Человек - сложно организованное, многомерное и разностороннее существо. Как и все живые существа, он имеет определенную телесную организацию, данную ему от природы. По своему телесному строению он во многом похож на высших приматов. В то же время он представляет собой высших биологический вид, характеризующийся особыми, присущими только ему, телесными качествами. Факт принадлежности этого существа к данному виду закреплен в понятии “Индивид”. Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек. Главное отличие человека заключается не во внешней телесной организации, а в его внутренней духовной сущности. Человек - одухотворенное существо, наделенное многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать окружающий мир и самого себя, строить свое поведение среди людей, создавать необходимые для его жизни предметы, из-меня ть услов ия своег о сущес твования, совер шенствов ать свои физические и духовные качества. Это новое качество, возникшее у человека в процессе жизни в обществе, дающее ему возмож-ност ь активн о действ овать, проявлят ь самос тоятельн ость и т вор-чество, отвечать за свои действия и поступки, закреплено в понятии “ личность”. Таким образом, личностью может являться только одухотворенный человек, член общества, обладающий многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окружающий мир и самого себя. Духовность пронизывает все существо человека: и тело, и душу. Душа представляет собой совокупность Душа представляет собой совокупность всех психических явлений, присущих человеку, одухотворенных познавательной деятельностью, направленной на постижение сущности внешнего мира и внутреннего бытия человека. Внут ренний мир чело века - это его субъек тивный м ир. Суб ъек-тивность, или по философской терминологии “ самость ”, является основной формой существования внутреннего , духовного мира человека. Этот мир представлен человеку в виде разума , чувств , по -буждений, волевых свойств, способностей, характера и темперамента. Самость объединяет все формы проявления психики человека и управляет ими. Ф. Ницше писал : “ Чувство и ум всего лишь орудия и игр ушки: за ним и ск рыва ется САМ ОСТЬ. .. О на г оспо дств ует и по ве-левает твоим “ Я ”.”1 Субъективный духовный мир каждого человека является уникальным и неповторимым. Так же как отпечатки пальцев не могут быть идентичными, так и психические свойства и качества личности не могут быть тождественными. Личность всегда индивидуальна и свое-о бр аз на. Индивидуальность личности заключается в своеобразном сочетании психических свойств и качеств, отличающих ее от других людей. Для того, чтобы жить и развиваться, личность должна все время преодолевать в себе то, что досталось ей от животных предков. “Человек, - писал Ф. Ницше, - ест ь нечто, что должно преодолеть... Вы сове ршили путь о т червя до че ловека, но мн огое еще в в ас - от черв я . Когд а - то бы ли вы о безьян ами, и даже те перь че ловек б оль-ше обезь яна, н ежели иная из об езьян.”2 Целью преодоления является формирование полноценного человека, освободившегося душой и телом от животных влечений, доставшихся ему от животных предков. Высшей целью преодоления, по Ф. Ницш е , я вляе тся созд ание Свер хчел овек а , к отор ый д ол-жен появиться на земле и стать ее смыслом. “ Сверхчеловек - смысл земли”, - писал Ф. Ницше.3 Современный человек для Сверхчеловека, по мнению Ницше, должен быть посмешищем, мучительным позором. Сверхчеловек - это человек отдаленного будущего, который своей созидательной деятельностью будет не разрушать, а украшать землю. Для того, чтобы стать полноценным человеком, каждый индивид должен заниматься самосовершенствованием. Целью самосовершенствования является стремление личности приобрести такие качества, которые дали бы ей возможность занять достойное место среди людей и стать полезным членом общества. Человек является общественным существом. Основным условием существования общества является общение, в котором проявляется человеческая сущность. В процессе общения и совместной деятельности между людьми устанавливаются общественные отношения, под влиянием которых у человека возникает новое качество - личность. По мнению А.Н. Леонтьева, это качество является сложным системным образованием. По своей природе оно является “сверхчувственым ” явлением, так как связи и отношения между людьми, под влиянием которых оно возникает, не могут непосредственно восприниматься, их отражение возможно только посредством мышления человека. Существование личности в системе общественных отношений, ее место и роль в обществе вызвало появление так называемой “ролевой теории личности”. Действительно, каждый человек в течение своей жизни выполняет различные общественные функции. Он может быть сыном или дочерью, отцом или матерью, начальником или подчиненным, учителем или учеником и т.д. Значит ли это, что выполняя эти функции, человек играет просто роль. Против такого упрощенного понимания личности резко выступал А.Н. Леонтьев. Он считал, что человек, осуществляя свою жизнь в обществе, играет не “роль”, а выполняет свою “миссию”. Правда, иногда человек разыгрывает какую-то “роль”, но эта “роль” не личность человека, а то “изображение, за которым она скрывается”. Против такого упрощенного понимания личности, функции которой сводятся к выполнению только определенной “роли”, говорит также и тот факт, что человек, осуществляя свою жизнь в обществе, не просто является исполнителем определенной “роли”, а является творцом, созидателем материальных и духовных ценностей. С точки зрения гуманистической психологии, главной особенностью личности является реализация творческих возможностей, ее способность совершенствовать окружающий мир и управлять своим собственным развитием, осуществляя самоактуализацию и самосовершенствование. Проявляя творчество, личность создает общественно ценные продукты, и тем самым не только совершенствует свои психические свой ства, но и спос обст вует разви тию о бщест ва.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие о личности» з дисципліни «Загальна психологія»