявление вопросов экспертам; информационное обеспечение работы экспертов; выработка экспертами суждений, оценок, пред- ложений; сбор результатов работы экспертов. д) Обработка результата опроса является последним этапом метода экспертных оценок. На этом этапе обрабатывают, анализи- 60 руют результаты экспертного оценивания, составляют отчет, об- суждают результаты, оформляют итоги работы, знакомят с резуль- татами экспертизы заинтересованные организации и лиц. Исходной информацией для обработки результатов экспертных оценок являются числовые данные, выражающие предпочтения экспертов и содержательное обоснование этих предпочтений. Цель обработки — получение обобщенных данных и новой ин- формации, содержащейся в скрытой форме в экспертных оцен- ках. Разнообразные методы обработки экспертных оценок подробно описаны в специальной литературе. Одним из простейших методов является получение групповой экспертной оценки суммированием индивидуальных оценок экспертов, скорректированных по коэф- фициенту компетентности эксперта. Расчет коэффициентов ком- петентности эксперта, в свою очередь, также может быть проведен по нескольким методикам, эффективность применения которых зависит от сферы применения метода.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Качественный подход к прогнозированию спроса» з дисципліни «Операційний менеджмент»