Существует несколько теорий о формировании и развитии лич-н ос ти ч е ло ве ка. О дн и с чи та ют, ч то р а зв ит ие ли чн ос т и за ра н ее з ап-рограммировано, и что психические качества проявляются спонтанно ( самопро извольно) по мере созреван ия орган изма чело века. Другие утверждают, что развитие личности ничем заранее не предопределено, но у каждого человека имеет место предрасположенно сть к поя вле нию оп ред еле нны х пси хич еск их кач ест в . Тре тьи сч и -тают, что развитие психически свойств личности имеет случайный характер, и что решающую роль имеют только жизненные обстоятельства, в которых находится человек. Если придерживаться первой теории, то следует признать, что, в связи с биологическим происхождением человека, ему изначально присущи такие качества как: агрессивность, жестокость, садизм, мазохизм и пр. Конечно, многие свойства и функции организма человека являются такими же , как и у других животных, но данные качества не могут иметь чисто животное происхождение по двум причинам. Прежде всего, предки человека не были хищными и агрессивными животными, они не только не убивали друг друга, но не делали этого и по отношению к другим животным. Кроме того, агрессивность и жестокость - это психические качества, другим животным. Кроме того, агрессивность и жестокость - это психические качества, которые имеют личностный характер, и появились они у человека тогда, когда люди стали убивать друг друга. Возможность убивать появилась у человека только с появлением орудий труда. Сначала убийства носили случайный характер, но по мере того как совершенствовались орудия труда создавалась возможность производить ценные вещи, убийства стали происходить из-за стремления овладеть ими. В связи с этим орудия труда стали превращаться в орудия убийства, которые были направлены не на благо человека, а против его жизни. Появление частной собственности, и стремление владеющих ею людей защитить и приумножить свои богатства, привели к появлению, созданного ими, специального органа - государства. С образованием государства убийство во время войн стало узаконенным и велось в массовом масштабе. Эта функция государства всегда осуждалась передовыми людьми. Вот что пишет о государстве Ф. Ницше. “Государством зовется самое холодное из всех чудовищ. Холодно лжет оно; и вот какая ложь выползает из уст его: “Я, государство, - я - это народ”. Это ложь! Родоначальниками народов были созидающие - это они наделили верой и любовью соплеменников своих: так служили они жизни. Те же, кто расставил западни для людей и назвал это государством, - разрушители: меч и сотню вожделений навязали они всем”.1 Государство - это власть, опирающаяся на насилие. Насилие становится нормой поведения человека, насилие объявляется одним из достоинств человека, насилие всячески поощряется и культивируется. Ужас и насилие, убийство и преступление обрушиваются с экранов телевизоров и в кинотеатрах, смакуются в произведениях писателей и радиопередачах, глядят с полотен художников и с комиксов. Люди с давних времен мечтают о таком государстве, которое заботилось бы о народе, которое могло бы обеспечить свободу личности, защищало бы ее от насилия, а не заставляло бы убивать других людей, в угоду правящей элите; о государстве, которое могло бы на деле обеспечить равенство всех людей перед законом, равенство возможностей проявлять и развивать свою личность; наконец, о таком государстве, где существовала бы социальная справедливость, где каждый член общества мог бы заниматься общественно-полезным трудом и не бояться, что станет с ним завтра. Наряду с современным государством, негативное влияние на ра зв ит ие ли чн ос т и ок а зы ва ют и ег о а тр иб у ты: в ла ст ь , ча ст н ая с об-ственность и деньги. Конечно, собственность и деньги обеспечивают ч еловеку в совр еменном мире нормаль ную жиз нь, без них не льзя обойтись. Но когда приобретение собственности и денег в больших размерах становится целью жизни, то это порождает самые отвратительные качества в человеке : стяжательство, жадность, жестокость, бессердечие, равнодушие и др. Ради приобретения богатства и денег люди убивают, воруют , совершают разбой, делают подлоги, о бманывают. Растлевающее влияние государства, собственности и денег на личность человека стало проявляться с самого начала их появления. Рабовладе льческое общество, которое породил о их, пог рязло в пороках и преступлениях. Человек стал одним из видов соб-ст вен нос ти, жи знь че лов ека бы ла об есц ене на. Ра бов уб ива ли, ра с -пи нал и н а к рес тах, н еща дно эк сп луа тир ова ли. Уб ийс тво ст ало но р -мой жизни в этом обществе. Любимым развлечением были гладиа-то рс кие б ои, гд е люд и уби ва ли дру г дру га на п оте ху зр ите ле й . Тогда , стремясь спасти людей Иисус Христос стал проповедовать общественно-ценные нормы поведения, на основе которых могли бы формироваться общечеловеческие духовные качества личности. Главными заповедями стали “ не убий” и “ возлюби ближнего как са мого себя”. Если люд и будут любить себе п одобных, то самого себя”. Если люди будут любить себе подобных, то убийство будет исключено, так как человек не может убить того, кого он любит. Так возникло распространенное мнение о том, что “любовь” спасет мир. Казалось бы, что с появлением христианской морали должны были исчезнуть антисоциальные качества и развиваться духовно ценные качества. Действительно, так и произошло. Но у определенной