Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента
Краткий исторический экскурс. Общепризнано, что операцион- ный менеджмент существует с того момента, как люди начали производить товары и услуги. История его развития представлена в учебниках и учебных пособиях1 (табл. 1). Началом профессио- нального развития современного операционного менеджмента было появление в 1920-х гг. концепции научного менеджмента. Фредерик У. Тейлор определил ее основные принципы следующим образом: 1. Ежедневную выработку рабочего необходимо определять в соответствии с научными законами. 2. Функция управленческого персонала заключается в разра- ботке этих законов и использовании их в производственном про- цессе. 3. Функция рабочего состоит в беспрекословном выполнении требований управленческого персонала. Основное внимание при этом было уделено деятельности по производству продукции и управлению им. Огромный вклад в развитие операционного менеджмента на первоначальном этапе внесли Фрэнк и Лилиан Гилберты и Генри Гант: операционный менеджмент стал первым из научно сложив- шихся направлений менеджмента. До 1940-х гг. в операционном менеджменте основное внимание уделяли использованию математического инструментария при управлении деятельностью организаций. Исключение составил эксперимент Элтона Мэйо, в котором изучалось воздействие опре- деленных изменений окружающей среды на производительность 1 Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. — М.: Вильямс, 2007. — С. 25–31; Стивенсон В. Дж. Управление производ- ством. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2004. — С. 41–49. 8 Таблица 1 Основные этапы развития операционного менеджмента Период Содержание этапа Раздел учебного пособия 1920-е гг. Научный менеджмент Ф.У. Тейлора 1.1.1. Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента. Краткий исторический экскурс 1920–30-е гг. Разработка классиче- ского инструментария операционного менеджмента 1.1.1. Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента. Краткий исторический экскурс 3. Организация процессов в пространстве и времени 1930–40-е гг. Развитие математиче- ского инструментария управления деятель- ностью организации. Хоторнский экспери- мент Э. Мэйо 1.1.1. Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента. Краткий исторический экскурс 1950–60-е гг. Развитие производ- ственного менедж- мента (управления производством) как самостоятельной дисциплины 1.1.1 (б). Понятия «производство» и «операция» 2.1. Производство и услуги в операционном менеджменте 2.2.2 (а). Система пополнения запасов 2.2.2 (б). Система расшивки узких мест Начало 1970-х гг. Развитие систем управления МРП-типа 2.2.2 (в). МРП-стандарт управле- ния 1970–80-е г. Развитие систем ТВС-типа Разработка модели производственной стратегии 5P 1.1.1. Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента. Краткий исторический экскурс 2.2.2 (г). ТВС (JIT )-стандарт управления 1980–90-е гг. Развитие интеграль- ного менеджмента Развитие операцион- ного менеджмента Развитие системы управления всеобщего качества (TQM) Развитие процессного подхода к управлению 1.1.1 (б). Понятия «производство» и «операция» 1.1.2. Характеристика уровней интеграции деятельности 6.4. Виды операционных стратегий (в). Развитие качества 1.2.3. Функциональный и процес- сный подходы к управлению 9 Период Содержание этапа Раздел учебного пособия 1990-е гг. Развитие реинжини- ринга бизнес-процес- сов 1.2.3. Функциональный и процес- сный подходы к управлению Конец 1990-х гг. Развитие электрон- ного бизнеса Развитие управления цепями поставок 1.1.1. Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента. Краткий исторический экскурс 1.1.2 (г). Межорганизационный уровень интеграции управления Окончание табл. 1 труда рабочих на заводе Западной электрической компании (Western Electric Plant, г. Хоторн, Иллинойс). Его результаты оказали огромное влияние на организацию и мотивацию труда и в конеч- ном счете привели к тому, что многие предприятия создали отделы по управлению кадрами и ввели должности социологов. В конце 1950-х — начале 1960-х гг. операционный менеджмент начал свое самостоятельное развитие как наука об управлении. В то время более употребительным было его название «Управление производством» или «Производственный менеджмент». Ученые обратили внимание на общность проблем, которые приходится решать в любых производственных системах. Итогом стало то, что производственные операции начали рассматривать как элементы системы организации в целом. История разграничения сфер про- изводства и услуг рассмотрена в п. 2.1. Наиболее значительное достижение 1970-х гг.— массовое ис- пользование компьютерной техники при решении вопросов, свя- занных с операциями, и появление систем класса МРП1. Подроб- но использование МРП-стандарта управления операционными системами рассмотрено в п. 2.2.2 (в). В конце 1970-х — начале 1980-х гг. была предложена модель производственной стратегии (так называемые 5P операционного менеджмента)2. Она позволила руководству использовать произ- водственные мощности своих предприятий в качестве стратегиче- ского инструмента развития конкурентных преимуществ. Содер- жание этой концепции приведено далее. Приблизительно в это же время в философии менеджмента и методов производства произошел прорыв благодаря развитию под- 1 Гаврилов Д.А. Управление производством на базе MRP П. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 416 с. 2 Чейз Р. и др. Указ. соч. — С. 28. 10 хода «точно в срок» (JIT )1. Подробное рассмотрение его принци- пов приведено в п. 2.2.2 (г). Последовавшее за этим развитие подхода управления всеобщим качеством (TQM) дало очень существенные результаты как в опе- рационном менеджменте, так и в практике управления в целом. Этот подход широко применяли многие компании уже в 1980-х гг., но наибольший размах он приобрел в 1990-х гг. Качество стало одним из приоритетов операционной стратегии организаций. Краткая характеристика этого этапа приведена в п. 6.4 (в). С начала 1980-х гг. ведущее положение занял интегральный подход к менеджменту. Его содержание представлено в п. 1.1.2. Все большую популярность приобретает мнение, что имеющаяся в настоящее время дифференциация видов менеджмента требует подготовки специалистов нового качества — интегральных менед- жеров, чья обязанность состоит в обеспечении согласованности реализации отдельных направлений менеджмента. Именно в ин- тегрированном менеджменте стало формироваться процессно- ориентированное управление, обязанное своим развитием опера- ционному менеджменту, который, в свою очередь, развился из управления производством или производственного менеджмента. Особенности процессного подхода к управлению приведены в п. 1.2.3 (а). Сложное экономическое положение многих стран в 1990-е гг. заставило специалистов обратить внимание на нововведения, на- правленные на совершенствование процессов управления произ- водством, что привело к развитию реинжиниринга бизнес-процес- сов2, основанного на революционных, а не эволюционных (как в TQM) изменениях. Его характерная особенность заключается в том, что все бизнес-процессы организации рассматривают и ана- лизируют в принципиально новом свете; от операций, которые не создают прибавочной стоимости, отказываются, проводят автома- тизацию оставшихся бизнес-процессов. В конце 1990-х гг. к потрясающим результатам привело развитие глобальной сети Интернет и World Wide Web. Электронный бизнес в качестве основного инструмента своей деятельности использует 1 Питеркин С.В. и др. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-cистем. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 368 с. 2 Хаммер M., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. — 287 с.; Хаммер М. Бизнес в ХХI веке: повестка дня. Что необходимо сделать каждой компании, что- бы стать лидером рынка в текущем десятилетии. — М.: Добрая книга, 2005. — 336 с. 11 Интернет. Следующим принципиальным шагом развития опера- ционного менеджмента стало видение проблем управления цепями поставок.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента» з дисципліни «Операційний менеджмент»