Известно, что на психику и духовный мир человека оказывают решающее влияние четыре основных фактора: общество, культура, идеология, язык и речь. Базовым фактором является общество, вне которого немыслима человеческая жизнь и формирование духовного облика человека. Все остальных факторы являются производными, так как они есть продукт функционирования человеческого общества. Общество представляет собой объединение людей, между которыми существуют неразрывные социальные связи и отношения, порождаемые совместной материальной и духовной деятельностью. Продуктом материальной деятельности являются предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Продуктом духов ной деяте льности являются культурны е ценнос ти и идеа льные эталоны, определяющие духовные связи и отношения между людьми. Язык и речь, п орождае мые об ществом, в сво ю очере дь, явл яют-ся основным условием развития общества, культуры, идеологии и духовного мира каждого человека как члена общества. Что же такое язык и речь и почему они определяют духовное и вообще психическое развитие человека? Язык и речь неразрывно связаны между собой. Их существование и развитие невозможно дру г без дру га. Т ам, г де п оявля ется язык, воз никае т и р ечь. Если не осущ ествляе тся реч ь - исче зает и язык. Хотя яз ык и ре чь функ цио-нируют вместе , но они представляют собой по форме своего существования разные явления . Язык - это система словесных знаков, посредством которых люди обозначают предметы и явления как реального, так и потустороннего мира. Язык является средством закрепления, передачи и усв оен ия лич ног о , так и общ ес тве нно-ис тор иче ско го опы та, пр и - та, приобретенного в процессе осуществления практической и теоретической деятельности людей. Язык создается людьми и является общественно-историческим явлением. В языке народа отражается его духовный мир, его знания, его верования, нравственные и моральные идеалы, обычаи и традиции, надежды и чаяния, словом, все то, что составляет духовную жизнь общества. Язык дает возможность людям осуществлять совместную деятельность, ставить общие цели, достигать выдающихся результатов в познавательной и созидательной деятельности. Язык является важнейшим средством общения между людьми, средством сообщения информации и средством воздействия друг на друга. Язык, как система словесных знаков, порождается и осуществляется посредством речевой деятельности. Слова могут существовать в форме звуков, графических знаков и моторных символов, возникающих в результате функционирования органов речи. Таким образом, речь можно рассматривать как деятельность, направленную на воспроизведение и восприятие звуковых, графи-чес ких и ки нест езич ески х об разо в сло в , н а ос нове кот орых воз ни-кает, существует и проявляется сознательная психика человека и его духовный мир. Каким же образом сознательная психика и духовный мир че-лове ка связ аны с я зыком и речью? Это п роисход ит благ одаря т ому, что слово, как основной элемент языка и речи, имеет, с одной стороны, общее смысловое содержание, закрепленное за ним обществом, а, с другой стороны конкретное личное содержание, приобретенное на основе индивидуального опыта. Усваивая значение слов человек приобретает знания о мире и о самом себе, приобретает способность осознавать все что происходит вокруг него и в нем самом. Слово, как любой другой знак, полагал Л.С. Выготский, является орудием интеллектуальной деятельности. В отличие от орудий труда слова, имеющие смысловое значение , изменяют не материальные предметы, а психику человека. На основе речевой деятельности у человека возникают знания, мысли и п редставлен ия о пред метах и явлениях внешнего и внутреннего мира, о сущности бытия , о смысле жи зни, о нр авственных и культу рных ценн остях, вер а в справ едли- ния, мысли и представления о предметах и явлениях внешнего и внутреннего мира, о сущности бытия, о смысле жизни, о нравственных и культурных ценностях, вера в справедливость и добро и в их вечное существование, вера в то, что порок и зло неизбежно будут наказаны. Речевая деятельность , направленная на воспроизведение и восприятие звуковых, графических и моторных образов слов, на основ е кот орых осущ ествл яетс я пси хичес кая деяте льнос ть ч елове ка, управляется и регулируется речевыми центрами, расположенными в левом полушарии головного мозга. Еще в прошлом веке были открыты два речевых центра в коре левого полушария. Один из них - центр моторных образов слов П. Брока расположен в задней трети нижней лобной извилины левого полушария. При его поражении у больного нарушается внешняя моторная речевая деятельность (произношение). Второй - центр сенсорных образов слов К. Вернике расположен в задней трети верхней височной извилины левого полушария. При его поражении больной перестает понимать обращенную к нему звуковую речь. Дальнейшие исследования показали, что эти центры не только связаны между собой, но и с другими центрами ( зрительным, дви-гате льным и осязат ельным) , а та кже и с ниже л ежащими структ ура-ми головного мозга и составляют единую функциональную систему, обеспечивающую речев ую деятельность человека. Исследования Н.И. Жинкина показали, что речевая деятельность строится не только на основе функционирования элементарных ф изиологич еских ме ханизмов типа “ сти мул-реак ция”, но предполагает участие специальных механизмов, обеспечивающих смысловое построение речевого высказывания. Им были описаны несколько групп механизмов, принимающих участие в речевой деятельности. Сначала вступают в действие механизмы программирования речевого высказывания. Затем начинают функционировать механизмы, обеспечивающие переход от программы к грамматической и синтаксической структуре предложения. После этого включаются механизмы подбора слов по смысловым и звуковым признакам и механизмы перехода от моторной программы к звуково- ния. После этого включаются механизмы подбора слов по смысловым и звуковым признакам и механизмы перехода от моторной программы к звуковому ее оформлению. Наконец, вступают в действие механизмы, осуществляющие непосредственное звуковое речевое высказывание. При нарушении функционирования этих механизмов происходит также нарушение нормальной речевой деятельности. Нейро-психолог А. Р. Лурия описал пять основных нарушений устной речевой деятельности, которые получили название афазий. Каждый вид афазий связан с нарушением функций соответствующих механизмов речевой деятельности. Так, при моторной афазии нарушается способность к осуществлению членораздельной звуковой речи. При сенсорной афазии происходит распад фонематического слуха, вследствие чего человек не может установить связь между звуковым составом слова и его смысловым значением. При семантической афазии возникают затруднения в понимании смысловых отношений между словами. В результате этого больной понимает значение отдельных слов, но не может их связать вместе. Например, понимает значение слов “брат” и “отец”, но не может уяснить кто такой “брат отца”. Возможны нарушения и других видов речевой деятельности. Нарушение письменной речи называется аграфией. В этом случае человек теряет способность воспроизводить графические образы слов, хотя звуковая речь у него сохраняется.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие о речевой деятельности» з дисципліни «Загальна психологія»