Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психикой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку. Антропо-логизация психики животных широко применялась как в психологии, так и в художественной литературе. Так, американский психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”. Естественно возникает вопрос о том, в какой мере существует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие. 1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психики: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свойства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринима- емых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека начинает функционировать предметное сознание, содержание которого определяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека. 2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начин ает п рояв лятьс я наг лядн о - дей ствен ное мышле ние, что позво ля-ет им у лавл иват ь св язи и от ноше ния м ежду вос прин имае мыми объ ек-тами, и находить выход из создавшейся проблемной ситуации. Однако способность к интеллектуальным действиям у высших животных является лишь потенциальной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях. 3. Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством дви жени й , п оз, мими ки, прик осно вений и т.п. Им с войс твен но т ак-же и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллект уальной деятельно сти. Благ одаря эт ому у чел овека появл яется выс шая форм а интелле кта - отв леченное теоретич еское мышление, которое дает ему возможность освободиться от воздействий непосредственно воспринимаемой среды и произвольно регулировать свое поведение. На основе отвлеченного мышления у человека формируется высший идеальный духовный мир, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеалы и мировоззрения. 4. И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям. Но у животных он передается биологическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у лю- дей он передается посредством специального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, существования и передачи общественно-исторического и индивидуального опыта. 5. Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные моральные чув-ст ва. Бл аго дар я э тим чу вст вам у че лов ека фо рми руе тся нр авс тве н -ный облик личности, связанный с переживанием чувства долга и совести перед людьми и перед самим собой. 6. Сходными у человека и у животных являются естественные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с есте-ств енным и по требн остям и , с ущест вуют духо вные потре бнос ти, б ла-годаря которым человек обретает свободу и независимость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о своем телесном благополучии. Таким образом, в психике человека и животных имеется много сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика животных обусловлена исключительно природными условиями существования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер. Психика обеспечивает не только телесное существование человека, но и духовное, нравственное бытие, которое яв ляе тся до сто яни ем тол ько че ло век а . Но дух овн ое раз вит ие чел о -века происходит не самопроизвольно, а осуществляется под влиянием целенапра вленного воспитан ия, котор ое проис ходит в с емье, школе и в обществе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Схоство и различие психики человека и животных» з дисципліни «Загальна психологія»