Спрос на продукцию и услуги может иметь регулярный и не- регулярный характер. Регулярный спрос проявляется ежедневно, еженедельно или еже- месячно. Точность прогнозирования такого спроса должна быть максимальной. Нерегулярный спрос время от времени отсутствует. При этом ха- рактерно, что объем продаж в отдельные дни (недели или месяцы) больше среднего объема продаж за длительный период времени. Именно нерегулярный спрос составляет основную проблему пла- нирования производственных мощностей по объему (см. п. 2.3.7). Прогнозирование как регулярного, так и нерегулярного спроса может представлять собой довольно сложную задачу. И в том и в другом случае могут иметься периоды сезонного потребления — периодическое увеличение или уменьшение спроса на продукцию или услуги в течение года. Спрос может иметь и случайные изме- нения, что характерно для так называемого непредсказуемого (спо- радического) спроса. Спрос на готовую продукцию и товары может иметь зависимый и независимый характер. Зависимый спрос имеется при технологической (вертикальной) обусловленности закупок, производственного процесса или про- цесса потребления. Например, спрос на изделие определяет по- требность на входящие в него сырье, материалы, детали, комплек- тующие, сборочные единицы. Зависимый спрос может иметь и горизонтальную составляющую, если демонстрируется связанная потребность в нескольких технологически не связанных товарах. Например, розничный магазин, торгующий фасованным древес- ным углем, может обслуживать и зависимый спрос на одноразовую посуду, столовые приборы, одноразовые скатерти, используемые при проведении пикников. Как правило, горизонтальный зависи- мый спрос имеется при проведении рекламных кампаний. При горизонтальном зависимом спросе потребность диктуется замыс- лами маркетинга. Зависимый спрос определяют по спросу на ос- новной продукт в соответствии с известными нормами применя- емости или использования. Независимый спрос — это спрос, никак не связанный со спросом на другой продукт. Такой спрос характерен для большинства про- 54 дуктов рынка конечного потребления. Независимый спрос про- гнозируется отдельно для каждого наименования продукции или услуги1. Продукция и услуги с различным характером потребления нуж- даются в различных методах прогнозирования, которые можно разделить на три категории2: 1) количественные методы; 2) качественные методы; 3) методы, комбинирующие количественный и качественный подходы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Прогнозирование спроса на продукцию и услуги» з дисципліни «Операційний менеджмент»