части общества до сих пор продолжают культивироваться антисоциальные качества личности. Это объясняется тем, что остались социальные причины их порождающие: власть, собственность и деньги. Кроме того, церковные власти в прошлом, осуждая насилие и убийство, сами жестоко расправлялись со всеми, кто пытался усомниться в правильности религиозных канонов. В связи с этим сложилось такое положение, что многие люди формально стали усваивать религиозные догмы, а в быту все время их нарушали, совершая преступные действия. Примером тому являются итальянские “мафиози”, которые считают себя истинными католиками, что однако не мешает им убивать людей и совершать насилие над своими жертвами. Существуют также психологические причины появления антисоциальных качеств у отдельных личностей. Известно, что даже са мые гума нные иде и , о блеч енны е в сло ва, не м огут авт омат ичес ки сформировать общественно ценные качества личности . Их появление у человека связано с длительным и сложным процессом разви-ти я ли чнос ти. Исходным материалом для формирования духовных качеств ли чно сти я вля ютс я м ора ль ные пр инц ипы, в р езу льт ате ус во ени я к о -торых, у человека появляются знания о нравственных нормах по-веде ния. Н о очен ь част о у че ловека имеютс я таки е знан ия, од нако он не применяет их в жизни. Для того, чтобы это произошло, надо вызвать у него желание совершать добрые дела. Следовательно, формирование духовного качества личности может происходить рые дела. Следовательно, формирование духовного качества личности может происходить только на основе сплава знаний, желаний и действий, направленных на благо человеку и обществу. Всем известно, что все родители и педагоги стараются сформировать у детей общественно ценные качества, но очень часто терпят неудачу. Это происходит потому, что они ограничиваются только поучениями о том, как должны вести себя дети. Сами же или не следуют этим поучениям, или же часто поступают вопреки им . В результате у детей возникает свой взгляд на поведение : можно говорить одно, а делать другое . Так, с самого начала в процессе фо рми ров ан ия лич нос ти пр оис ход ит ее раз дв оен ие, ко тор ое в дал ь -нейш ем закре пляется и стано вится ис точнико м появле ния нега тив-ных качеств человека . Американский педагог и психолог К. Олред разработала в начале 80-х годов программу развития личности под названием “Позитив Экшн”. Основным средством формирования высоконравственной личности, по ее мнению, является положительный поступок (“Позитив Экшн”). В структуре положительного поступка К. Олред выделяет три осн овных эле мента: поз нава тельн ый, э моци ональ ный и пов еденч ес-кий. При совершении положительного поступка у ребенка формируется позитивная установка как в поведенческой, так и интеллектуальной и эмоциональной сферах. Положительные поступки дети совершают как при осуществлении коллективных, так и индивидуальных форм деятельности. При этом не только в классах , но и во всей школе создается атмос -фера , благоприятствующая положительным поступкам. В результате у детей формиру ются та кие че рты лич ности к ак: ува жение, приветливость, дружественность, доброта, сотрудничество, честность, справедливость, правдивость, самоутверждение и т. д. Наря ду с во спитание м лично сти име ет мест о и ее с амовосп ита-ние. Потребность в самовоспитании возникает в том случае , если субъект начинает критически оценивать свои поступки и поведение, и у него возникает чувство стыда и совести за совершенные поступки. Ос но вн ым ор ие нт иро м са мо во спи та ни я яв ляе тс я ид еал ьн ый о бр аз ступки. Основным ориентиром самовоспитания является идеальный образ “Я”, который возникает на основе представления о том, каким бы я хотел быть. В п роцес се с амово спита ния п роис ходит само совер шенс твова ние личности , в основе которого лежит способность человека управлять своей психикой, способность сознательн о регулиро вать свое п оведе-ние и поступки. Достигается это путем длительной тренировки в со-вер шении высок онрав ствен ных по ступк ов, к оторые, зак репля ясь, с та-новятся привычными формами поведения. Отраженные в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах личности привычные способы действий становятся основой для проявления духовных каче ств чело века. Таким образом, в развитии личности можно выделить два основных этапа. На первом этапе под влиянием социальных условий существования человек превращается в одухотворенное существо - личность, духовные качества которой формируются в процессе целенаправленного обучения и воспитания в семье и в школе. На втором этапе личность из объекта воспитания превращается в субъекта самовоспитания. Только на этом этапе личность становится активным деятелем, способным не только познать, но и совершенствовать окружающий мир и самого себя. Гегель, рассматривая причины появления выдающихся людей, считал, что “ такие личности не созданы природой, а самостоятельно сделал и себя тем, чем о ни был и ”. Л.Н. То лсто й по лага л , ч то е динст венн ый п уть изме нени я че ло-века и человеческого общества лежит через самосовершенствование личности. Только таким образом человек может спасти общество и землю от деградации и разрушения. Но это может сделать только человек, д остигший со вершенства, человек буд ущего.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формирование и развитие личности» з дисципліни «Загальна психологія»