Мир квантовой науки проливает много света на вопрос о нашей роли во вселенной, но с иной точки зрения. Если мы присоединимся к интерпретации Вигнером проблемы кота Шрёдингера, то мы не- пременно увидим повсюду след разумных деяний. Бесконечная цепь
наблюдателей, каждый из которых созерцает предыдущего, в конеч- ном счете ведет к космическому наблюдателю — возможно, самому Господу. В рамках такой картины вселенная существует потому, что существует божество, которое ее созерцает. И если верна интерпре- тация Уилера, то во всей вселенной преобладает разум и информа- ция. Согласно такой картине разум является преобладающей силой, которая определяет природу существования. Точка зрения Вигнера, в свою очередь, навела Ронни Нокса на мысль сочинить следующее стихотворение о реплике скептика в адрес Бога, в размышлении, стоит ли дерево во дворе тогда, когда на него никто не смотрит: Один человек сказал: «Бог, Видать, совсем занемог, Считая, что этот вот ясень Стоять будет, так же прекрасен, Когда рядом нет никого». Анонимный шутник затем написал следующий ответ: Непонятен Мне, сэр, ваш щелчок: Я везде, даже там, где ни глаз нет, ни ног. И стоять будет ясень, Все также прекрасен. Я все вижу. С почтением, Бог. Иными словами, деревья существуют во дворе потому, что всегда есть квантовый наблюдатель, разрушающий волновую функцию объ- екта, а именно сам Господь. Интерпретация Вигнера ставит вопрос о разуме в самое средото- чие основ физики. Он вторит словам великого астронома Джеймса Джинса, который однажды написал: «Пятьдесят лет назад на вселен- ную смотрели как на машину... Устремляем ли мы свой взор в космос или в глубины атома — механическая интерпретация Природы перестает работать. Мы сталкиваемся с объектами и явлениями, которые никоим образом не являются механическими. Мне они представляются скорее процессами ментального характера, нежели механического; кажется, вселенная больше похожа на гигантскую мысль, нежели на гигантскую машину».
Эта интерпретация принимает самую неоднозначную форму в теории Уилера о веществе из информации. «Не только мы приспо- собились ко вселенной. Вселенная также приспособилась к нам». Иными словами, в некотором смысле мы создаем свою собственную реальность, совершая наблюдения. Он называет это «Генезисом через наблюдение». Уилер заявляет, что мы живем во «вселенной, основанной на взаимном участии». Эти слова перекликаются с мнением, которое высказал нобе- левский лауреат, биолог Джордж Вальд, написавший: «Грустно было бы атому во вселенной, если бы не было физиков. А физики состоят из атомов. Физик представляет собой способ познания атомом самого себя».Священникцерквиунитариев-универсалистовГариКовальски выражает эту точку зрения таким образом: «Вселенная, можно ска- зать, существует ради прославления себя, наслаждаясь собственной красотой. Если человеческая раса — это одна грань космоса, которая тянется к самоосознанию, то тогда наша цель бесспорно состоит в том, чтобы сохранить в веках наш мир и изучать его, а не испортить или разрушить то, на создание чего ушло столько времени». Если придерживаться такого хода рассуждений, в существова- нии вселенной есть смысл: произвести разумные существа, подобные нам, которые могут ее наблюдать, чтобы она могла существовать. В соответствии с такой точкой зрения само существование вселенной зависит от ее способностей к порождению разумных существ, кото- рые будут наблюдать ее, разрушая тем самым ее волновую функцию. Интерпретация Вигнера квантовой теории может показаться удобной. Однако существует и альтернативная интерпретация — интерпретация многих миров, которая дает нам совершенно иное представление о роли человечества во вселенной. В интерпретации многих миров кот Шрёдингера может быть как мертвым, так и живым одновременно, просто потому, что вселенная расщепилась на два от- дельных мира.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Квантовое значение» з дисципліни «Загальна астрономія»