Место операционного менеджмента в менеджменте организации
Различные операции и бизнес-процессы описывают следующие дисциплины: • организация и планирование производства; • организация и планирование материально-технического снаб- жения; • управление проектами; • управление услугами; • общий менеджмент; • управление кадрами; • управление персоналом; • управление качеством; • маркетинг; • управление информационными технологиями; • стратегический менеджмент; • управление изменениями; • инвестиционный менеджмент; • финансовый менеджмент; • инновационный менеджмент; • принятие управленческого решения; • экономико-математическое моделирование; • научная организация труда; • реинжиниринг бизнес-процессов и др. Каждое направление менеджмента формулирует свой специфи- ческий объект управления (табл. 3), но использует операции и процессы, а потому и операционный менеджмент как инструмент реализации своих решений. Несмотря на различие объектов управ- ления, во всех видах менеджмента присутствуют контекст деятель- ности и необходимость управления ею. В различных направлениях менеджмента по характеру протека- ния можно выделить детерминированные и стохастические про- цессы (рис. 4). Рис. 3. «Входы» и «выходы» бизнес-процесса 16 Таблица 3 Объекты управления направлений менеджмента* Направление менеджмента Объект управления Операционный менеджмент Операции и процессы Общий менеджмент Группы людей Управление персоналом Персонал организаций Управление проектами Проект Управление качеством Качество Маркетинг Рынок Управление информационными технологиями Информационно-коммуникацион- ные процессы Стратегический менеджмент Развитие организации Управление изменениями Процессы переходных периодов Инвестиционный менеджмент Капиталовложения Финансовый менеджмент Финансы Инновационный менеджмент Нововведения Логистика Потоки Управление цепью поставок Процесс взаимоотношений звеньев цепи * Стерлигова А.Н. Терминологическая структура логистики // Логистика и управление цепями поставок. — 2004. — № 4–5. — С. 101–119; М.: ГУ- ВШЭ, 2004. — 31 с. Рис. 4. Классификация процессов как объектов управления 17 Менеджмент, ориентированный на управление стохастиче- скими процессами, оперирует вероятностным подходом к анали- зу, прогнозированию и планированию деятельности. Это типично, например, для инвестиционного менеджмента, управления кре- дитами, чрезвычайными ситуациями, сроками проектов в отличие от, например, операционного менеджмента, организационного менеджмента, управления сбором налогов и пошлин, использо- ванием персоналом рабочего времени и др. Последняя группа оперирует четкими данными и однозначно разрабатываемыми решениями. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. было обращено внимание на процессы, связанные со взаимодействиями различного уровня, что привело к развитию новых видов менеджмента, таких как меж- функциональное, межорганизационное, межотраслевое управле- ние, управление партнерскими связями, проектным взаимодей- ствием, отношениями с клиентами, взаимодействиями с органами государственной власти и др. (рис. 4). Уже с начала прошлого века управление процессами делили на отрасли, что оправдывалось технологическими особенностями отдельных видов деятельности или процессов. В настоящее время эта традиция во многом сохранилась: говорят об управлении биз- несом в целом или об управлении его развитием (стратегический менеджмент), управлении изменениями, управлении исследова- ниями, опытно-конструкторскими разработками, закупками, про- изводством, распределением, управлении маркетингом, продажа- ми, электронной торговлей или (в обеспечивающей подсистеме операционной системы) об управлении документооборотом, скла- дированием, страхованием, логистикой, учебным процессом, при- обретением лицензий и др. (см. рис. 4). К объектам управления могут относиться не только процессы, но и предметы (материальные и нематериальные, одушевленные и неодушевленные) (рис. 5). Многие современные виды менедж- мента нацелены на отдельные личности: персонифицированное управление, сэлф-менеджмент (самоменеджмент), управление клиентами и др. Группы лиц являются объектами управления в общем менеджменте, социальном управлении, управлении кадра- ми, управлении командой и пр. Неодушевленные предметы — объекты управления представле- ны в практике современного менеджмента предметами труда, ору- диями труда, прочим имуществом, обеспечивающими ресурсами (финансовыми и информационными). Особо отметим бурную дифференциацию объектов этого уровня в рамках информацион- 18 Рис. 5. Классификация предметов как объектов управления 19 ных ресурсов: управляют базами данных, данными, контентами сайтов, списками адресов, рабочим столом компьютера, жизнен- ным циклом информации, памятью, сетями и пр. Очевидно, что в ближайшее время приведенный перечень будет расширяться и что такая же участь ожидает все ресурсы, на которые будет направлена инновационная технология будущего. Довольно много видов менеджмента, направленных на немате- риальные предметы (см. рис. 5). Наиболее динамично развивают- ся виды менеджмента, связанные с человеческими ресурсами. Это, например, управление конфликтами, здоровьем, стрессом, гневом, идеями, талантами. Общая тенденция в этом направлении — сбли- жение с личностью сотрудников, позитивное влияние на потенци- ал исполнителей и руководителей. В этом направлении ожидается еще большая дифференциация. Иными нематериальными объек- тами управления являются цели, безопасность и др. Довольно часто, говоря об объекте управления, трудно отделить предмет и процесс друг от друга (рис. 6). Это встречается в тех слу- чаях, когда предмет как объект управления в своем состоянии связан с развитием процесса, а потому управление процессом, связанным с предметом, становится неотъемлемой частью вида менеджмента. Например, к таковым можно отнести управление персоналом, рабочей силой, трудом, человеческими ресурсами, фокус-группой. В работе с так называемыми неодушевленными предметами имеется столь же жесткая взаимосвязь. Это относится, например, к работе с материальными ресурсами: интегральному менеджменту (в качестве), логистике, материальному менеджмен- ту, управлению запасами, отходами, ресурсами, фасилити-менедж- менту, управлению недвижимостью и др. Аналогичная картина наблюдается и при работе с финансовыми ресурсами: доверитель- ное управление, управление дебиторской задолженностью, денеж- ными средствами, заработной платой, затратами, инвестиционным портфелем, оборотным капиталом, расходами, стоимостью проек- та и др. Можно говорить о связи процессов и с информационными ресурсами, а также с орудиями труда. Нематериальные предметы как объекты управления также час- то бывают неотделимы от процессов, с ними связанными. Такими вопросами занимается менеджмент обнаружения и исправления ошибок, менеджмент времени, менеджмент знаний (управление знаниями) и др. Многие объекты управления состоят из неотделимых друг от друга процессов и материальных или нематериальных предметов. Таковыми являются все социально-экономические системы, а сле- 20 Рис. 6. Классификация процессов и предметов как совокупного объекта управления 21 довательно, организации, предприятия, объединения, государ- ственные органы. Такие объекты рассматривают в административ- ном менеджменте, государственном управлении, инновационном менеджменте, корпоративном управлении, менеджменте органи- зации, управлении экономикой и др. Таким образом, в различных видах менеджмента объект управ- ления имеет свою структуру, в которой процесс и предмет являют- ся аргументами двухмерного пространства, а масштаб охвата пред- ставляет собой третье измерение (рис. 7). Несмотря на расширя- ющуюся дифференциацию и связанную с ней потребность интеграции менеджмента в целом, операционный менеджмент остается самостоятельным направлением науки, используемым в практике любого бизнеса.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Место операционного менеджмента в менеджменте организации» з дисципліни «Операційний менеджмент»